ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-90/19 от 29.04.2019 Надтеречного районного суда (Чеченская Республика)

Дело а-90/19г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 29 апреля 2019г.

Надтеречный районный суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего судьи Ибрагимова И.И.,

при секретаре ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-90/19 по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к администрации Братского с.<адрес> муниципального района ЧР о признании бездействие выразившиеся в не размещении информации о своей деятельности незаконным и обязании разместить регламенты предоставления муниципальных услуг, актуальный перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, обзор рассмотрения обращений граждан и организаций, а также нормативный правовой акт об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов на официальном сайте Администрации.

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> ЧР обратился в Надтеречный районный суд ЧР с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Братского с.<адрес> муниципального района ЧР о признании бездействие выразившиеся в не размещении информации о своей деятельности незаконным и обязании разместить регламенты предоставления муниципальных услуг, актуальный перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, обзор рассмотрения обращений граждан и организаций, а также нормативный правовой акт об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтных интересов на официальном сайте Администрации.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4, поддержал заявленные требования и пояснил, что в результате проведенного прокуратурой <адрес> в феврале 2019 года анализа исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации органами местного самоуправления <адрес> были выявлены нарушения требований закона в деятельности администрации Братского сельского поселения (далее – Администрация).

Как было установлено, Администрацией требования законодательства о размещении в сети «Интернет» сведений о своей деятельности в сфере предоставления муниципальных услуг и рассмотрения обращений граждан надлежащим образом не исполняются.

Так, изучением официального сайта Администрации было установлено, что информация о правотворческой деятельности органа местного самоуправления на нем в полном объеме не размещена, административные регламенты предоставляемых Администрацией муниципальных услуг не размещены, актуальный перечень муниципальных услуг предоставляемых органом местного самоуправления, на сайте не размещен, тогда как, согласно ч. 3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об

организации предоставления государственных и муниципальных услуг» открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, является одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг.

Кроме того, на сайте Администрации информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан, организаций и т.д., и обзоры по данным обращениям за 2018 год также отсутствовали. При этом согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Выявленные нарушения послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Администрации представления об их устранении, причин и условий, им способствующих, а также возбуждения в отношении него дело об административном правонарушении по ч.2 ст. 13.27 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По результатам рассмотрения внесенного представления Администрацией в прокуратуру района представлен ответ об устранении выявленных нарушений закона.

Однако, в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ повторного мониторинга сайта Администрации установлено, что ранее выявленные прокуратурой района нарушения Администрацией в полном объеме не устранены, на соответствующих разделах сайта регламенты предоставления муниципальных услуг и актуальный перечень предоставляемых муниципальных услуг до настоящего времени не размещены.

Кроме того, в ходе настоящего мониторинга сайта Администрации установлено, что в нарушении требований действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и законодательства о противодействии коррупции на сайте не размещен нормативный правовой акт администрации об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, что делает невозможным доступ граждан к информации о составе и порядке деятельности указанной комиссии и антикоррупционной экспертизе данного правового акта, что, согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), является одной из мер осуществления профилактики коррупции.

Более того, согласно ч.3 ст.3 Федерального закона № 273-ФЗ публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является одним из основных принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации.

Неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления влечет за собой нарушение прав граждан, в том числе и индивидуальных

предпринимателей на получение достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления.

Просит суд, признать бездействие администрации Братского сельского поселения Надтеречного муниципального района, выразившиеся в неразмещении информации о своей деятельности, в том числе регламентов предоставления муниципальных услуг и актуального перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, обзор рассмотрения обращений граждан и организаций, а также нормативный правовой акт об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов на официальном сайте Администрации, незаконным.

Также требует обязать администрацию Братского сельского поселения Надтеречного муниципального района в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разместить регламенты предоставления муниципальных услуг, актуальный перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, обзор рассмотрения обращений граждан и организаций, а также нормативный правовой акт об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов на официальном сайте Администрации.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО5, заявленные требования признал в полном объеме, против их удовлетворения не возражал.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) определено, что одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет».

Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 13 № 8-ФЗ Федерального закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе: информацию о нормотворческой деятельности, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов

местного самоуправления; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.

На основании ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

При этом в силу ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ, информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекомму­никационные сети создаются, в том числе в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, а также информацией в области маркетинга.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.227 КАС РФ суд, признав административное исковое заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Братского с.<адрес> муниципального района ЧР о признании бездействие выразившиеся в не размещении информации о своей деятельности незаконным и обязании разместить регламенты предоставления муниципальных услуг, актуальный перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, обзор рассмотрения обращений граждан и организаций, а также нормативный правовой акт об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов на официальном сайте Администрации, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Братского сельского поселения Надтеречного муниципального района ЧР, выразившиеся в неразмещении информации о своей деятельности, в том числе регламентов предоставления муниципальных услуг и актуального перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, обзор рассмотрения обращений граждан и организаций, а также нормативный правовой акт об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов на официальном сайте Администрации, незаконным.

Обязать администрацию Братского сельского поселения Надтеречного муниципального района ЧР в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разместить регламенты предоставления муниципальных услуг, актуальный перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, обзор рассмотрения обращений граждан и организаций, а также нормативный правовой акт об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов на официальном сайте Администрации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.И. Ибрагимов