Дело №а-932/2020
23RS0№-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 03 июня 2020 года
Октябрьский районный суда г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Ивановой Л.Н.
при секретаре Луневой И.В.,
с участием представителя административных истцов ФИО4,представителяадминистративного ответчика ФИО5,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нагорного ФИО10 и Сухарева ФИО11 кадминистрации МО <адрес> об оспаривании действийоргана местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Нагорный ФИО12 и Сухарев ФИО13 обратились в суд с административным иском, в котором указали, чтоФИО7, является арендатором земельных участков с кадастровым номером № общей площадью 943 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район Озера, участок №, и земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 992 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район Озера, участок №, предназначенных для индивидуального жилого дома с приусадебным участком.
Сухареву ФИО14., принадлежат на праве аренды земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 907 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, район Озера, участок № иземельный участок с кадастровым номером № общей площадью 896 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, район Озера, участок №, предназначенные для индивидуального жилого дома с приусадебным участком.
С целью использования земельных участков по назначению, административные истцы обратились в администрацию МО <адрес> с заявлениями об уведомлениями о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных частью 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.Однако, уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства Управления архитектуры и градостроительства и решениями администрации МО <адрес>, выраженными в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства было отказано в строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес> установлено, что указанные земельные участки отнесены к зоне Р-1, зоне парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования. Вид разрешенного использования земельного участка «для строительства и обслуживания жилого дома» не соответствует регламентам, установленным для территориальной зоны Р-1.
Считают действия администрации МО <адрес> в изменении территориальной зоны незаконными, произвольными,так как администрация предоставила в аренду земельные участкиименно для индивидуального жилого дома с приусадебным участком, что соответствует разрешенному использованию земельных участков сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. При изменении территориальной зоны администрацией не были выполнены требования действующего законодательства, которым установлена обязанность органа местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Просят суд признать действия администрации МО <адрес>, выраженные в установлении территориальной зоны Р-1 в районе земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 992 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок №; земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:103 общей площадью 943 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок №; в районе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:105 общей площадью 907 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок № и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:106 общей площадью 896 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок № - неправомерными.
Обязать администрацию МО <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истцов путем установления территориальной зоны в районе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:104 общей площадью 992 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район Озера, участок № и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:103 общей площадью 943 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район Озера, участок №, в районе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:105 общей площадью 907 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок № и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:106 общей площадью 896 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок № - в соответствии с разрешенным использованием земельных участков предназначенных для индивидального жилого дома с приусадебным участком, путем внесения соответствующих изменений в генеральный план <адрес> и Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления зоны Ж-1а, в отношении территории, указанных земельных участков.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО4,уточнил требования изложенные в административном исковом заявлении в части внесения изменений в генеральный план <адрес>, который должен соответствовать видам разрешенного использования содержащихся в ЕГРН и в Правилах землепользования и застройки утвержденных на территории <адрес>.
Представитель административного ответчика администрации МО <адрес> просил в удовлетворении уточненных требований отказать.
Заслушав объяснения сторон и исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ФИО7, принадлежат на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116037:103 общей площадью 943 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район Озера, участок №, предназначенный для индивидуального жилого дома с приусадебным участком на основании соглашения от 03.09.2019г. об уступке прав и обязанностей от 18.02.2015г. по договору аренды земельного участка, находящегося в распоряжении администрации <адрес>№ и земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116037:104 общей площадью 992 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район Озера, участок №, предназначенного для индивидуального жилого дома с приусадебным участком на основании соглашения от 03.09.2019г. об уступке прав и обязанностей от 18.02.2015г. по договору аренды земельного участка, находящегося в распоряжении администрации <адрес>№.
Сухареву ФИО15 принадлежат на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116037:105 общей площадью 907 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, район Озера, участок №, предназначенный для индивидуального жилого дома с приусадебным участком на основании дополнительного соглашения от 29.12.2016г. об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 18.02.2015г. № и земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116037:106 общей площадью 896 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, район Озера, участок №, предназначенный для индивидуального жилого дома с приусадебным участком на основании дополнительного соглашения от 29.12.2016г. об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 18.02.2015г. №.
С целью использования земельных участков административныеистцы обратились в администрацию МО <адрес> с уведомлениями о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных частью 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако, уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ№.03- 1.3-6345/19, решением администрации МО <адрес>, выраженным в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ№.03- 1.3-5765/19, решением администрации МО <адрес>, выраженным в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства 03.10.2019г. №.03-1.3- 5766/19 и решением администрации МО <адрес>, выраженным в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства 03.10.2019г. №.03-1.3- 5767/19, которые имеют идентичное друг другу содержание административным истцам было отказано в строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес> установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0116037:103, 23:47:0116037:104, 23:47:0116037:105 и 23:47:0116037:106 отнесены к зоне Р-1, зоне парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования. Вид разрешенного использования земельных участков «для строительства и обслуживания жилого дома» не соответствует регламентам, установленным для территориальной зоны Р-1.
Между тем, договоры аренды земельных участков №, №, № и № администрация заключила с административными истцами на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.1 договоров аренды земельные участки предназначены, только для индивидуального жилого дома с приусадебным участком, что соответствует разрешенному использованию земельных участков сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п. 4.1.6 договоров аренды, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, указанным в п. 1.1 Договора.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества. Согласно пункту 17 статьи 39.8 Земельного кодекса внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.
Таким образом, арендодатель - администрация муниципального образования <адрес>, своими отказами о недопустимости строительства индивидуального жилого дома нарушает условия договоров в одностороннем порядке.
Также из ответа администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношенииуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0116037:103, 23:47:0116037:104, 23:47:0116037:105 и 23:47:0116037:106 были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссией было принято положительное решение о внесении изменений в ПЗЗ <адрес> в части изменения зона на Ж1-а. Но как указано в письме, по представлению прокурора <адрес> данное решение было отменено.
Из заключения кадастрового инженера ФИО8 следует что земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0116037:103, № расположены за пределами береговой полосы водного объекта, что также видно из схемы расположения земельных участков, являющейся приложением к данному заключению.Также отсутствие береговой полосы в месте расположения вышеуказанных земельных участков подтверждают градостроительные планы земельных участков, имеющиеся в материалах дела.
Из постановлений администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, №, 1130, 1132 о предоставлении в аренду земельных участков №, что земельные участки предоставлены в аренду в соответствии со статьями 11, 30.1 земельного кодекса российской федерации, статьями 6, 11, 35 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в краснодарском крае», Уставом муниципального образования <адрес>. Согласно пункту 1 данных постановлений, целевое назначение земельных участков указано - для индивидуального жилого дома с приусадебным участком. В пункте 4 постановлений указано - земельные участки использовать по целевому назначению. Данные земельные участки были предоставлены ранее, установления и принятия Правил землепользования и застройки на территории <адрес>. Таким образом, при принятии Правил землепользования и застройки и установления зонирования на спорных земельных участках, орган местного самоуправления должен был учитывать существующие на местности земельные участки, внесенные в состав сведений ЕГРН. На сегодняшний момент вышеуказанные постановления действуют и никем не отменялись и оспаривались.
В сведениях из Единого государственного реестра недвижимости разрешенное использование земельных участков соответствует их целевому назначению указанному в постановлениях - для индивидуального жилого дома с приусадебным участком.
Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, кодекс) внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 9 ст. 31 ГрК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса, границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Таким образом, при подготовке и утверждении проекта правил землепользования и застройки не были учтены вышеназванные требования закона.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно ч. 15 ст. 31 ГрК РФ После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно- деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Таким образом установление территориальной зоны Р-1 в районе принадлежащих административным истцам земельных участков администрацией произведено с нарушением закона, арендаторов никто об этом не извещал правообладателей объектов недвижимости при изменении территориальной зоны не учитывались сведения Единого государственного реестра недвижимости и условия договоров аренды, изменения в документы основания, в установленном законом порядке не вносились.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
До ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Кроме того, не соответствуют требованиям закона обжалуемые решения администрации МО <адрес>, выраженные в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ№.03- 1.3-5765/19, от 03.10.2019г. №.03-1.3 5766/19 и от 03.10.2019г. №.03-1.3- 5767/19, которыми отказано в выдаче уведомления на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, поскольку такой отказ должен быть выражен не в форме письма, а в форме уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома утвержденной Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 52269). И такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, где имеются исчерпывающие основания, указанные в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, а требования к содержанию такого уведомления установлены в ч. 11 ст. 51.1 ГрК РФ.
Таким образом, из систематического анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное внесение изменений в ПЗЗ сведений о зонировании территорий, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,суд
РЕШИЛ:
Уточненные административные исковые требования Нагорного ФИО16 и Сухарева ФИО17 - удовлетворить.
Признать действия администрации МО <адрес>, выраженные в установлении территориальной зоны Р-1 в районе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:104 общей площадью 992 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок №; земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:103 общей площадью 943 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок №; в районе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:105 общей площадью 907 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок № и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:106 общей площадью 896 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок № - неправомерными.
Обязать администрацию МО <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем установления территориальной зоны в районе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:104 общей площадью 992 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район Озера, участок № и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:103 общей площадью 943 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район Озера, участок №, в районе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:105 общей площадью 907 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок № и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116037:106 общей площадью 896 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, район Озера, участок № - в соответствии с разрешенным использованием земельных участков предназначенных для индивидуального жилого дома с приусадебным участком, путем внесения соответствующих изменений в генеральный план <адрес> и Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления зоны Ж-1а, в отношении территории, указанных земельных участков.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Л.Н. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2020г.