ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-937/20 от 21.09.2020 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело а-937/2020

83RS0-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года город Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

при помощнике Селеменевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, признании решения незаконным,

установил:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее по тексту – УРФИНГРАМ) обратилось в суд с административным иском к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Департамент) о признании бездействия незаконным, признании решения незаконным.

В обоснование заявленных требований указав, что 25.07.2020 по средствам электронной почты в адрес Департамента направлено обращение о проведении вебинара «Военный Заем 1942 – 1945». Вместе с тем, ответчиком ответ на данное обращение направлено с нарушением установленного нормами действующего законодательства срока дачи ответа. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие Департамента, выразившегося в нарушении срока ответа на обращение, а также признать незаконным решение ответчика в уклонении от принятия решения в отношении направленного обращения.

Административный истец УРФИНГРАМ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно направленного заявления просит провести судебное заседание в отсутствие своего представителя, настаивая на заявленных требованиях.

Представитель административного ответчика Колпакова Д.А. с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что ответ на обращение истца был направлен в адрес последнего 27.07.2020 по средствам почтового отправления, в связи с чем полагает, что порядок и срок направления истцу ответа на обращение от 25.07.2020 не нарушен.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя истца, приходит следующему.

На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации, предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 59-ФЗ).

В силу ст. 1 Федеральным законом №59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Согласно ст.4 Федерального закона №59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом частями 2, 3 данной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

В соответствии со ч.ч. 1, 3 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что организатор добровольческой деятельности УРФИНГРАМ 25.07.2020 в адрес Департамента по средствам электронной почты направлено обращение №08336, содержащее информацию с предложением проведения вебинара «Военный заем 1942 – 1945» для целевой аудитории, а также в обращении содержалась информация о деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».

Письмом заместителя руководителя Департамента по вопросам здравоохранения от 27.07.2020 №11192 организатору добровольческой деятельности УРФИНГРАМ сообщено, что в силу особенностей региона организовать активное участиецелевой аудитории в мероприятии не представляется возможным.

Анализируя содержание обращения УРФИНГРАМ от 25.07.2020, суд приходит к выводу, что по своему содержанию данное обращение отвечает признакам обращения, которые определены в ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ и в нем фактически поставлен вопрос об оказании содействия в проведении интерактивного мероприятия.

Суд также отмечает, что, исходя из содержания ответа заместителя руководителя Департамента от 27.07.2020, обращение организатора добровольческой деятельности УРФИНГРАМ расценивалось именно в качестве обращения, отвечающего признакам, указанным в ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ, содержащего просьбу об оказании содействия в проведении мероприятия.

На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в том числе дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 4 ст. 10 Федерального закона №59-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.

Исходя из смысла названных норм во взаимосвязи, обращение гражданина во всяком случае должно быть рассмотрено и на него должен быть дан мотивированный ответ в установленный срок и в установленном порядке.

Как пояснил представитель административного ответчика в судебном заседании, ответ на обращение истца был направлен последнему почтовым отправлением 27.07.2020.

В качестве доказательства исполнения возложенной на Департамент Федеральным законом №59-ФЗ обязанности в материалы дела представлен скриншот приложения СЭД «Дело» с информацией о движении ответа от 27.07.2020 на обращение истца от 25.07.2020.

Вместе с тем, данный скриншот приложения СЭД «Дело» не может быть принят в качестве доказательства направления ответа на обращение истца, поскольку регистрация ответа Департамента в исходящей почте достоверно не подтверждает непосредственно само отправление данного ответа истцу.

Иных доказательств, в том числе подтверждающих получение отделением почтовой связи корреспонденции, адресованной истцу к пересылке в нарушение ст. 62 КАС РФ суду не представлено.

Кроме того, ответ на обращение от 25.07.2020 в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, направлен не был, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, тогда как данная обязанность предусмотрена ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Департаментом нарушены положения ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ в части несвоевременного направления ответа на обращение от 25.07.2020 №08336.

Незаконным бездействием административного ответчика нарушено право административного истца на получение ответа по обращению, закрепленное Федеральным законом № 59-ФЗ в срок и в порядке предусмотренный законом.

При таких обстоятельствах суд полагает требования административного истца в части признания незаконным бездействия Департамента, выразившегося в нарушении срока ответа на обращение подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В порядке восстановления нарушенного права истца, суд приходит к выводу, что на ответчика следует возложить обязанность направить ответ на обращение организатора добровольческой деятельности УРФИНГРАМ от 25.07.2020 №08336 в порядке, предусмотренной ч. 4 ст. 10 Федеральным законом № 59-ФЗ.

Суд полагает необходимым также возложить на Департамент обязанность сообщить суду и лицу, предъявившему административное заявление об исполнении настоящего решения в течении одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Вместе с тем, оснований для признания решения ответчика в уклонении от принятия решения в отношении предложения организатора добровольческой деятельности незаконным в данном конкретном случае не имеется.

Так, Общими требованиями к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425, предусмотрена возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать предложения от добровольческих организаций о взаимодействии или отказывать в таком взаимодействии (п.п. 3,4).

Иными словами, административный ответчик самостоятельно реализует предоставленные ему полномочия, в том числе, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с общественными организациями, реализации социально ориентированных программ.

Тогда как следует из материалов дела, ответчиком принято решение на предложение организатора добровольческой деятельности по проведению вебинара из содержания которого следует об отсутствии возможности организовать активное участие целевой аудитории в мероприятии ввиду того, что Ненецкий автономный округ является регионом с невысоким уровнем цифровизации и применения информационно – телекоммуникационных технологий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствуют основания полагать об уклонении ответчика в принятии решения на обращение истца от 25.07.2020, тогда как само по себе несогласие административного истца с данным решением Департамента не свидетельствует о нарушении закона либо о бездействии (уклонении) со стороны последнего, иного как того требует ст. 62 КАС РФ не представлено, в связи с чем, исковое заявление в данной части удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, признании решения незаконным удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, выразившееся в нарушении срока и порядка направления ответа на обращение организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 25 июля 2020 года №08336.

Обязать Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа направить ответ на обращение организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 25 июля 2020 года №08336 в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 10 Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Обязать Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа направить сообщение об исполнении настоящего решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий подпись Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2020 года