Дело №а-93/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2020 год г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Молодцовой Л.И.,
при секретаре Павловой Т.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика – межмуниципального отдела по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения межмуниципального отдела по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к межмуниципальному отделу по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области об оспаривании действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации объекта недвижимости.
В обоснование указанных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она приобрела на основании договора о безвозмездной передаче имущества, заключенного с <адрес> квартиру по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменным заявлением о государственной регистрации за ней права собственности на указанную квартиру, предоставив соответствующие документы, которые по ее мнению соответствуют по форме и содержанию требованиям РФ. В середине сентября 2019 года она получила уведомление о приостановлении с ДД.ММ.ГГГГ осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении вышеуказанной квартиры, с указанием, что форма и содержание документов не соответствуют требованиям законодательства РФ. В чем именно несоответствие документов в письме не было отражено. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ по этим же основаниям ей отказано в государственной регистрации прав на указанное помещение. Таким образом, действиями ответчика ей создано препятствие к осуществлению права на государственную регистрацию данного недвижимого имущества.
Просит признать незаконным отказ межмуниципального отдела по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации прав на помещение, расположенное по адресу: <адрес>; обязать ответчика устранить в полном объеме препятствие к осуществлению права на регистрацию.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Уточнила требования в части возложения обязанности на ответчика по устранению препятствий к осуществлению ее права на регистрацию, а именно просила возложить на ответчика обязанность принять ее заявление с приложенными документами и произвести государственную регистрацию права собственности на указанное жилое помещение.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по доверенности ФИО2 с иском не согласилась, предоставив суду письменное возражение, в котором указала, что отказ в государственной регистрации прав является обоснованным, поскольку истцом не представлены в органы госрегистрации необходимые для таких действий документы: заявления ОАО «Котельниковский элеватор» и ФИО1 о государственной регистрации договора на безвозмездную передачу имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заявление <адрес> о государственной регистрации перехода права по договору на безвозмездную передачу имущества от ДД.ММ.ГГГГ, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего договор на безвозмездную передачу имущества от ДД.ММ.ГГГГ от имени <адрес> в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности <адрес> на спорное жилое помещение и нет данных, свидетельствующих о праве <адрес> владеть, пользоваться и распоряжаться спорным жилым помещением (п.1 ст.209 ГК РФ), <адрес> ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ. Просила в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.
Выслушав административного истца ФИО1, представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.
Согласно ч. 6 ст. 72 Закона о регистрации со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения.
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации № 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей (ч. 1 ст. 69 Закона о регистрации).
Истец в своих требованиях ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ года приобрела на основании договора о безвозмездной передаче имущества, заключенного с <адрес> квартиру по <адрес>.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение, представив на регистрацию документы, перечисленные в описи документов № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ: договор от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт.
В качестве документа-основания для осуществления государственной регистрации прав представлен договор на безвозмездную передачу имущества от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Котельниковский элеватор" (ИНН <***>) с ФИО1 в отношении спорного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации прав на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации на срок до ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о регистрации), о чем заявителю направлено уведомление о приостановлении № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 27 Закона о регистрации в государственной регистрации права собственности ФИО1 на спорное жилое помещение отказано, о чем заявителю направлено уведомление об отказе № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя обоснованность заявленных административным истцом требований, суд принимает во внимание следующее.
Согласно ч.ч. 3, 4, 5, 7 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН (в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет). Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
Пунктом 3 ч.3ст. 15 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация договора и прав, возникающих на основании такого договора, осуществляются по заявлению сторон договора.
Согласно ч. 4ст.18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
Частью 1 ст. 21 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона о регистрации государственная регистрация права на объект недвижимости, возникшее до дня вступления в силу Закона о регистрации №122-ФЗ, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав или совершенной после дня вступления в силу Закона о регистрации № 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и Законом о регистрации.
Договор дарения (договор безвозмездной передачи в собственность) недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ). В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (п. 2 ст. 164 ГК РФ). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п.3 ст.433 ГК РФ).
Договор дарения недвижимости не требует государственной регистрации, если он заключен после 01.03.2013 (в силу п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Государственной регистрации в ЕГРН подлежит переход права по договору дарения (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Пунктом 5 ст. 8.1 ГК РФ, пунктом 2 ч. 3 ст. 3 Закона о регистрации определено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственной регистрации прав относится проверка законности оснований регистрации, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, п. 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (далее - Административный регламент) государственная регистрация прав включают в себя правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, п. 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, в том числе устанавливается наличие всех необходимых документов и осуществляется проверка на соответствие документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, требованиям законодательства.
При наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав орган регистрации прав приостанавливает государственную регистрацию прав, выдавая или направляя заявителю уведомление о приостановлении государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления (ч.ч. 4, 5 ст. 29 Закона о регистрации).
Основания приостановления установлены в ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, если не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Закона о регистрации № 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу Закона о регистрации № 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества (п.п. 5, 7, 44 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации).
В случае неустранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав в соответствии со ст. 26 Закона о регистрации, в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав, заявителю направляется уведомление об отказе в государственной регистрации прав (ст. 27, ч. 4, 6 ст. 29 Закона о регистрации).
Согласно положениям статьи 29 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав вправе проверять сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления осуществления кадастрового учета.
В настоящее время в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации права собственности ФИО1 на спорное жилое помещение, административным ответчиком установлено следующее:
не представлены заявления <адрес> и ФИО1 о государственной регистрации договора на безвозмездную передачу имущества от ДД.ММ.ГГГГ;
не представлено заявление <адрес> о государственной регистрации перехода права по договору на безвозмездную передачу имущества от ДД.ММ.ГГГГ;
не представлен документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего договор на безвозмездную передачу имущества от ДД.ММ.ГГГГ от имени <адрес>;
в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности ОАО "Котельниковский элеватор" на спорное жилое помещение; не представлены заявление ОАО "Котельниковский элеватор" о государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение и документы-основания для государственной регистрации ранее возникшего права собственности ОАО "Котельниковский элеватор" на спорное жилое помещение; таким образом, нет данных, свидетельствующих о праве ОАО "Котельниковский элеватор" владеть, пользоваться и распоряжаться спорным жилым помещением (п. 1 ст. 209 ГК РФ).
согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) <адрес> (ИНН <***>) ликвидировано на основании определения Арбитражного суда Волгоградской области от 11.01.2017 года по делу № А12-11503/2013 (сведения о прекращении деятельности <адрес> внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ).
Установив указанные причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации заявленного права, государственный регистратор приостановил государственную регистрацию прав.
В течение срока приостановления причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации, не устранены, что не отрицается административным истцом, в связи с чем, государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО1 на спорное жилое помещение.
Таким образом, вопреки доводам истца, указанный отказ в государственной регистрации прав является обоснованными, при вынесении решения об отказе, каких-либо нарушений действующего законодательства в рамках возложенных на него полномочий Управлением не допущено.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов административного истца следует из положений ст. 62 КАС РФ, согласно которым организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц, либо возникла реальная угроза их нарушения.
В силу ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены оспариваемым решением, действием (бездействием).
Административный истец в своем заявлении указывает, что считает нарушенным свое право на государственную регистрацию спорного жилого помещения (создано препятствие к его осуществлению).
Однако отказ в государственной регистрации прав не лишает административного истца права вновь обратиться с заявлением о государственной регистрации прав в случае устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 30 Закона о регистрации лицо, по заявлению которого осуществляются государственная регистрация прав, вправе приостановить осуществление государственной регистрации прав по заявлению на срок не более чем на шесть месяцев, в том числе для устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Однако административный истец не воспользовался правом, которое ему предоставлено частью 1 ст. 30 Закона о регистрации.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным отказа Управления в государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, указанных в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, не имеется, в связи с чем, отсутствуют основания, для удовлетворения административного иска и признания оспариваемого решения государственного органа незаконным.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным решения межмуниципального отдела по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по <адрес> об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, устранении допущенных нарушений, – оставить без удовлетворения.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2020 года и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.И. Молодцова