ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-93/20 от 19.02.2020 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело а - 93/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 г. <адрес>

Судья Кировского районного суда <адрес> Республики Дагестан ФИО7 при секретаре ФИО3, с участием представителя ИФНС по <адрес> по доверенности ФИО4, представителя административного ответчика адвоката ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени, указывая, что ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, ИНН: 056003385915, зарегистрирован по адресу: 367033, РД, <адрес>, пгт Ленинкент, <адрес>., «А». В соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ обязан уплачивать законно установленные налоги, в связи с тем, что в установленные НК РФ сроки, ФИО1 налог уплачен не был, налоговым органом в отношении него было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о необходимости уплаты транспортного налога и пени за период 2015, 2016, 2017 года. В соответствии со ст.ст.356-363.1 Главы 28 Транспортный налог части 2 НК РФ, законом РД от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге» и сведениям полученным из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с п.4 ст.85 и п.п.1-2 ст.362 НК РФ, ФИО1 является плательщиком транспортного налога и обязан уплатить налог на имеющиеся в его собственности транспортные средства. Согласно статьи 356-363.1 НК РФ, Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге» и сведениям, полученным из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с п.4 ст.85 и п.п 1-2 ст.362 НК РФ, ответчик ФИО1 является плательщиком транспортного налога и обязан уплатить налог на имеющиеся в его собственности транспортные средства. Пунктом 2 ст.362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам периода исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налогоплательщику ФИО1 согласно ст.2 Закона РД «О транспортном налоге» с дополнениями и изменениями, был начислен транспортный налог за 2015, 2016, 2017 года, года исходя из мощности транспортных средств, ставок налога для легковых автомобилей, с учетом даты постановки транспортного средства на учет, всего на общую сумму 45 014,00 рублей, в соответствии со ст.75 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начислено пени в размере 669,58 рублей. В виду неисполнения требования об уплате налога, в установленный НК РФ срок (пп.14 п.1 ст.31, п.1 ст.48 НК РФ) налоговый орган вправе предъявить в суд иск о взыскании с физического лица недоимки по налогу и пени по этому налогу, в связи с чем инспекция обратилась в мировой суд судебного участка №<адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, после чего был вынесен судебный приказ. Позднее в инспекцию поступило определение от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа. В ходе проведенных проверочных мероприятий выяснилось, что задолженность ФИО1 так и не погашена. Просит суд взыскать за счет имущества ФИО1 за 2015, 2016, 2017 года на общую сумму 45 683.58 рублей.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования уточнил, просил удовлетворить иск в части требований за 2016 и 2017 года, указывая, что в иске ошибочно указан 2015 год, в итоговую сумму недоимки, задолженность за 2015 год не включена, в связи с частичной оплатой долга по транспортному налогу, за ФИО1 имеется недоимка в сумме 45 683,58 рублей за 2016 и 2017 года, из которых: транспортный налог в размере 45 014 рублей, пеня в размере 669,58 рублей.

Представитель административного ответчика адвокат ФИО5 с доводами иска не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, считает, что сумма, за вычетом задолженности за 2015 год не уточнена, что срок обращения ИФНС к ФИО6 по взысканию задолженности по транспортному налогу за 2016 год истек. В части иска о взыскании задолженности транспортного налога за 2017 год согласна.

Административный ответчик ФИО1 надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, суд рассмотрел дело в его отсутствие, согласно ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ, так как его явка по закону не является обязательной и не признана таковой судом.

Судом ФИО1 были направлены неоднократно судебные извещения по адресу его регистрации, указанного в иске.

Согласно ст.165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Исходя из смысла ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", следует, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Исходя из смысла вышеуказанного закона, следует, что дело подлежит рассмотрению по месту регистрации ответчика ФИО1, и он считается уведомленным надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.(2.1)

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

Согласно ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч.5 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п.3 ст.363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии со ст.75 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начисляется пени.

Согласно материалам дела следует, что ответчик ФИО1 находится на налоговом учете в инспекции ФНС по <адрес>, имеет ИНН 056003385815 и является налогоплательщиком транспортного налога ввиду наличия зарегистрированных на имя ФИО1, в органах ГИБДД МВД по РД транспортных средств в налоговом периоде 2016, 2017 годах легковых автомашин, указанных в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно вышеуказанного налогового уведомления от от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в деле, следует, что налоговый орган извещал ФИО1 о необходимости уплаты транспортного налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с указанием расчета налога, исходя из мощности автомашин, налоговых ставок, периода регистрации, 2016, 2017 года, то есть в пределах трех налоговых периодов, предшествующих календарному году его направления 2018 году.

Согласно имеющегося в деле требования за об уплате налога, сбора, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, следует, что налоговый орган извещает ФИО1 о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в размере 45 014,00 рублей и пени 669.58 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ год.

Согласно ст. 2 Закона РД с дополнениями изменений от ДД.ММ.ГГГГ N 88 ставка налога составляла в 2015, 2016 гг. для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) от 100 л.с. до 150 л.с. - 20 руб., для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. - 105 руб.

2016 г. налогоплательщику был начислен транспортный налог на общую сумму 17 564 руб.,

ГАЗ 2752; М320СХ05; ОКТМО 82701362; 2 480 =124 х 20;

ГАЗ 2752; Н336ТК05; ОКТМО 82701362; 1 400 =140 х 10;

ПОРШЕ САYЕNNЕ8;Н797Е005;ОКТМО82701362; 6 735=384.88х105х2/12;

ВИС 234700-30; У588НУ26; ОКТМО 82701362 - 566=80.90 л.с. х 14 х 6/12;

ПОРШЕ САYЕNNЕ; У988МН26; ОКТМО 82701362; 2 988=239 х 50 х 3/12;

МЕРСЕДЕС БЕНЦ CLS500; Т678ВА178; ОКТМО82701362;3395 =388х105х1/12;

за 2017 г. налогоплательщику был начислен транспортный налог на общую сумму 33 012 руб.

ТОЙОТА LAND CRUISER. 100; К450ХК05; ОКТМО 82701362; 11 751 = 235 х 50 х 11/12 + (235.2 х 50 х 1/12);

ГАЗ 2752; У069СК05; ОКТМО 82701362; 467 = 140 х 20 х 2/12;

ГАЗ 2752; М320СХ05; ОКТМО 82701362; 2 461 =123 х 20 х 11/12 + (123.70 х 20 х 1/12);

ВИС 234700-30; У588НУ26; ОКТМО 82701362 - 1 133 = 80.90 л.с. х 14;

ПОРШЕ САYЕNNЕ; У988МН26; ОКТМО 82701362; 11 950 =239 х 50;

ГАЗ 2752; Н336ТК05; ОКТМО 82701362; 2 683=140 х 20 х 11/12+(140 х 10х1/12);

ГАЗ 2752; М982КР05; ОКТМО 82701362; 2 567=140 х 20 х 11/12;

О направлении заказными письмами налогового уведомления и требования в деле имеются реестры заказных писем, направленных по адресу ответчика, указанного в иске, <адрес>.

В связи с неуплатой транспортного налога и пени ФИО1 в срок указанный в требовании, в последующем истец, обратился в мировой суд судебный участок №<адрес> с заявлением, о вынесении судебного приказа, который был вынесен 06ДД.ММ.ГГГГ, и в последующем определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, отменен, в связи с поступившими возражениями от должника ФИО1

Исковое заявление о взыскании транспортного налога и пени с ФИО1 поступило в суд в пределах шестимесячного срока, после отмены судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ.

При исследовании вышеуказанных норм закона и представленных материалов дела, следует, что истцом соблюдена процедура направления требования об уплате налога, соблюден срок предъявления административного иска в суд, правильно определена сумма задолженности, в связи с чем данные требования о взыскании налога и пени подлежат удовлетворению.

Данное налоговое уведомление и требования, были направлены заказной почтой согласно реестра направления заказных писем со штампом Почты России.

Доводы ответчика ФИО1 о нарушении налоговом органом процедуры взыскания, сроков обращения в суд, необоснованным, опровергаются материалами дела.

Исходя из даты исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ, следует, что налоговый орган вовремя обратился в мировой суд о вынесение судебного приказа, то есть в течении шести месяцев ДД.ММ.ГГГГ, истекающего 26.10.2019г.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Все доводы представителя ответчика ФИО1 адвоката ФИО5, связанные с отказом в иске налоговому органу основаны на неверном толковании закона, так как сроки составления и направления уведомления, требования, их направления должнику, обращения изначально к мировому судье, обращения в суд после отмены судебного приказа, вся процедура взыскания налога истцом соблюдена.

Норма закона о направлении требования заказным письмом на адрес проживания ответчика на момент направления требования: <адрес>, соблюдена, которое считается доставленным по истечении шести дней со дня его направления.

Действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

В соответствии с п. 5 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке регистрации транспортных средств" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортное средство с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Судом также не установлено оснований по которым бы взыскание налога не подлежит, отсутствия иных оснований для отказа в иске, требования подлежат полному удовлетворению, так как процедура взыскания налога соблюдена, транспортные средства числились за ответчиком в указанном налоговом периоде, сведений об уплате транспортного налога, наличия льгот, иных оснований, по которому взыскание налога невозможно, судом не установлено и суду ответчиком не представлено.

Согласно ч.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.(2.1)

С учетом пояснений представителя ИФНС по <адрес>ФИО4, и ввиду того, что ответчиком не представлено доказательств об исполнении обязанности об уплате налога, отсутствия иных оснований для отказа в иске, требования подлежат полному удовлетворению.

Процедура взыскания налога соблюдена, транспортные средства числились за ответчиком в указанном налоговом периоде, сведений об уплате транспортного налога, наличия льгот, иных оснований, по которому взыскание налога невозможно, судом не установлено и суду ответчиком не представлено.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.(ч.6)

Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.(ч.6)

Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Так как истец освобожден по закону от уплаты судебных расходов по оплате госпошлины при подаче иска, госпошлина взыскивается с ответчика в размере 1 571 рубль, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> РД, зарегистрированного в <адрес> в пользу УФК по РД(ИФНС России по <адрес>), задолженность перед бюджетом в сумме 47 254,58 рублей (сорок семь тысяч двести пятьдесят четыре рубля пятьдесят восемь копеек) за налоговый период 2016, 2017 года, из которых: транспортный налог - 45 683,58 рублей, пени - 669,58 рублей.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход государства 1 571 рублей.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в месячный срок, со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья М.<адрес>