№а-93/2020 года
УИД: 28RS0№-85
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных, в обоснование заявленных требований, в административном исковом заявлении и заявлении об уточнении заявленных требований, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что собственником котельных: №, расположенной по <адрес>; №, расположенной по <адрес>, их тепловых сетей и оборудования на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) является муниципальное образование «<адрес>». В настоящее время на указанной котельной не организован водно-химический режим. Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>». По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес>, за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение, будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией. В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствуют, водно-химический режим на котельных не организован. В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 годов муниципальному образованию «<адрес>» не выдан. Получение паспортов готовности является гарантией надежного, безопасного и бесперебойного прохождения отопительного периода. Отсутствие организации водно-химического режима на котельных влечет за собой нарушение прав потребителей тепловой энергии – жителей и организаций <адрес> на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям. Вместе с тем, до настоящего времени на котельных не организован водно-химический режим.
Просит обязать администрацию <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на следующих муниципальных котельных: №, расположенной по <адрес>; №, расположенной по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении и в заявлении об уточнении заявленных требований, в дополнение суду пояснила, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка, по результатам которой установлено, что на муниципальных котельных №, № химическая водоподготовка не организована. Указанный факт подтверждается проведенной проверкой к отопительному периоду 2019-2020 годов, управлением Ростехнадзора в 2019 году. Федеральным законом № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится организация надежного теплоснабжения потребителям на соответствующей территории. Также обязанность по организации водно-химического режима органами местного самоуправления, предусмотрена Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, и иными нормативными документами.
Кроме того, отсутствие организации химической водоподготовки на котельных подтверждается письмом директора ООО «Дальневосточная компания», письмом администрации <адрес> и многочисленными письмами администрации <адрес> в министерство ЖКХ <адрес>, с требованием о выделении денежных средств на организацию водно-химического режима. Представленный стороной ответчика акт осмотра оборудования от ДД.ММ.ГГГГ не является объективным и независимым, поскольку осмотр проведен ответчиком, никаких подтверждающих документов об установке оборудования на котельной № не предоставлено. Также не имеется в материалах дела технической документации и паспортов оборудования. Заключения специализированной проектной наладочной организации о выборе определенного способа и оборудования, необходимого для конкретной котельной №, также не имеется. В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, котельная принимается к эксплуатации, только при исправном оборудовании водоподготовительной установки. Согласно действующему законодательству должны вестись графики объема и метода химического контроля, методики проведения химических анализов, также в котельных должен быть организован ежегодный внутренний осмотр основного оборудования и вспомогательного оборудования подготовительных установок, а также должен вестись журнал по водоподготовке водно-химического режима котлов для записи результатов анализа воды, пара и других показателей. Указанные обязанности не исполняются, необходимой документации не ведется, и в материалах дела не представлены. Ссылка ответчика на методические рекомендации для определенных котлов, изготавливаемых определенной организацией, является также не состоятельной, поскольку методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, соответственно они и не предъявляют требования к определенным котлам и не делают исключения из правил позволяющих не организовывать водно-химический режим на котельных.
В связи с изложенным, просит суд, удовлетворить административные исковые требования в полном объеме и обязать администрацию <адрес>, в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать водно-химический режим на муниципальных котельных № расположенной по <адрес> и № расположенной по <адрес>.
Представитель ответчика администрации <адрес>ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие, представив возражения на заявленные требования, согласно которым администрация <адрес> административные исковые требования не признает по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» предусмотрено положение о том, что на котельных необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Вместе с тем, порядок организации водно-химического режима, нормы качества сетевой и подпиточной воды регламентируются Методическими указаниями РД 24.031.120-91. Согласно вводной части вышеуказанных методических указаний, установленный порядок водно-химической подготовки воды распространяется на стационарные прямоточные водогрейные котлы теплопроизводительностью от 2,33 МВт(2 Г/кал/ч) до 209 МВТ (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200° ФИО1 производительность котельной № значительно ниже показателя 2 Гкал/ч, при котором обязательно проведение водно-химической подготовки. Согласно инвентаризационной описи основных средств №, проведенной муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> по котельной №, дата начала инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ – дата окончания инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ установлено 2 котла: котел Квр-0,63 в легкой обмуровке с дутьевым вентилятором, 2018 год выпуска, заводской № и котел Квр-0,63с дутьевым вентилятором, 2017 год выпуска, заводской №
Согласно паспорту котла Водогрейного Квр-0,63 с регистрационным номером № Г, его теплопроизводительность, МВт (Гкал/час) - 0,63 (0,55).
Согласно паспорту котла Водогрейного Квр-0,63 с регистрационным номером №, его теплопроизводительность, МВт (Гкал/час) — 0,63 (0,55).
То есть, по котельной № теплопроизводительность составляет 1,1 Гкал/ч при двух котлах. При данных обстоятельствах, с учетом положений методических указаний РД24.031;120-91 водно-химический режим котельной № не требуется. Нормы проектирования водоподготовки систем котельных определяются на законодательном уровне. Ознакомиться с ними можно в СНиП П-35-76 (актуализированный документ СП СНиП 89.13330.2012) «Котельные установки». В соответствие с положениями названного документа, режим работы котельной станции должен обеспечивать нормальную работу пароводяного тракта, котлов, теплового оборудования и тепловых сетей без отложений накипи и появления коррозии на внутренних рабочих поверхностях. Состав системы водоподготовки определяется уровнем качества исходной воды, действующими требованиями к очищенной воде, общей производительностью установки. Наиболее опасной для котельных является жидкость с высокой концентрацией загрязнителей вроде солей кальция магния. Принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и если исходить из легального определения понятия «водоснабжение» (холодное и горячее), то в него следует включать водоподготовку, транспортировку и подачу воды (питьевой и технической) абонентам с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения. При этом входящая в водоснабжение водоподготовка понимается как обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. В <адрес> система водоснабжения является единой и поставщиком воды является ООО «ЖКХ Архара». Вода, поступающая на котельные проходит лабораторные исследования поставщиком воды ООО «ЖКХ Архара», из которых следует, что вода соответствует определенному регламенту, не содержит примесей, особенно солей жесткости и железа, которые влияют на оборудование. На котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Архара, <адрес> организован водно-химический режим. В исковом заявлении прокурор просит обязать администрацию <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на муниципальных котельных №, 15. Считает, что данный срок является нереальным, в связи с тем, что бюджет района утверждается только в конце года на очередной год, процесс формирования бюджета это довольно ёмкий и длительный процесс, такое решение будет заведомо неисполнимо. Считает, что, обращаясь в суд с требованием о понуждении администрации <адрес> выделить учреждению средства, прокурор <адрес> обязывает принять нормативный правовой акт о внесении изменения в бюджет, <адрес> на текущий год. Однако, в соответствии с регламентом <адрес> Совета народных депутатов, заседания районного Совета проводятся с очередностью раз в месяц. Кроме того, фактически способом исполнения требований прокурора будет также являться возложение обязанности заключить договор с поставщиком (подрядчиком). <адрес> заключает договоры в порядке и в соответствии с требованиями норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также считает необходимым установить разумный срок для исполнения требований. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.
Представитель заинтересованного лица Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, предстал отзыв на заявленные требования, из которого следует, что согласно п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, целью организации водно-химического режима является обеспечение надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, недопущении образования накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления. В соответствии с п. 12.3 СП 89.13330.2016 « Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», метод обработки воды, состав и расчетные параметры сооружений водоподготовки следует выбирать на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов в зависимости от требований к качеству пара, питательной и котловой воды паровых и водогрейных котлов, к качеству воды для систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, количества и качества возвращаемого конденсата, количества и качества отводимых сточных вод, а также от качества исходной воды. Выбор метода обработки воды, подбор оборудования должна производить специализированная организация. Качество воды для заполнения и подпитки тепловых сетей закрытых систем теплоснабжения и контуров циркуляции водогрейных котлов, согласно п.12.6 СП 89.13330.2016, должно соответствовать СП 124.13330.2012 « Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003», а также инструкциям заводов- изготовителей по эксплуатации водогрейных котлов. На основании изложении, Управление поддерживает исковые требования прокурора <адрес> в полном объеме.
Судом, в порядке ст. 150 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Свидетель ФИО5 суду показал, что в период с 2015 года по 2017 года он являлся главой администрации <адрес>. Спорные котельные являются собственностью муниципального образования <адрес>. Котельные №,№, тепловые сети указанных котельных и оборудование на указанных котельных на основании концессионного соглашения от 2017 года были переданы ООО «Дальневосточная компания». Данное концессионное соглашение было расторгнуто в конце отопительного сезона 2020 года, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. В период, нахождения во владении и пользовании котельных №, № ООО «Дальневосточная компания», по ним не был организован водно-химический режим, так как вода в <адрес> мягкая и позволяет работать котельным без химической водоподготовки. Вообще в <адрес> не было, и нет ни на одной котельной химической водоподготовки. Водно-химический режим был организован только на котельной №, поскольку котлы на этой котельной работали в паровом режиме, но в нестоящее время и на этой котельной также не организован водно-химический режим, поскольку котлы переведены в водогрейный режим. Журналы учета по водоподготовке не ведутся, так как она не осуществляется.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес>, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что данный кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных служащих, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свободы и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч.1); не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном данным Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (ч.6).
В силу пункта 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды, в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
<адрес> является органом местного самоуправления, осуществляющим организационные и исполнительно-распорядительные функции в рамках своей компетенции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации и др.
Учитывая, что заявленные прокурором <адрес> требования направлены на возложение обязанности на орган местного самоуправления, реализующий публично-властные полномочия, то данные требования подлежат рассмотрению судом по правилам административного судопроизводства.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании пункта 3 статьи 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав жителей, как потребителей тепловой энергии, на надёжное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода.
Таким образом, обращение в суд прокурора <адрес> с данным иском является законным и обоснованным.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, <адрес>, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведение.
На основании ч.1.1 ст.6 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 указанной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 9, ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
1) муниципальные образования;
2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;
3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения (часть 1 данной статьи).
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи).
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей (часть 3 статьи).
Согласно пункту 2 Правил оценки к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В силу подпункта 11 пункта 13 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций, в частности, соблюдение водно-химического режима.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.
Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.7 Правил).
Пунктом 12.1 Правил предусмотрено, что необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.
Согласно п. 12.2 Правил, организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации. Организация имеет право привлекать для контроля за водно-химическим режимом другие специализированные организации.
В соответствии с п. 12.8 Правил, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.
Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами (п. 12.6 Правил).
Согласно материалам дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что на котельных <адрес> не организован водно-химический режим.
Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>».
По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес>, за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение, будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствую, водно-химический режим на котельных не организован.
В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 годов муниципальному образованию «<адрес>» не выдан.
Получение паспортов готовности является гарантией надежного, безопасного бесперебойного прохождения отопительного периода.
В связи с чем, прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском в защиту неопределенного круга лиц – потребителей тепловой энергии.
Прокурор считает, что отсутствие организации водно-химического режима на муниципальных котельных влечет за собой нарушение прав потребителей тепловой энергии – жителей и организаций <адрес> на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям, в связи с чем, ответчики обязаны организовать водно-химический режим на вышеуказанных котельных.
Как следует из материалов дела (выписок из Единого государственного реестра недвижимости), собственником котельных:
- №, расположенной по <адрес>; №, расположенной по <адрес>, их тепловых сетей и оборудования на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) является муниципальное образование «<адрес>».
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Факт выявленных нарушений и содержание представленных в материалы дела доказательств, стороной ответчика в период разрешения заявленного спора не оспаривались, в связи с чем, суд признаёт их установленными.
Довод административного ответчика о том, что установленный порядок водно-химической подготовки воды распространяется лишь на стационарные прямоточные водогрейные котлы теплопроизводительностью от 2,33 МВт(2 Г/кал/ч) до 209 МВТ (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200°С, а фактическая производительность котельной № значительно ниже показателя 2 Гкал/ч, при котором обязательно проведение водно-химической подготовки, суд находит необоснованным.
Так, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений;
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения (пункт 1.1 Правил).
Данные Правила не распространяются на тепловые энергоустановки:
- тепловых электростанций;
- морских и речных судов и плавучих средств;
- подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорта (пункт 1.2 Правил).
Ответчиком представлено неверное толкование того, что порядок организации водно-химического режима, нормы качества сетевой и подпиточной воды регламентируются Методическими указаниями РД 24.031.120-91.
«РД 24.031.120-91. Руководящий документ по стандартизации. Методические указания. Нормы качества сетевой и подпиточной воды водогрейных котлов, организация водно-химического режима и химического контроля», действительно, распространяются на стационарные прямоточные водогрейные котлы теплопроизводительностью от 2,33 МВт (2 Гкал/ч) до 209 МВт (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200 град. C, изготавливаемые предприятиями Минэнергомаша СССР по ГОСТ 21563-82.
Методические указания могут быть распространены на водогрейные котлы такого же типа, изготовленные ранее предприятиями отрасли и предприятиями других ведомств, а также на импортные котлы при условии получения соответствующего подтверждения от специализированной (головной) научно-исследовательской организации.
Методические указания являются рекомендуемыми для предприятий - изготовителей водогрейных котлов, организаций, проектирующих котельные с этими котлами, и организаций, осуществляющих эксплуатацию этих котлов.
Методические указания устанавливают предельные значения показателей качества сетевой и подпиточной воды котлов, а также требования, предъявляемые к предприятиям - изготовителям котлов, организациям, проектирующим котельные, и предприятиям, эксплуатирующим котлы, по организации надежного, экономичного и экологически совершенного водно-химического режима (ВХР) и его химического контроля (ХК).
Однако, это означает лишь то, что данные Методические указания разработаны для конкретного типа котлов, и не означает, что к иным котлам не применимы положения главы 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривающей водоподготовку и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.
Также судом изучен довод представителя ответчика о том, что на котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Архара, <адрес> организован водно-химический режим.
На основании распоряжения главы от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях обследования технического состояния оборудования на муниципальной котельной №, расположенной по адресу: 676740, <адрес>, пгт. Архара, <адрес>, создана комиссия по обследованию оборудования.
ДД.ММ.ГГГГ данной комиссией произведен осмотр объекта: котельной №, расположенной по адресу: 676740, <адрес>, пгт. Архара, <адрес> и составлен акт технического состояния о проверке деаэраторной установки для обработки подпиточной и сетевой воды.
Результаты осмотра: химводоподготовка котельной № состоит из деаэратора атмосферного типа обработки подпиточной и сетевой воды. Деаэратор в настоящее время не работает. Рекомендации владельцу объекта: привести деаэратор в состояние готовности к работе. Условия проведения осмотра: после отопительного сезона при неработающем оборудовании.
В соответствии с п. 12.8 Правил, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.
Однако, доказательств того, что в соответствии с п. 12.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию налажена работа водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, проведено испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды, стороной ответчика суду не предоставлено.
Кроме того согласно п.12.11 Правил, периодически, не реже одного раза в три года с привлечением специализированной организации необходимо проводить ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов, и их водно-химического режима. По результатам данной ревизии, следует вносить необходимые корректировки в инструкцию водно-химического режима.
Ответчиком не представлено доказательств о том, что указанная ревизия проводилась на спорных котельных.
Также в соответствии с п.12.18 Правил, в котельной необходимо вести журнал (ведомость) по водоподготовке и водно-химическому режиму котлов для записей результатов анализов воды, пара, конденсата, реагентов, о продувках котлов и операциях по обслуживанию оборудования водоподготовки в соответствии с утвержденной режимной картой и периодичностью химического контроля. При каждой остановке котла для чистки внутренних поверхностей его элементов в журнале по водоподготовке производится описание физико-механических свойств и толщины отложений, накипи и шлама. Указанного журнала ответчиком в судебное заседание не представлено.
Более того в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что на всех котельных района, в том числе и спорных котельных не организован водно-химический режим, журналы учета по водоподготовке не ведутся.
В судебном заседании были исследованы: ответ директора ООО «Дальневосточная компания» в ведении которой ранее находились спорные котельные от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на эксплуатируемых ими котельных нет водо-химического режима; письма главы администрации <адрес> в министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, которые также подтверждают, что ни на одной котельной <адрес> водно-химический режим не организован и запрашивались денежные средства для его организации.
В связи с совокупностью, установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования о возложении обязанности на администрацию <адрес> организовать водно-химический режим на муниципальных котельных являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Со стороны ответчика не было представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что нарушения, об устранении которых было заявлено прокурором, были устранены.
В соответствии со ст. 178 ч.2 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Учитывая, что полномочия ответчика по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, а также учитывая, что водно-химический режим должен быть организован до начала следующего отопительного периода, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, заявленный прокурором, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на следующих муниципальных котельных:
- №, расположенной по <адрес>;
- №, расположенной по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.