ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-942/2022 от 11.05.2022 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело а-942/2022

УИД: 37RS0-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года <адрес>

Фрунзенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи: Орловой С.К.,

при секретаре: ФИО3,

с участием:

административного истца ФИО1 и его представителя ФИО7,

представителя административного ответчика – УМВД России по <адрес>ФИО5,

административного соответчика - инспектора УВМ УМВД России по <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по <адрес>, инспектору УВМ УМВД России по <адрес>ФИО2 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и обязании совершить определенные действия,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – УМВД России по <адрес>).

В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он записался на прием в Управление по вопросам миграции УМВД России по <адрес> для подачи ходатайства о признании беженцем, поскольку не имеет возможности возвратиться в страну своей гражданской принадлежности. ДД.ММ.ГГГГ в сопровождении адвоката ФИО7 и переводчика ФИО1 явился в УВМ УМВД России по <адрес>, что бы подать вышеуказанное ходатайство с приложенными документами. Однако в принятии заявления ему необоснованно отказано, в процедуру признания беженцем он допущен не был, поскольку ФИО1 не стоял на «миграционном учете». ФИО1 считает допущенное миграционным органом бездействие незаконным и нарушающим его права, поскольку законных оснований для отказа в допуске к государственным услугам у административного ответчика не имелось. Учитывая вышеизложенное, просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непредставлении государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем, а именно отказ в приеме ходатайства о признании беженцем ДД.ММ.ГГГГ по причине «отсутствия миграционного учета». В качестве мер по восстановлению нарушенного права ФИО1 просит суд возложить на административного ответчика УМВД России по <адрес> обязанность назначить дату и время приема для осуществления государственной услуги в соответствии с Приказом МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, административный истец просит взыскать в его пользу судебные расходы.

Протокольным определением Фрунзенского районного суда <адрес> к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено должностное лицо - инспектор УВМ УМВД России по <адрес>ФИО2

Административный истец ФИО1 суду пояснил, что свои административные исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просит его административные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного истца ФИО7 суду пояснила, что заявленные требования истца поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время ФИО1 в сопровождении ФИО7 и переводчика ФИО4 пришли в УВМ УМВД России по <адрес>, чтобы подать ходатайство о признании беженцем. Однако, ходатайство у истца не приняли, поскольку административный истец нигде не зарегистрирован. Сотрудником УВМ УМВД России по <адрес>ФИО2ФИО1 было разъяснено, что прежде чем принять у него заявление о признании беженцем, в отношении него необходимо составить административный протокол об административном правонарушении. В выдаче письменного отказа в принятии заявления истцу было отказано.Представитель административного истца считает, что данными действиями административного ответчика нарушены права административного истца. Просит суд административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Представитель административного ответчика - УМВД России по <адрес>ФИО5 в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Административный соответчик – ФИО2 суду пояснила, что административные исковые требования истца не признает, указав, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 действительно приходил в УВМ УМВД России по <адрес>, чтобы подать ходатайство о признании беженцем. Однако в этом ему было отказано, поскольку истец незаконно находится на территории РФ. ФИО1 было разъяснено, что прежде чем принять у него заявление о признании беженцем, в отношении него необходимо составить административный протокол об административном правонарушенииза нарушение режима пребывания в РФ. Просит в иске отказать.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела и установлено судом, гражданин народной <адрес> впервые прибыл на территорию Российской Федерации в 2014 года на основании визы.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, планируемая дата убытия –ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела,ДД.ММ.ГГГГ.истец обратился в УМВД России по <адрес> с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища) с приложением необходимых документов, что подтверждается электронным талоном под номером 066, имеющимся в материалах административного дела.

Как следует из показаний административного истца и его представителя ФИО7, и не оспаривается стороной административного ответчика, административному истцу устно было отказано в принятии данных документов со ссылкой на то, что ФИО1 незаконно находится на территории Российской Федерации.

Указанное также подтверждается показаниями свидетеля ФИО4, который в судебном заседании подтвердил, что в его присутствии свидетеля и адвоката ФИО7ФИО1ФИО2 было отказано в принятии заявления о признании беженцем.

У суда нет оснований не принимать во внимание показания данного свидетеля, допрошенного с соблюдением положений КАС РФ. Его пояснения по существу спора последовательны, согласуются с пояснениями лиц, участвующих в деле, а также письменными доказательствами, представленными суду.

Оценивая доводы административного истца в обоснование административных исковых требований о том, что положения миграционного законодательства не содержат таких ограничений в доступе к государственной услуге по рассмотрению ходатайства о признании беженцем как незаконное пребывание на территории Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Основания и порядок предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца и временного убежища регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4528-1 "О беженцах".

Положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4528-1 "О беженцах" определены следующие основные понятия, используемые в названом Федеральном законе:

1) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании;

3) временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5 Положения).

На основании подпункта 1 пункта 13 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, УМВД России по <адрес> осуществляет, в том числе полномочия по реализации государственной политики в сфере миграции на территории <адрес>.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах и временном убежище на момент возникновения спорных правоотношений урегулированы Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Административный регламент).

Исходя из положений пункта 16 Административного регламента N 376 государственная услуга, предоставляемая согласно указанному регламенту поименована как государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 указанного Административного регламента заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства, заявившие о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации; имеющие основания для признания беженцем, но ограничившиеся заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Иностранцем, заявившем о желании быть признанным беженцем на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через законного представителя подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания; представляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина; фотографии, заполняется анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (п. 25 Административного регламента).

Каких-либо иных условий для определения круга заявителей Административный регламент не содержит.

В соответствии с пунктами 19, 19.1 и 19.2 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем и о предоставлении временного убежища является принятие решения:

- об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и направление уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

- о признании беженцем и выдача удостоверения беженца;

- об отказе в признании беженцем и направление уведомления об отказе в признании беженцем;

- об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и направление уведомления об отказе в предоставлении временного убежища;

- о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и выдача свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 125 Административного регламента, результатом административной процедуры является принятие решения по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), предусмотренного Административным регламентом, и выдача удостоверения беженца (свидетельства о предоставлении временного убежища) либо вручение уведомления об отказе в признании беженцем (предоставлении временного убежища).

Действующий в настоящее время Административный регламент N 376 не предоставляет возможность оставить без рассмотрения по существу подаваемое иностранным гражданином заявления о признании беженцем и предоставлении временного убежища, указывая на необходимость принять одно из вышеуказанных решений

Пунктом 34 Административного регламента предусмотрены случаи, когда в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отказывается, в частности, случае отсутствия членов семьи, прибывших с заявителем, в день его обращения, в случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, в случае отказа иностранного гражданина от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации или отказа законного представителя иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста или достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным либо ограниченного в дееспособности, от прохождения данным иностранным гражданином обязательной государственной дактилоскопической регистрации, в случае наличия у иностранного гражданина, подлежащего обязательной государственной дактилоскопической регистрации, на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не принимаются, дата и время их приема согласовываются с заявителем.

Предоставление государственной услуги согласно пункту 61Административного регламента включает в себя следующие административные процедуры: прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища); формирование и направление межведомственных запросов, предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем, принятие решения по его результатам и выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо вручение уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу (заявления о предоставлении временного убежища), принятие решения по его результатам и выдача удостоверения беженца (свидетельства о предоставлении временного убежища) либо вручение уведомления об отказе в признании беженцем (предоставлении временного убежища).

В соответствии с пунктом 62.2 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя лично либо через уполномоченного на то представителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища).

Результатом административной процедуры является: при приеме ходатайства о признании беженцем - выдача подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России справки о приеме ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации (приложение N 7 к Административному регламенту) на срок, не превышающий пяти рабочих дней; при приеме заявления о предоставлении временного убежища - выдача подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации на срок, не превышающий трех месяцев (пункт 77 Административного регламента).

При этом в Федеральном законе «О беженцах» не имеется положений, допускающих то, что государственный орган вправе не принимать документы для предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации (предоставлении временного убежища), и, как следствие, не рассматривать ходатайство о признании беженцем по существу ввиду незаконности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Анализируя применительно к изложенному, действия административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях, суд оснований полагать их соответствующими установленной административной процедуре не находит; применительно к частям 9 и 11 статьи 226, статье 62 КАС РФ административным ответчиком не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, подтверждающие законность оспариваемых действий (бездействия).

Поскольку положениями закона не закреплены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища в РФ, у миграционного органа отсутствовали правовые основания для отказа в принятии у административного истца соответствующих документов.

Таким образом, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, в связи с удовлетворением требований административного истца с УМВД России по <адрес> в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере по 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по <адрес>, инспектору УВМ УМВД России по <адрес>ФИО2 о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Министерства внутренних дел России по <адрес>, выразившееся в отказе в приеме у ФИО1 документов, необходимых для предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем.

Обязать УМВД России по <адрес> назначить дату и время приема для осуществления государственных услуг в соответствии с Приказом МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» отДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /С.К. Орлова/

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья: /С.К.Орлова/