Дело №а-94/2022
УИД: 76RS0004-01-2022-000086-56
Мотивированное решение
изготовлено 31.03.2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022 г. Ярославская обл., г.Данилов
Даниловский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.С.,
при секретаре Степановой Л.Н.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению СПК «Дружные всходы» к младшему инспектору-исполнителю Даниловского РОСП УФССП России ФИО1, Даниловскому РОСП УФССП России по Ярославской области, УФССП России по Ярославской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ от 01.10.2021,
установил:
СПК «Дружные всходы» обратилось в суд с административным исковым заявлением к младшему инспектору-исполнителю Даниловского РОСП УФССП России ФИО1, Даниловскому РОСП УФССП России по Ярославской области, УФССП России по Ярославской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о по внесению изменений в ЕГРЮЛ от 01.10.2021.
В обоснование требований ссылается на то, что 12.03.2021 г. Даниловским РОСП УФССП России по Ярославской области в отношении СПК «Дружные всходы» вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №10229/21/76011-ИП. В связи с неисполнением исполнительного документа на СПК «Дружные всходы» в рамках исполнительного производства наложен исполнительский сбор в размере 50000 руб. 01.10.2021 Даниловским РОСП УФССП России по Ярославской области вынесено постановление о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ. Данное постановление вынесено в качестве обеспечительных мер по оплате исполнительского сбора в размере 50000 руб. О вынесении оспариваемого постановления от 01.10.2021 административному истцу стало известно 18.01.2022. В настоящее время задолженность по исполнительскому сору погашена в полном объеме. 23.09.2021 г. Общим собранием членов-пайщиков СПК «Дружные всходы» принято решение о ликвидации СПК «Дружные всходы», назначена ликвидационная комиссия. Однако совершить какие-либо действия по ликвидации СПК «Дружные всходы», в том числе исключить предприятие из ЕГРЮЛ не представляется возможным в связи с наличием оспариваемого постановления.
На основании изложенного, административный истец просит отменить постановление судебного пристава-исполнителя о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ от 01.10.2021.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования административного иска поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенным. Пояснил, что в настоящее время проводятся работы по консервации артезианской скважины, на пользование недрами из которой СПК «Дружные всходы» должно было получить лицензию. На общем собрании членов-пайщиков СПК «Дружные всходы» принято решение о ликвидации СПК «Дружные всходы», но в связи с тем, что судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете внесения сведений в ЕГРЮЛ, запись о ликвидации СПК «Дружные всходы» не может быть внесена.
Административный ответчик младший инспектор-исполнитель Даниловского РОСП ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Административный ответчик УФССП России по Ярославской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представили письменный отзыв, согласно которому требования административного иска не признают, просят рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель административного ответчика Даниловского РОСП УФССП России по Ярославской области по доверенности ФИО3 требования административного иска не признала, согласно письменного отзыва и пояснений в судебном заседании следует, что на исполнении Даниловского РОСП находится исполнительное производство №10229/21/76011-ИП, возбужденное 12.03.2021 на основании исполнительного листа ФС №016473144 от 26.01.2021 г. выданного Даниловским районным судом Ярославской области, о возложении обязанности на СПК «Дружные всходы» в срок до 31.12.2020 г. направить в уполномоченный орган документы, предусмотренные п.п.7, 8 Порядка предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения в целях поисков оценки подземных вод и (или) их добычи, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 17.07.2015 г. №768-п для получения лицензии на право пользования недрами из скважины в д.Нефедьево Даниловского района Ярославской области, взыскатель – Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура. До настоящего времени требования исполнительного документа не исполнено. Полагала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, оспариваемое постановление соответствует ч.17 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 г.
Заинтересованное лицо МРИ ФНС №3 по Ярославской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без участия представителя, Предоставили письменный отзыв.
Заинтересованное лицо Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Даниловского РОСП УФССП России по Ярославской области по доверенности ФИО3, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (ст.4 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ст.7 ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в ч.1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст.12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу частей 8, 11, 12, 17 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ч.12 ст.30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 данного федерального закона, если иное не установлено этим федеральным законом.
В силу ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» перечислены исполнительные действия, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, в том числе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии со ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела видно, что решением Даниловского районного суда Ярославской области от 20.02.2020 г. по гражданскому делу №2-140/2020 по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к СПК «Дружные всходы» об обязании направить документы в уполномоченный орган для получения лицензии на пользование недрами, на СПК «Дружные всходы» возложена обязанность в срок до 31.12.2020 года направить в уполномоченный орган документы, предусмотренные п.п.7, 8 Порядка предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и (или) их добычи, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 17.07.2015 г. №768-п (в редакции от 23.04.2018 г.), для получения лицензии на право пользования недрами из скважины в д.Нефедьево Даниловского района Ярославской области.
Даниловским районным судом взыскателю был выдан исполнительный лист серии ФС №016473144 от 20.02.2020 г., который был предъявлен в Даниловский РОСП УФССП России по Ярославской области 11.03.2021.
12.03.2021 младшим инспектором-исполнителем Даниловского РОСП ФИО1 в отношении СПК «Дружные всходы» возбуждено исполнительное производство №10229/21/76011-ИП, взыскатель – Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура, предмет исполнения - обязанность направить документы в уполномоченный орган для получения лицензии на пользование недрами, на СПК «Дружные всходы» возложена обязанность в срок до 31.12.2020 года направить в уполномоченный орган документы, предусмотренные п.п.7, 8 Порядка предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и (или) их добычи, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 17.07.2015 г. №768-п (в редакции от 23.04.2018 г.), для получения лицензии на право пользования недрами из скважины в д.Нефедьево Даниловского района Ярославской области, постановление о возбуждении исполнительного производства (исх.76011/21/25786) направлено в адрес должника в личный кабинет ЕГПУ 12.03.2021 г. в 19 часов 29 минут, в соответствии с п.2.1 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В ходе исполнительного производства младшим инспектором-исполнителем были взяты объяснения и.о. председателя СПК «Дружные всходы» ФИО4, выносились постановления о назначении новых сроков для исполнения исполнительного документа, выносились предупреждения по ст.315 УК РФ и т.д.
04.05.2021 в отношении СПК «Дружные всходы» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
23.09.2021 в соответствии с протоколом общего собрания членов-пайщиков СПК «Дружные всходы» принято решение о ликвидации СПК «Дружные всходы» и назначена ликвидационная комиссия.
01.10.2021 младшим инспектором-исполнителем Даниловского РОСП вынесено постановление о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ, постановление о возбуждении исполнительного производства (исх.76011/21/94135) направлено в адрес должника в личный кабинет ЕГПУ 01.10.2021 г. в 14 часов 45 минут, в соответствии с п.2.1 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Доводы представителя административного истца ФИО2 о том, что постановление о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ от 1.10.2021 получил только 18.01.2022, судом отклоняются.
Вышеуказанное постановление о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ от 1.10.2021, как и постановление о возбуждении исполнительного производства вынесены судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и направлено в адрес должника в соответствии с п.2.1 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что для признания незаконным решения судебного пристава-исполнителя необходима одновременно совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Доказательств нарушения прав административного истца действиями младшего инспектора-исполнителя, выразившимися в вынесении 01.10.2021 г. постановления о запрете на совершение регистрационных действий, не представлено.
Судебный пристав-исполнитель по указанному исполнительному производству действовал в соответствии с законом, оснований для признания незаконным вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя и должностных лиц Даниловского отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области, не имеется.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для признания оспариваемого постановления от 01.10.2021 г. младшего пристава-исполнителя о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ, не имеется.
Кроме того, согласно ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В административном иске, административный истец указывает о том, что информация о вынесении оспариваемого постановления от 01.10.2021 стала известна 18.01.2022. Однако согласно представленному скриншоту АИС Даниловского РОСП, оспариваемое постановление направлено в адрес должника 01.10.2021.
Административный иск направлен в суд 19.01.2022 г., то есть в данном случае пропущен 10-тидневный срок для подачи административного иска в суд, что является также самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований административного иска СПК «Дружные всходы» к младшему инспектору-исполнителю Даниловского РОСП УФССП России ФИО1, Даниловскому РОСП УФССП России по Ярославской области, УФССП России по Ярославской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ от 01.10.2021, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Даниловский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Иванова С.С.