ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-951/2022070 от 14.07.2022 Чегемского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело а-951/2022 07RS0-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чегем 14 июля 2022 г.

Чегемский районный суд КБР в составе:

председательствующего Ажаховой М.К.

при секретаре Дзахмишевой Д.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чегемского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Чегемского муниципального района КБР, МКУК «Сельский дом культуры с.» Чегемского муниципального района КБР и местной администрации с. муниципального района КБР о возложении обязанности,

Установил:

Прокурор Чегемского района КБР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к местной администрации Чегемского муниципального района КБР, МКУК «Сельский дом культуры с.» и местной администрации с. муниципального района КБР о возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности.

Мотивированы требования тем, что прокуратурой Чегемского района в рамках исполнения поручения прокуратуры КБР проверено соблюдение требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности объектов культуры. По результатам проверки в деятельности МКУК «Сельский дом культуры с.» Чегемского муниципального района КБР выявлены нарушения требований Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима». Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидаций последствии проявлений терроризма. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. По результатам обследования МКУК «Сельский дом культуры с.» отнесено к 2 категории опасности. Между тем, в нарушение требований пункта 25 «в» и пункта 21 «б» раздела 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» на объекте не осуществляется пропускной, внутриобъектовый режим, ограждение по периметру не соответствует требованиям или частично отсутствует, а также отсутствует система видеонаблюдения.

В нарушение пунктов 13, 54 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима» автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и эвакуации людей при пожаре должна иметь резервный источник питания в виде аккумуляторной батареи или блока бесперебойного питания, п. 15 СП 5.13130.2009, системы противопожарной защиты, установки пожарной сигнализации; на объекте деревянные конструкции элементов кровли не обработаны огнезащитным составом п.13, ППР РФ ; руководитель организации не организовал работу по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, п. 54 ППР РФ . По выявленным в ходе проверки в августе 2021 года нарушениям антитеррористической защищенности данного объекта директору учреждения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены в полном объеме. Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Отмеченные нарушения требований действующего законодательства негативно сказываются на состоянии антитеррористической защищенности объекта культуры и ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Представитель истца, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год ФИО2, в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель местной администрации Чегемского муниципального района КБР ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании оставил разрешение иска на усмотрение суда.

Представители местной администрации с. муниципального района КБР и МКУК «Сельский дом культуры с.», надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.

Суд в соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца и ответчика, суд приходит к следующему.

В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ).

К вопросам местного значения сельских поселений относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселений (пункт 7.1 части 1, часть 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).

Положениями статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1 части 1); органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 176.

Из содержания пункта 3 Требований к антитеррористической защищенности следует, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

КБР в рамках исполнения поручения прокуратуры КБР проверено соблюдение требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности объектов культуры.

По результатам проверки выявлены нарушения требований Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима». Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидаций последствии проявлений терроризма. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. По результатам обследования МКУК «Сельский дом культуры с.» отнесено к 2 категории опасности. Между тем, в нарушение требований пункта 25 «в» и пункта 21 «б» раздела 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» на объекте не осуществляется пропускной, внутриобъектовый режим, ограждение по периметру не соответствует требованиям или частично отсутствует, а также отсутствует система видеонаблюдения.

В нарушение пунктов 13, 54 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима» автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и эвакуации людей при пожаре должна иметь резервный источник питания в виде аккумуляторной батареи или блока бесперебойного питания, п. 15 СП 5.13130.2009, системы противопожарной защиты, установки пожарной сигнализации; на объекте деревянные конструкции элементов кровли не обработаны огнезащитным составом п.13, ППР РФ ; руководитель организации не организовал работу по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, п. 54 ППР РФ .

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно ст.37 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Отмеченные нарушения требований действующего законодательства, противопожарного режима негативно сказываются на состоянии антитеррористической защищенности объекта культуры и ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 37 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При таких данных, иск подлежит удовлетворению с установлением шестимесячного срока для устранения выявленных нарушений, которые требуют соответствующего финансирования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Решил:

Административное исковое заявление прокурора Чегемского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Чегемского муниципального района КБР, МКУК «Сельский дом культуры с.» Чегемского муниципального района КБР и местной администрации с. муниципального района КБР о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать местную администрацию Чегемского муниципального района КБР, МКУК «Сельский дом культуры с.» Чегемского муниципального района КБР и местную администрацию с. муниципального района КБР выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности, а именно: обеспечить в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу объект культуры - Дом культуры с. современными инженерно-техническими средствами и системами, пропускным и внутриобъектовым режимом с контролем его функционирования, ограждением по периметру, резервным источником питания для автоматической пожарной сигнализации, обработкой деревянных конструкций элементов кровли огнезащитным составом, организовать работу по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КБР через Чегемский районный суд КБР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

Судья Чегемского

районного суда КБР М.К. Ажахова