Дело №а-953/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2023 года <адрес>,
<адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Румянцевой Д.Г.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации Богородского городского округа <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании незаконным решение Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков», обязании административного ответчика в течение 7 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять документы для оказания государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков» по заявлению № №.
В обоснование требований административный истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №. В августе 2022 года она обратился к административному ответчику с заявлением об оказании государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков». Решением Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отказано, по тому основанию, что испрашиваемую государственную услугу Администрация Богородского городского округа не предоставляет и рекомендовано обратиться в органы Росреестра с соответствующим заявлением в части изменения вида разрешенного использования земельного участка. Услуга по изменению вида разрешенного использования земельного участка предусматривает платность. Административный истец считает, что согласно действующему административному регламенту данную государственную услугу должна оказывать Администрация Богородского городского округа <адрес>. Административный истец ссылается также на то, что у земельного участка установлен вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки», однако его наименование устарело и не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, установленному Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Из представленных документов очевидно, что он не изменяет вид разрешенного использования, на необходимость чего ему указывает административный ответчик, а именно устанавливает соответствие вида разрешенного использования его земельного участка действующему классификатору видов разрешенного использования земельных участков (просил поменять вид разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство»).
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом – в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), сведений о причинах неявки не представили.
В отсутствие сведений об уважительности причин неявки сторон, в соответствии с положениями статей 150 и 152, части 2 статьи 289 КАС РФ, – суд определил возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив доводы административного истца в обоснование предъявленных требований, исследовав материалы административного дела и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, – суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с положениями ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются в том числе обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1), а также правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел (пункт 3).
По смыслу части 1 статьи 218, части 8 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца. При этом напоследнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению косновным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540 (далее –классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением администрацией (муниципального района или городского округа <адрес>) государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельного участка» регулирует административный регламент, утвержденный распоряжением Министерством имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 15ВР-1503 (далее – Административный регламент).Суд применительно к части 3 статьи 62, части 8, 11 статьи 226 КАС РФ, распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки», по адресу: <адрес>.
ФИО2 обратился к административному ответчику с заявлением об оказании государственной услуги «Установление соответствия существующего вида разрешенного использования земельного участка разрешенного использования, содержащемуся в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков».
Решением Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков» в отношении указанного земельного участка было отказано, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования по содержанию не соответствует текущему виду разрешенного использования земельного участка, что является изменением вида. Услугу по изменению вида разрешенного использования оказывают органы Росреестра.
Дополнительно информировал: Во исполнение положений статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» между Министерством имущественных отношений <адрес> и Управлением Федеральной службы государственной регистрации по <адрес> (Росреестр) достигнуто соглашение о закреплении порядка по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории <адрес>. В целях реализации достигнутый договоренностей, а также руководствуясь пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым любой вид разрешенного использования предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования посредством обращений Межмуниципальный отдел по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с соответствующим заявлением (<адрес>). При этом услуга по изменению вида разрешенного использования земельного участи предусматривает платность. Перед обращением в Росреестр заинтересованному лицу необходимо обратиться посредством портала государственных и муниципальных услуг <адрес> (https://usluqi.mosreq.ru/services/21663) за услугой "Предоставление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории <адрес>".
В соответствии с п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9 ст.1, ч.2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков определятся в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Исходя из положений п.4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, п.3 ст. 85 Земельного кодекса РФ правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Согласно пп. 3 и 5 ч.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, Администрацией Богородского городского округа, не требовалось.
В соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки Богородского городского округа <адрес>, спорный земельный участок относится к зоне «индивидуальное жилищное строительство».
Судом также установлено, что земельный участок, который принадлежит истцу на праве собственности был поставлен на кадастровый учет в 2016 году. Ранее действовал классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ№, которым был предусмотрен вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки».
Согласно ч.11 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от соответствия указанному классификатору.
Приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Классификатором осуществляется по заявлению правообладателей земельного участка.
Пункт 13 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ устанавливает, что правообладатель земельного участка вправе обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Органы государственной власти или местного самоуправления обязаны принять решение об установлении такого соответствия.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка истца, отраженный в ЕГРН как «индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки» соответствует виду разрешенного использования, изначально установленному в отношении земельного участка, в связи с чем вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки» подлежит изменению путем его приведения в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (разъяснения в Письме Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>).
Административный истец обратился с заявлением о приведении вида разрешенного использования своего земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, а не с заявлением об его изменении, в связи с чем отказ административного ответчика является необоснованным.
Согласно п. 14.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков», утвержденному распоряжением Минмособлимущества от ДД.ММ.ГГГГ№ВР-1503, государственная услуга подлежит оказанию бесплатно.
Пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельного участка» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов для оказания государственной услуги.
В силу части 11, пункта 1 части 9 статьи 226КАС РФ лицо, обратившееся в суд, должно доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями административного ответчика, поскольку он лишен прав привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Классификатором без внесения платы, у административного ответчика не имелось оснований для отказа в приеме документов у административного истца в соответствии с п. 12.1.1 Административного регламента.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела установлена.
Кроме того, в качестве разъяснения причины отказа в приеме документов в оспариваемом решении указано на несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка текущему виду разрешенного использования, однако, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента предоставление государственной услуги "Установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использовании земельного участка", утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 15ВР-1503, такое основание является основанием для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, а не для отказа в приеме документов.
С учетом обстоятельств дела, представленных доказательств, требований вышеперечисленных норм права, суд считает исковые требования законными.
При этом в качестве способа восстановления нарушенного права следует возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление административного истца о предоставлении государственной услуги, а не принять документы для оказания услуги, как это просит административный истец.
Срок оказания государственной услуги, составляет 15 рабочих дней (пункт 8.1.1 Административного регламента).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об частичном удовлетворении административного иска.
Иные доводы и объяснения сторон, равно как иные собранные по административному делу доказательства, - судом учитываются, однако не могут повлиять на существо принятого решения.
руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск ФИО2 к администрации Богородского городского округа <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков».
Обязать администрацию Богородского городского округа <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ в течение пятнадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного иска в большем объеме – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья