УИД - 05RS0№-63
Дело №а-954/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 июля 2023 года
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Омаровой И.Р., при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации (в порядке ст. 39 КАС РФ) к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>» о признании незаконным бездействие администрации городского округа «<адрес>» по непринятию мер к утверждению нормативов состава сточных вод и возложении обязанности на администрацию городского округа «<адрес>» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить нормативы состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение,
У С Т А Н О В И Л:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском (в порядке ст. 39 КАС РФ) к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>» о признании незаконным бездействие администрации городского округа «<адрес>» по непринятию мер к утверждению нормативов состава сточных вод и возложении обязанности на администрацию городского округа «<адрес>» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить нормативы состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение.
В обосновании своих требований ссылается на то, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства, в результате которой установлены нарушения в деятельности администрации городского округа «<адрес>» (далее - Администрация).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №- ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа.
Согласно п. 9.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся установление нормативов состава сточных вод.
В соответствии с ч. И ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1).
В силу ч. 1 ст. 30.1 Федерального закона № 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Частью 2 ст. 30.1 Федерального закона 416-ФЗ установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила) в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Согласно п. 168 Правил нормативы состава сточных вод устанавливаются едиными для объектов всех абонентов централизованной системы водоотведения или конкретной технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).
Пунктом 169 Правил определено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), в том числе не являющихся собственниками или иными законными владельцами выпусков сточных вод в водный объект.
Согласно Схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования городского округа «<адрес>» до 2023 года» на территории городского округа «<адрес>» функционирует централизованная система водоотведения.
Однако, в ходе проведения проверки установлено, что Администрацией нормативы состава сточных вод устанавливаются для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение на территории города не установлены.
По данному факту прокуратурой в адрес Администрации внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№, однако до настоящего времени мер по устранению нарушений законодательства не принято.
Согласно ответу Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ нормативы сброса сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения рассчитываются МУП «Горводоснаб» и после расчета будут утверждены Администрацией.
Однако, согласно ответу Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения <адрес> до настоящего времени не утверждены.
Наличие установленных нормативов состава сточных вод позволит минимизировать экологический ущерб, причиняемый водному объекту - <адрес>-Су в результате сбросов сточных вод абонентами.
Более того, отсутствие нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения влечет за собой бесконтрольный сброс хозяйствующими субъектами сточных вод в водные объекты, не позволяет установить плату за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах в случае, если абонент превысит установленные нормативы.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Таким образом, непринятием мер со стороны Администрации нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3 требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить их по указанным в нём основаниям.
Административные ответчик представитель администрации МО ГО «<адрес>» ФИО4 по доверенности, будучи надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела на судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Возможность удовлетворения административного иска оставляет на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 150 ч. 2 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Явка представителя административного ответчика, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие, судом не признана обязательной, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца, изучив письменные доказательства по делу, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства, в результате которой установлены нарушения в деятельности администрации городского округа «<адрес>».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №- ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа.
Согласно п. 9.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся установление нормативов состава сточных вод.
В соответствии с ч. И ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1).
Материалами дела подтверждено, что по данному факту прокуратурой в адрес Администрации внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, №, однако до настоящего времени мер по устранению нарушений законодательства не принято.
Согласно ответу Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ нормативы сброса сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения рассчитываются МУП «Горводоснаб» и после расчета будут утверждены Администрацией.
Однако, согласно ответу Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения <адрес> до настоящего времени не утверждены.
В соответствии с положениями ч.4 ст.30.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Согласно ч.2 ст.30.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
В соответствии с п.13.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
На основании п.9.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся установление нормативов состава сточных вод.
Таким образом, проведенная прокуратурой проверка показала, что администрацией МО «<адрес>» не исполняются возложенные действующим законодательством обязанности по утверждению нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Между тем, в ходе судебного заседания судом установлено и сторонами не оспаривается, что ранее по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона, однако, по итогам рассмотрения вышеуказанные нарушения не устранены до настоящего времени. Доказательств обратного, представителем административного ответчика в суд не представлено.
В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что отмеченные обстоятельства приводят к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и могут повлечь причинение вреда жизни, и здоровью граждан, а также к возникновению чрезвычайной ситуаций, в связи с чем, суд считает заявленные Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой требования законными и обоснованными.
В соответствии с п. 9 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъективного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
Администрация МО ГО «<адрес>» является органом местного самоуправления, в связи с чем, на него в полной мере распространяется положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, выступающих в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Следовательно, Администрация МО ГО «<адрес>» освобождена от уплаты государственной пошлины и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.124, 218 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации (в порядке ст. 39 КАС РФ) к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «<адрес>» по непринятию мер к утверждению нормативов состава сточных вод.
Обязать администрацию городского округа «<адрес>» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить нормативы состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья И.Р. Омарова