ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-963/2017 от 18.08.2017 Шилкинского районного суда (Забайкальский край)

а-963/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2017 г. г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Ганжа Л.В.,

при секретаре Михайлюк О.В.

с участием прокурора Пешковой А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными, отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора

УСТАНОВИЛ:

Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным административным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Шилкинского РОСП УФССП по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство от 28 июля 2016 года № 8885/16/75066-ИП по исполнительному листу Шилкинского районного суда по делу № 2-320/2015 от 14 июля 2015 года об обязании Департамента гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края провести комплекс мероприятий по предупреждению возникновения ЧС муниципального характера, в том числе, обеспечить надлежащее хранение оловянного кека, 449 ФИО1, хранение либо утилизацию фтористоводородной (плавиковой) кислоты, водного технического аммиака, захоронение бадделит-цирконового, мономинерального цирконового концентратов, принадлежащих ОАО «ЗабГОК».

23 марта 2017 года заместителем начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2 по вышеназванному исполнительному производству вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края в размере 50 000 рублей, за неисполнение без уважительных причин исполнительного документа в установленный срок и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа – 21 апреля 2017 г. Вышеуказанное постановление поступило в Департамент 12 мая 2017 г по истечении сроков обжалования и для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Считает, что нарушены права Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края, предусмотренные статьей112 Федерального закона от 02.102007г № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также необоснованно устанавливается дополнительное финансовое бремя на Департамент, что в свою очередь влечет расходы, не предусмотренные бюджетом Забайкальского края.

При этом в постановлении от 23 марта 2017 года указывается на неисполнение Департаментом требований исполнительного документа, что не соответствует действительности.

В соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, организовать перевозку собственными силами или с привлечением специализированных организаций радиоактивных отходов к пункту хранения радиоактивных отходов. По расчетам ФГУП «РосРАО» на 15.10.2015 года, затраты на мероприятия по сдаче на захоронение радиоактивных отходов составят около 91,3 млн. рублей. Такой организацией в данном случае должно являться ООО «НЕФТЕХИММАШ», которое владеет пакетом акций ОАО «ЗабГОК», или непосредственно ОАО «ЗабГОК».

24 апреля 2014 года на заседании комиссии по ЧС и ОПБ Забайкальского края рассмотрен вопрос «О критическом положении с радиоактивными веществами в ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат», на котором заслушан представитель конкурсного управляющего ОАО «ЗабГОК» и выработаны предложения по смягчению риска и создания возможной ЧС.

30 июня 2014 года Губернатором Забайкальского края направлено обращение в адрес директора по государственной политике в области РАО ОЯТ и ВЭ ЯРОО Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом о предоставлении возможности оказания комплекса услуг силами ОАО «ППГХО» по сбору, транспортировке и хранению радиоактивных веществ, накопленных в результате производственной деятельности ОАО «ЗабГОК». На данный запрос получен отрицательный ответ, в связи с отсутствием у предприятия лицензии на данный вид услуг от других предприятий, не входящих в состав ОАО «ППГХО».

Правительством Забайкальского края и Департаментом приняты дополнительные меры по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с радиоактивными отходами. Департаментом разработано и подписано 26 августа 2015 года Губернатором Забайкальского края постановление № 88 «О введении на территории городского поселения «Первомайское» муниципального района «Шилкинский район» режима повышенной готовности». 28 августа 2015 года межведомственная рабочая группа с участием представителей Департамента и УМВД России по Забайкальскому краю, администрации муниципального района «Шилкинский район», администрации городского поселения «Первомайское» и членов общественного совета, произвела осмотр мест хранения радиоактивных и опасных отходов, веществ на территории городского поселения и подготовила предложения для реализации вышеуказанного постановления.

На текущий момент выполнены следующие мероприятия:

-определены границы санитарной зоны;

-проводятся инструментальные замеры радиационного фона. Превышения уровня радиации в санитарной зоне и на социально-значимых объектах не выявлено;

-совместно с территориальным отделом управления Роспотребнадзор Забайкальского края определен порядок оповещения населения о радиационной обстановке и мерах принимаемых по обеспечению безопасности населения;

-выделены денежные средства для восстановления ограждения и оформления мест хранения радиационно-опасных веществ в размере 50 000 рублей;

-восстановлен внешний периметр заграждения (установлено 20 столбов взамен поврежденных, восстановлено проволочное заграждение);

-по периметру склада произведена вырубка кустарника, очистка территории прилегающей и оборудована минерализованная полоса;

-перекрыта подъездная дорога к складу хранения оловянного кека. Создан земляной вал, препятствующий проезду легковому и грузовому автотранспорту;

-изготовлены дополнительные знаки радиационной опасности по периметру ограждения склада хранения оловянного кека;

-проведена работа по замене замков на складе хранения оловянного кека, на складе бедделит-цирконового концетрата на территории обогатительной фабрики. Места хранения опломбированы. Дубликаты ключей переданы для хранения в администрацию городского поселения «Первомайское»;

-организована работа нарядов по охране общественного порядка МО МВД России «Шилкинский» и оперативных групп ФИО3 гарнизона по обеспечению ежедневного контроля за объектами хранения радиоактивных веществ;

-организовано информирование населения о результатах радиационного контроля в санитарной зоне объектов хранения радиоактивных веществ и на социально значимых объектах городского поселения «Первомайское» с последующим опубликованием результатов в местных средствах массовой информации.

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 декабря 2015 года по делу № А78-4764/2010 было удовлетворено заявление конкурсного управляющего ОАО «ЗабГОК» об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Забайкальском крае (далее - ТУ
Росимущества в Забайкальском крае) принять имущество ОАО «ЗабГОК».

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2016 года и Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 апреля 2016 года по делу № А78-4764/2010
определение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 декабря 2015
года по делу № А78-4764/2010 оставлено без изменения.

В настоящее время организована процедура передачи имущества ОАО ЗабГОК» в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае.

10 февраля 2017 года Департаментом было организовано проведение заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края (протокол прилагается) на котором были рассмотрены проблемные вопросы по ситуации, складывающейся на объектах хранения радиоактивных и химических отходов ОАО «ЗабГОК».

В период 18-19 апреля 2017 года проведен комиссионный визуальный осмотр территории ОАО «ЗабГОК» на предмет наличия оставленных химических веществ, предусмотренных к передаче Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае.

В настоящий момент продолжается работа нарядов по охране общественного порядка МО МВД России «Шилкинский» и оперативных групп Шилкинского Пожарно-спасательного гарнизона по обеспечению ежедневного контроля за объектами хранения радиоактивных веществ. Осуществляется информирование населения о результатах радиационного контроля в санитарной зоне объектов хранения радиоактивных веществ и на социально значимых объектах городского поселения «Первомайское» с последующим опубликованием результатов в местных средствах массовой информации.

Таким образом, Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края исполнено решение Шилкинского районного суда в полном объеме, о чем и был направлен ответ начальнику Шилкинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю.

Действия судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям статей 105 и 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Просит суд признать действия заместителя начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2, вынесшей постановление от 23 марта 2017 года № 75031/17/64482 о взыскании исполнительского сбора, незаконными.

Отменить постановление заместителя начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2, вынесшей постановление от 23 марта 2017 года № 75031/17/64482 о взыскании исполнительского сбора.

Освободить Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края от исполнительского сбора, наложенного постановлением заместителя начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2 от 23 марта 2017 года № 75031/17/64482.

В судебное заседание пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю и представитель Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав прокурора Пешкову А.Б., полагавшую административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, в связи с тем, что комплекс мероприятий должником выполнен не в полном объеме, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, ч.1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.

Как усматривается из материалов дела постановлением судебного пристава-исполнителя Шилкинского РОСП УФССП по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство от 28 июля 2016 года № 8885/16/75066-ИП по исполнительному листу Шилкинского районного суда по делу № 2-320/2015 от 14 июля 2015 года об обязании Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края провести комплекс мероприятий по предупреждению возникновения ЧС муниципального характера, в том числе, обеспечить надлежащее хранение оловянного кека, 449 ФИО1, хранение либо утилизацию фтористоводородной (плавиковой) кислоты, водного технического аммиака, захоронение бадделит-цирконового, мономинерального цирконового концентратов, принадлежащих ОАО «ЗабГОК».

Из методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 7 июля 2014 года, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 июля 2014 года № 000/16, следует, что в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения.

Судебным приставом-исполнителем в судебное заседание от 12.07.2017 года представлено вышеназванное исполнительное производство, в материалах которого отсутствует документальное подтверждение факта получения Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края постановления о возбуждении и исполнительного производства либо отказа в его получении. Наличие в материалах исполнительного производства списка внутренних почтовых отправлений является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.

При таких обстоятельствах невозможно установить дату получения, которая необходима для отсчета срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Судебным приставом-исполнителем доказательств извещения должника о возбуждении исполнительного производства и предоставлении должнику разумного срока для добровольного исполнения решения суда, не представлено.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что оснований взыскивать с Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края исполнительский сбор за виновное неисполнение требований исполнительного документа либо за уклонение от такого исполнения, у судебного пристава-исполнителя не имеется в связи с чем, заявление административного истца о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными, отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного истца о том, что комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера, в том числе обеспечению надлежащего хранения оловянного кека, 449 ФИО1, хранения либо утилизации фтористоводородной (плавиковой) кислоты, водного технического аммиака, захоронения бадделит-цирконового, мономинерального цирконового концентратов, принадлежащих ОАО «ЗабГОК» выполнен в пределах его полномочий. Доказательств обратного суду не представлено.

Исполнительное производство передано в Межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю с присвоением нового номере 18021/17/75031-ИП.

10 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП г. Чита, ФИО2 исполнительное производство от 28.07.2016 года №8885/16/75066-ИП принято к исполнению.

23 марта 2017 года заместителем начальника отдела МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края в размере 50 000 рублей.

Из вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Забайкальского края от 11 декабря 2015 года по делу № А78-4764/2010 следует, что удовлетворено заявление конкурсного управляющего ОАО «ЗабГОК» об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае принять имущество ОАО «ЗабГОК», а именно:

1) здание 2Г, расположенное по адресу: Забайкальский край,
Шилкинский район, пгт. Первомайское;

2) радиоактивные отходы:

- оловянный кек общий объем 168 919 кг, загружен в транспортно -
упаковочный комплект ТУК - 119 в количестве 230 единиц;

- мономинеральный цирконовый концентрат Катугинского месторождения в количестве 538,5 кг;

бадделит - цирконовый концентрат Алгаминского месторождения в количестве 19 318,5 кг;

химические вещества: аммоний сернокислый ЧДА - 9,9 кг; железо треххлористое - 3 тонны; калий сернокислый ХЧ - 140 кг; калий хлористый - 9 400 кг; карбюрюзатор древесноугольный - 908 кг; кислота соляная -216 кг; кислота фтористоводородная - 4 092 кг; клей Мастер (смола) - 46 кг; натрий едкий - 17 950 кг; полиакриламид ГАА-ГС флокулянт -510 кг; полиэтилен-полиамин (отвердитель) - 17 кг; трибутилфосфат ТУ 2435-305 - 1 000 кг; уголь активированный импорт - 2 884 кг; бочка (хлорофос) ГО - 1 шт.; бочка алюминиевая емкостью 200 л. (лизол) ГО - I шт.; канистра (кислота) - 6 шт.; глицерин - 0,200 кг.; аммиак водный,
технический - 4 850 кг; аммиак водный, технический - 49 150 кг; аммоний
сернокислый - 2 975 кг; дваэтилгексанол - 1700 кг; известь н/г - 300 кг;
известь пыловка - 41 161 кг; калий хлористый - 4 575 кг; кислота
плавикошпатовая - 2 011 кг; кислота фтористоводородная - 60 000 кг;
трибутилфосфат - 750 кг; натрий фтористый - 17,49 кг; неонол АФ9-6 ТУ
2483-077-05766801-98 - 51,34 кг.

14 марта 2016 года возбуждено исполнительное производство в отношении Территориального управления Росимущества в Забайкальском крае.

Таким образом, в настоящее время имеется судебное решение, которое обязывает должника - Территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае принять радиоактивные отходы.

Руководствуясь 175, 180 КАС РФ, суд

РЕ Ш И Л:

Требования Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными, отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора, удовлетворить.

Признать действия заместителя начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2, вынесшей постановление от 23 марта 2017 года № 75031/17/64482 о взыскании исполнительского сбора, незаконным.

Отменить постановление заместителя начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2 от 23 марта 2017 года № 75031/17/64482 о взыскании исполнительского сбора.

Освободить Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края от исполнительского сбора, наложенного постановлением заместителя начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2 от 23 марта 2017 года № 75031/17/64482.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы в Шилкинский районный суд.

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2017 года.

Мотивированное решение составлено 21 августа 2017 года.

Председательствующий Ганжа Л.В.

Решение не вступило в законную силу

Копия верна судья Ганжа Л.В.

Подлинник документа находится в материалах административного дела а-963/2017 Шилкинского районного суда <адрес>