ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-96/2022 от 03.03.2022 Великолукского районного суда (Псковская область)

Дело а-96/2022

УИД 60RS0005-01-2022-000019-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 марта 2022 года г. Великие Луки Псковской области

Великолукский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Крипайтис Н.А., при секретаре Корабухиной С.В., с участием административного истца Минина Ю.П., административного ответчика, представляющего свои интересы и интересы административного ответчика Прокуратуры Псковской области Андреева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Минина Юрия Петровича к заместителю прокурора Великолукского района Псковской области Андрееву Е.В., Прокуратуре Псковской области о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Минин Юрий Петрович обратился в суд с административным иском к заместителю прокурора Великолукского района Псковской области Андрееву Е.В., Прокуратуре Псковской области о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц.

В обоснование требований указано, что судебным приставом-исполнителем ОСП Великолукского, Куньинского, Новосокольнического районов Кузьменковой И.Г. возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ судебного участка по <адрес> о взыскании с Минина Юрия Петровича в пользу Ш. на содержание несовершеннолетних детей: М.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере <данные изъяты> всех видов заработка и (или) иного дохода должника ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия детей.

Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру Великолукского района с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя, в которой просит Генеральную прокуратуру РФ обязать прокуратуру Великолукского района провести прокурорский надзор за исполнением законов РФ при осуществлении сотрудниками органов принудительного исполнения своих функций. Проконтролировать руководителя ОСП Великолукского, Куньинского, Новосокольнического районов представить в его адрес постановление с решением на его жалобу , проверить его на законность. Привлечь судебных приставов, допустивших непредставление в его адрес постановлений и иных документов к дисциплинарной ответственности. Обязать судебного пристава-исполнителя Кузьменкову И.Г. направлять в его адрес постановления и иные документы. ДД.ММ.ГГГГ указанная жалоба была направлена заместителем прокурора Великолукского района Андреевым Е.В. Руководителю Управления ФССП России по Псковской <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ

Заместителем прокурора Великолукского района Андреевым Е.В. дан ответ, согласно которого его обращение является дубликатом ранее рассмотренного обращения, ответ на которое направлен прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ответ на нее не дается.

Просит суд признать незаконными действиями административного ответчика Андреева Е.В. и признать его действия в перенаправление жалобы преднамеренным оставлением жалобы от ДД.ММ.ГГГГ без рассмотрения со стороны Прокуратуры Великолукского района Псковской области. Признать незаконными действия административного ответчика Андреева Е.В., в части не рассмотрения и непринятия прокурорского решения в отношение нарушений, прописанных в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ. Признать письмо прокуратуры Великолукского района от ДД.ММ.ГГГГ оформленным с нарушениями и не отвечающим требованиям, прописанным в п.1.7, п.3.7, п.4.3, п.4.4, п.6.1, п.6.4, п.6.5 Инструкции №45, п.1.1, п.1.4, п.1.6, п.1.9, п.1.10, п.1.13 Указаниях Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Дать правовую всестороннюю оценкунедостоверной формулировке, прописанной в Письме Прокуратуры Великолукского района от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Минин Ю.П. поддержал заявленные требования, ссылаясь на указанные в административном иске обстоятельства.

Административный ответчик Андреев Е.В., представляющий свои интересы и интересы административного ответчика Прокуратуры Псковской области административные исковые требования не признал, пояснив, что на все обращения административного истца были даны надлежащим образом оформленные ответы, права Минина Ю.П. не нарушены.

Заинтересованное лицо Щ. в судебное заседание не явилась, возражений по существу требований не представила.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием).

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Так, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон "О прокуратуре") в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон "О порядке рассмотрения обращений граждан") и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция N 45).

В соответствии с пунктами 1, 4 части 1, частью 3 статьи 10 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона; ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

На основании положений части 3 статьи 5 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В соответствии с частями 2, 3, 6 статьи 8 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу; письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона; запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Согласно пункту 3.1 Инструкции N 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.

По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции N 45 обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Пунктом 3.7 Инструкции запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона "О прокуратуре", при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Согласно положениям статьи 123 Федерального закона от 2.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

Согласно пункту 1.4 Указания Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 года N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами" обращение граждан в случае, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направляются в их адрес.

Административный истец Минин Ю.П. обратился к прокурору Великолукского района Ивановой Ю.А. с жалобой на действия судебных приставов-исполнителей , в которой просит Генеральную прокуратуру РФ обязать прокуратуру Великолукского района провести прокурорский надзор за исполнением законов РФ при осуществлении сотрудниками органов принудительного исполнения своих функций. Проконтролировать руководителя ОСП Великолукского, Куньинского, Новосокольнического районов в части представления в его адрес постановление с решением на его жалобу , проверить его на законность. Привлечь судебных приставов, допустивших непредставление в его адрес постановлений и иных документов к дисциплинарной ответственности. Обязать судебного пристава-исполнителя Кузьменкову И.Г. направлять в его адрес постановления и иные документы.

Как пояснил в судебном заседании административный ответчик, ему было поручено подготовить ответ на жалобу Минина Ю.П.

ДД.ММ.ГГГГ указанная жалоба была направлена заместителем прокурора Великолукского района Андреевым Е.В. Руководителю Управления ФССП России по Псковской области для разрешения по существу.

В прокуратуру Великолукского района ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры Псковской области поступила повторно жалоба Минина Ю.П. .

Заместителем прокурора Великолукского района Андреевым Е.В. ДД.ММ.ГГГГ Минину Ю.П. дан ответ, согласно которого его обращение является дубликатом ранее рассмотренного обращения, ответ на которое направлен прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ответ на нее не дается.

Должностным лицом прокуратуры - заместителем прокурором Великолукского района Андреевым Е.В. при рассмотрении обращений Минина Ю.П. нарушений законодательства о рассмотрении обращений граждан, а также прав административного истца допущено не было; от рассмотрения обращения Минина Ю.П. прокуратура Великолукского района не уклонилась, незаконных действий, бездействия должностными лицами не допущено, нарушение прав и законных интересов административного истца отсутствует.

К тому же при несогласии с содержанием полученного на свое обращение ответа Минин Ю.П. не лишен возможности самостоятельно защитить свои права и законные интересы, обратившись в суд с административным иском к их непосредственным нарушителям в лице соответствующих должностных лиц службы судебных приставов, как это предусмотрено п. 1 ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", чем административный истец и воспользовался. Должностные лица прокуратуры, действовавшие в пределах своих полномочий и усмотрения, к принятию испрашиваемых административным истцом мер реагирования понуждены быть не могут, в том числе и судом. Настаивая на этом в рамках рассмотрения настоящего административного дела, Минин Ю.П. фактически подменяет предмет имеющего место в действительности публично-правового спора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Минину Юрию Петровичу в удовлетворении административных исковых требований к заместителю прокурора Великолукского района Псковской области Андрееву Е.В., Прокуратуре Псковской области о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 04.03.2022.

Судья: подпись Н.А.Крипайтис

Копия верна Судья: Н.А.Крипайтис