ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-97 от 06.02.2018 Уруса-мартановского городского суда (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ Дело а-97

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Урус-Мартановский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего судьи - Джабраилова И.Э.,

с участием: помощника прокурора <адрес> - ФИО6,

представителя Мэрии Урус-Мартановского городского поселения по доверенности - ФИО2,

представителя Совета депутатов Урус-Мартановского городского поселения по доверенности - ФИО3,

при секретаре - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ЧР в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ к Административному ответчику Мэрии Урус-Мартановского городского поселения и Совета депутатов Урус-Мартановского городского поселения и заинтересованному лицу филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец заместитель прокурора <адрес> ЧР ФИО5 в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ обратился в суд с административным иском к Административному ответчику Мэрии Урус-Мартановского городского поселения о признании незаконным бездействие Мэрии Урус-Мартановского городского поселения в части координатного описания местоположения границ объектов землеустройства - территориальных зон поселения для указания их в правилах землепользования и застройки Урус-Мартановского городского поселения от 22.05.2017г. , а также по разработке карт (план) объектов землеустройства в отношении территориальных зон в формате XML, обязать до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по координатному описанию местоположения границ объектов землеустройства - территориальных зон для указания их в правилах землепользования и застройки Урус-Мартановского городского поселения от 22.05.2017г. , а также по разработке карт (план) объектов землеустройства в отношении территориальных зон в формате XML и об обязании Совета депутатов Урус-Мартановского городского поселения представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по ЧР в формате XML документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены правила землепользования и застройки территории Урус-Мартановкого городского поселения, для внесения границ поселения в Единый государственный реестр недвижимости.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в декабре 2017 года проведены надзорные мероприятия на предмет исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территорий, в ходе которых выявлены нарушения указанного законодательства.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки, являясь документом градостроительного зонирования, включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 1 ГрК Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

При этом, исходя из указанной же нормы, территориальные зоны являются объектами землеустройства, соответственно установление или изменение границ территориальных зон осуществляется утверждением карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки.

Статья 15 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - ФЗ ) устанавливает, что порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы Приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011г. утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, который определяет правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015г.
- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ ) органы местного самоуправления обязаны направлять в уполномоченный орган документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки.

Таким уполномоченным органом является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЧР.

В соответствии с п. 20 ч. 1 и ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение правил землепользования и застройки, относится органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Частью 1 ст. 32 ГрК РФ утверждение Правил землепользования и застройки отнесено к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления.

Представительным органом Урус-Мартановского городского поселения является Совет депутатов Урус-Мартановского городского поселения.

Проверкой установлено, что решением Совета депутатов Урус-Мартановского городского поселения 22.05.2017г. утверждены правила землепользования и застройки Урус-Мартановского городского поселения Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики

В ходе изучения указанного нормативного правового акта установлено, что при разработке и утверждении правил землепользования и застройки, мэрией Урус-Мартановского городского поселения не проведены мероприятия по координатному описанию местоположения границ объектов землеустройства – территориальных зон поселения для указания их в правилах землепользования и застройки, а также не приняты меры по разработке карты (план) объектов землеустройства в отношении территориальных зон в формате XML.

Кроме того, отсутствие информации о координатном описании местоположения границ территориальных зон может привести к неопределенности границ таких зон, и как следствие, к принятию неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований (строительство жилья, производственных объектов на сельскохозяйственных землях и т.п.), либо к необоснованному ограничению осуществления определенного рода деятельности в той или иной территориальной зоне.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес>ФИО6, заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика - мэрии Урус-Мартановского городского поселения административный иск признал частично, пояснил, что все нарушения указанные в иске будут устранены в срок, однако до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по координатному описанию местоположения границ объектов землеустройства – территориальных зон поселения для указания их в правилах землепользования и застройки Урус-Мартановского городского поселения, а также разработать карты (план) объектов землеустройства в отношении территориальных зон в формате XML, не могут с связи с отсутствием финансовых средств.

Представитель административного ответчика – Совета депутатов Урус-Мартановского городского поселения административный иск признал частично, пояснил, что все нарушения указанные в иске будут устранены в срок, однако до ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов Урус-Мартановского городского поселения представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по ЧР в формате XML документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены правила землепользования и застройки территории Урус-Мартановкого городского поселения, для внесения границ поселения в Единый государственный реестр недвижимости не могут с связи с отсутствием финансовых средств.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Пунктом 2 ст.9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ч. 2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не представляется возможным.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ст. 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с положениями ст. 1 ФЗ № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия, в том числе по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

Согласно Приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011г. утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, который определяет правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон.

В силу п. 2 указанного Порядка описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

Согласно п. 8 указанного Порядка в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, составляется карта (план) объекта землеустройства.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графических и текстовых формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.07.2009г. .

Как следует из ст. 4 ФЗ основаниями проведения землеустройства являются, среди прочего, соответствующие решения органов местного самоуправления о проведении землеустройства.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 7 ФЗ Единый государственный реестр
недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра сведений, в том числе территориальных зон.

При этом перечень сведений, подлежащий внесению в реестр границ о территориальных зонах, определен п. 1 - 4, 6 ч. 1 ст. 10 ФЗ .

Частью 6 ст. 32 ФЗ определено, что перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации в соответствии с ч. 1 ст. 32 названного Федерального закона, порядок их направления или предоставления, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 20 ч. 1 и ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение правил землепользования и застройки, относится органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Частью 1 ст. 32 ГрК РФ утверждение Правил землепользования и застройки отнесено к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, анализируя в совокупности изложенное, суд приходит к выводу о том, что о признании незаконным бездействие Мэрии Урус-Мартановского городского поселения в части координатного описания местоположения границ объектов землеустройства – территориальных зон поселения для указания их в правилах землепользования и застройки Урус-Мартановского городского поселения от 22.05.2917г. , а также по разработке карт (план) объектов землеустройства в отношении территориальных зон в формате XML, об обязании до ДД.ММ.ГГГГ Мэрию Урус-Мартановского городского поселения провести мероприятия по координатному описанию местоположения границ объектов землеустройства – территориальных зон поселения для указания их в правилах землепользования и застройки Урус-Мартановского городского поселения, а также разработать карты (план) объектов землеустройства в отношении территориальных зон в формате XML и об обязании Совета депутатов Урус-Мартановского городского поселения представить филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по ЧР в формате XML документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены правила землепользования и застройки территории Урус-Мартановкого городского поселения, для внесения границ поселения в Единый государственный реестр недвижимости, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Кроме того, отсутствие информации о координатном описании местоположения границ территориальных зон может привести к неопределенности границ таких зон, и как следствие, к принятию неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований (строительство жилья, производственных объектов на сельскохозяйственных землях и т.п.), либо к необоснованному ограничению осуществления определенного рода деятельности в той или иной территориальной зоне.

Отсутствие денежных средств в бюджете Мэрии Урус-Мартановского городского поселения и Совета депутатов Урус-Мартановского городского поселения не свидетельствует о правомерности бездействия административного ответчика, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных заместителем прокурора требований.

При таких обстоятельствах административный иск заместителя прокурора <адрес> ЧР к Мэрии Урус-Мартановского городского поселения и Совета депутатов Урус-Мартановского городского поселения подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Мэрии Урус-Мартановского городского поселения в части координатного описания местоположения границ объектов землеустройства – территориальных зон поселения для указания их в правилах землепользования и застройки Урус-Мартановского городского поселения от 22.05.2917г. , а также по разработке карт (план) объектов землеустройства в отношении территориальных зон в формате XML.

Обязать до ДД.ММ.ГГГГ Мэрию Урус-Мартановского городского поселения провести мероприятия по координатному описанию местоположения границ объектов землеустройства – территориальных зон поселения для указания их в правилах землепользования и застройки Урус-Мартановского городского поселения, а также разработать карты (план) объектов землеустройства в отношении территориальных зон в формате XML.

Обязать Совет депутатов Урус-Мартановского городского поселения представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по ЧР в формате XML документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены правила землепользования и застройки территории Урус-Мартановкого городского поселения, для внесения границ поселения в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР через Урус-Мартановский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна: судья И.Э. Джабраилов