Дело №а-973-19 25RS0№-92 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 июня 2019 года <.........> Находкинский городской суд <.........> в составе: судьи Находкинского городского суда <.........> Комаровой В.А., при секретаре ФИО2, с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО4, представителя административного ответчика - Администрации Находкинского городского округа <.........>ФИО5, представителя административного ответчика - <.........>ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к Администрации Находкинского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Находкинского городского округа в не обеспечении земельного участка общей площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: примерно в 893 м по направлению на северо-восток от дома по <.........> в <.........> объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, у с т а н о в и л: административный истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, из которого следует, что на основании постановления Администрации Находкинского городского округа № от ДД.ММ.ГГ. семье ФИО1, имеющей трех детей, в общую долевую собственность, бесплатно, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок общей площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу: примерно в 893 м по направлению на северо-восток от дома по <.........> в <.........>. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГ. за №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 25-АБ № от ДД.ММ.ГГ.. Однако истец не может пользоваться земельным участком ввиду отсутствия инфраструктуры (дорог, систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения). Никаких действий Администрацией Находкинского городского округа по строительству инфраструктуры предпринято не было, что также препятствует не только началу строительства, но и обработке земли для выращивания сельхозпродукции. Истец ежегодно, на протяжении шести лет, обращался в устной форме к ответчику, получая заверения, что строительство инфраструктуры в режиме ожидания, начнется при наличии финансирования. Из ответа Департамента транспорта и дорожного хозяйства <.........> от ДД.ММ.ГГ. на обращение истца ДД.ММ.ГГ. на официальный сайт Президента РФ по данному вопросу, следует, что ответчик заявку на субсидирование для осуществления дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения в районе <.........> в <.........>, не подавал. Бездействие ответчика подтверждается ответом председателя Думы Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению муниципальным образованием - Администрацией Находкинского городского округа в порядке решения вопросов местного значения. Неисполнение данной обязанности существенно нарушает права истца, оформившего в собственность предоставленный ему в качестве меры социальной поддержки земельный участок и, как следствие, несущего бремя его содержания, но не имеющего возможности использовать его для строительства жилого дома. При этом, подключение собственника земельного участка к сетям инженерно-технитческого обеспечения зависит исключительно от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним. Ответчик был обязан в соответствии с действующим законодательством еще на стадии предоставления семье истца земельного участка принять меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности застраиваемой территории. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, определяется как бездействие в части предоставления истцу земельного участка, расположенного на территории городского округа, для целей индивидуального жилищного строительства, не обеспеченного при этом соответствующей инфраструктурой. На основании изложенного, ФИО1 просит признать незаконным бездействие администрации Находкинского городского округа, выразившееся в необеспечении земельного участка с кадастровым номером 25:31:010301:1094, площадью 2000 кв.м, расположенного примерно в 893 м по направлению на северо-восток от <.........> в <.........>, принадлежащего на праве общей долевой собственности, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а также возложить обязанность на администрацию Находкинского городского округа обеспечить строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (дорог, электрических сетей, систем водоснабжения и водоотведения) к указанному земельному участку. Определениями Находкинского городского суда <.........> от ДД.ММ.ГГ. и от ДД.ММ.ГГ. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены <.........> и Департамент градостроительства <.........>. Административный истец ФИО1 и представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования полностью поддержали по указанным в заявлении основаниям, дополнительно указали, что доводы административного ответчика считают необоснованными, поскольку каких-либо сведений о том, что Администрацией НГО в период с 2015 года по настоящее время принимались меры к получению положительного заключения экспертизы и строительству инженерной инфраструктуры, материалы дела не содержат. Уточнили исковые требования в части установления срока возложения обязанности на Администрацию НГО, в течение 6 месяцев с момента вынесения решения суда. Представитель административного ответчика - Администрации Находкинского городского округа ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым следует, что земельный участок, предоставленный ФИО1 и её несовершеннолетним детям входит в состав территории, ограниченной береговой полосой озера Лебединого, дорогой на детский оздоровительный лагерь «Антарес», дорогой Владивосток-Находка в <.........>, в отношении которой разработан и утверждён проект планировки и межевания территории постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№, выполнены инженерно-геодезические, геологические изыскания муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГ.№. Постановлением <.........> от ДД.ММ.ГГ.№-па «Об утверждении государственной программы <.........> «Развитие транспортного комплекса <.........>» на 2013-2021 годы» утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий за счёт средств дорожного фонда <.........> бюджетам муниципальных образований <.........> на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. Постановлением администрации <.........> от ДД.ММ.ГГ.№-па «Об утверждении государственной программы <.........> «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <.........>» на 2013-2021 годы» утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований <.........> на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам имеющих трех и более детей, инженерной инфраструктурой. Указанными программами предусмотрено софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по осуществлению дорожной деятельности и организации строительства и созданию условий для жилищного строительства в части обеспечения земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющих трёх и более детей, инженерной инфраструктурой, в том числе по следующим направлениям: проектирование, строительство капитальный ремонт и ремонт подъездных автомобильных дорог, проездов к земельным участкам, предоставленным (предоставляемым) на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям; на разработку и утверждение проектно-сметной документации и (или) строительства инженерной инфраструктуры (в том числе подключение (технологическое присоединение) к границам земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трёх и более детей. В 2014 г. администрация Находкинского городского округа заключила соглашение с Департаментом градостроительства <.........> от ДД.ММ.ГГ. о предоставлении субсидий за счёт средств краевого бюджета Находкинскому городскому округу на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трёх и более детей, инженерной инфраструктурой, в части выполнения разработки и утверждения проектно-сметной документации на строительство инженерной инфраструктуры, а именно: электроснабжения, водоснабжения и водоотведения к границам 275 земельных участков, находящихся по адресу: <.........> в размере 1250000 руб. Проектно-сметная документация на строительство подъездных и внутриквартальных дорог разработана, получено положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГ.№. Администрацией Находкинского городского округа, в том числе и в 2019 г., направляются запросы в ресурсоснабжающие организации: АО «ДРСК», ООО «ТЭСК», МУП «Находка-Водоканал» на получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, с целью установления расходов, требующихся на подключение (техническое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения. Выполнены межевые планы на земельные участки для строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктур муниципальными контрактами от ДД.ММ.ГГ.№ и муниципальными контрактами от ДД.ММ.ГГ.№, после чего поставлены на кадастровый учет в Управлении Росреестра. В 2017 г. постановлениями администрации Находкинского городского округа предоставлены земельные участки для строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктур в постоянное (бессрочное) пользование, право зарегистрировано. Ссылка истца на п. 7.4 ч. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и обязанности администрации Находкинского городского округа обеспечения земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой еще на стадии предоставления, ошибочна, поскольку земельные участки, расположенные в районе <.........> в <.........>, в том числе, и земельный участок, предоставленный истцу и её несовершеннолетним детям, в федеральной собственности не находились, а являлись земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется в соответствии со ст. 3.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Администрация Находкинского городского округа принимает меры по обеспечению земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей, в том числе и ФИО1 и её несовершеннолетним детям, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. В связи с тем, что мероприятия, предусмотренные, в частности, подпрограммой «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трёх и более детей, инженерной инфраструктурой» на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г., входящая в состав муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 года», в установленные сроки реализованы не были, постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№ срок действия программы продлен до 2020 года. Постановлением администрации Находкинского городского округа от 22.01.2019г. № «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденную постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№» внесены изменения, в том числе в подпрограмму «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года». Так согласно сведениям, представленным в таблице 1 к данной подпрограмме, реализация мероприятий по годам запланирована в следующие сроки: инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно-экологические изыскания - 2019 год; разработка, утверждение проектно-сметной документации (инженерной инфраструктуры) - 2019 год; строительство дорожной инфраструктуры - 2019 год, инженерной - 2020 год. Таким образом, довод Истца о бездействии администрации Находкинского городского округа в рамках исполнения муниципальной программы, считает не состоятельным, т.к. установленные сроки исполнения не нарушены. Разработка проектно-сметной документации, строительство объектов инженерной, дорожной инфраструктуры в рамках муниципальной программы предусматривает обеспечение необходимой инфраструктурой территории в целом, а не конкретно к каждому земельному участку. В настоящее время управлением архитектуры, градостроительства и рекламы администрации Находкинского городского округа разработан проект постановления «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденную постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№» с целью увеличения сроков реализации мероприятий муниципальной программы на 3 года. Проект постановления находится на согласовании в функциональных органах администрации Находкинского городского округа. Представитель административного ответчика - <.........>ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым администрация <.........> не согласна с иском, считает, что соответчиком по делу является Департамент градостроительства <.........>. Представитель административного ответчика - Департамента градостроительства <.........>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. Согласно представленному отзыву, с требованиями административного искового заявления Департамент градостроительства <.........> не согласен по следующим основаниям. В рамках государственной программы <.........> «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения <.........>» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением <.........> от ДД.ММ.ГГ.№-па реализуется мероприятие: «Субсидии бюджетам муниципальных образований <.........> на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой». Ответственным исполнителем данного мероприятия до ДД.ММ.ГГ. являлся департамент градостроительства <.........>. Постановлением <.........> от ДД.ММ.ГГ.№- па «О распределении субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований <.........> на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой в 2014 году», Находкинскому городскому округа была распределена субсидия на разработку и утверждение проектно-сметной документации по строительству сетей водоснабжения, водоотведения и электроснабжения к границам земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, в объеме 1250,0 тыс. рублей. В связи с тем, что муниципальным образованием не были выполнены условия заключенного соглашения на предоставление указанной субсидии, средства из краевого бюджета не перечислялись. Постановлением <.........> от ДД.ММ.ГГ.№-па внесены изменения в постановление <.........> от ДД.ММ.ГГ.№-па в части возложений обязанности ответственного исполнителя органа исполнительной власти за реализацию мероприятия: "Субсидии бюджетам муниципальных образований <.........> на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой” государственной программы <.........> «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения <.........>» на 2013-2017 годы на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам <.........>. Таким образом, департамент градостроительства <.........>, считает, что не является органом, обеспечивающим создание инженерной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. Выслушав стороны, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Находкинского городского округа № от ДД.ММ.ГГ. семье ФИО1, имеющей троих несовершеннолетних детей, в общую долевую собственность бесплатно, из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок, общей площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу: примерно в 893 м по направлению на северо-восток от дома по <.........>. Право собственности на указанный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ.. Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, истец ФИО1 указала, что с 2013 года она не имеет возможности пользоваться земельным участком ввиду отсутствия инфраструктуры (дорог, систем энергоснабжения, водоотведения, водоснабжения), никаких действий по строительству инфраструктуры, с момента предоставления земельного участка администрацией Находкинского городского округа предпринято не было. Судом установлено, что формирование земельного участка и его предоставление заявителю в соответствии с требованиями законодательства не свидетельствует об отсутствии у Администрации Находкинского городского округа обязанности обеспечить земельный участок ФИО1 инфраструктурой. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГ.№-О «По жалобе администрации <.........> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Порядок обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, на территории <.........> при предоставлении многодетным семьям также не установлен. Согласно ст. <.........> от ДД.ММ.ГГ.№-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в <.........>» образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления. Образование земельных участков в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории. Частью 5 статьи 26 Градостроительного плана РФ предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. На территории <.........> действует государственная программа <.........> «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <.........>» на 2013-2021 годы, ответственным исполнителем которой является Департамент градостроительства <.........>. Во исполнение программы <.........> между Департаментом градостроительства <.........> и администрацией Находкинского городского округа заключено соглашение о предоставлении субсидий за счёт средств краевого бюджета Находкинского городского округа на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющих трёх и более детей, инженерной инфраструктурой, в части выполнения разработки и утверждения проектно-сметной документации на строительство инженерной инфраструктуры. В п. 4 ст. 7 Решения Думы Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№-НПА «О Правилах землепользования и застройки Находкинского городского округа» указано, что в полномочия администрации Находкинского городского округа входит распоряжение в границах Находкинского городского округа земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В рамках государственной программы <.........> «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения <.........>» на 2013-2017 годы, утвержденной постановление <.........> от ДД.ММ.ГГ.№-па реализуется мероприятие: «Субсидии бюджетам муниципальных образований <.........> на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой». Ответственным исполнителем данного мероприятия до ДД.ММ.ГГ. являлся департамент градостроительства <.........>. Постановлением <.........> от ДД.ММ.ГГ.№- па «О распределении субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований <.........> на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой в 2014 году», Находкинскому городскому округа была распределена субсидия на разработку и утверждение проектно-сметной документации по строительству сетей водоснабжения, водоотведения и электроснабжения к границам земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, в объеме 1250,0 тыс. рублей. В связи с тем, что муниципальным образованием не были выполнены условия заключенного соглашения на предоставление указанной субсидии, средства из краевого бюджета не перечислялись. Также судом установлено, что в 2014 году Администрацией Находкинского городского округа получено отрицательное заключение государственной экспертизы №, копия которого представлена в материалы дела. При этом доказательств направления откорректированной документации на повторную экспертизу, после получения в 2014 году отрицательного заключения, административным ответчиком - Администрацией Находкинского городского округа в материалы дела не представлено. Также судом установлено, что на территории Находкинского городского округа принято и действует постановление администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№ «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года», в подпрограмму которой включены мероприятия по проектированию и строительству сетей инженерной инфраструктуры и проездов к земельным участкам, а также предусмотрено финансирование данных мероприятий. Вместе с тем, первоначально данная программа была рассчитана на период 2015-2017 годы. В связи с тем, что мероприятия, предусмотренные муниципальной программой, в частности, подпрограммой «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой на 2015 - 2017 годы», в установленные сроки реализованы не были, постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№ срок действия программы продлен до 2020 года. Сведения о реализации этапов подпрограммы и проведенных в их исполнение мероприятиях в период с 2015 года по настоящее время в материалах дела отсутствуют. Данных о наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих выполнению предусмотренных указанной подпрограммой мероприятий, материалы дела не содержат. Отсутствие результатов исполнения администрацией Находкинского городского округа взятых на себя обязательств, а также пролонгирование сроков действия как самой вышеуказанной программы, так и ее подпрограмм, безусловно свидетельствует о допущенном администрацией Находкинского городского округа бездействии по обеспечению земельного участка административного истца инфраструктурой. Кроме того, не исключена возможность и дальнейшего продления сроков действия программы. Так, из пояснений представителя администрации Находкинского городского округа следует, что в настоящее время управлением архитектуры, градостроительства и рекламы администрации Находкинского городского округа разработан проект постановления «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденную постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№» с целью увеличения сроков реализации мероприятий муниципальной программы на 3 года. Указанное может повлечь неисполнение муниципалитетом взятых на себя обязательств в течение неопределенного срока, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов собственников земельных участков, в частности, административного истца ФИО1 То, что разработка проектно-сметной документации, строительство объектов инженерной, дорожной инфраструктуры в рамках указанной выше муниципальной программы предусматривает обеспечение необходимой инфраструктурой территории в целом, а не конкретно к каждому земельному участку, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца ФИО1, несущую бремя содержания земельного участка, и лишенную возможности использовать участок для строительства жилого дома. Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу, что административные исковые требования административного истца ФИО1 об оспаривании бездействия по не обеспечению земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой подлежат удовлетворению, с возложением на администрацию Находкинского городского округа обязанности обеспечить инфраструктурой земельный участок ФИО1 С учетом конкретных обстоятельств дела, анализа исследованных документов, суд считает необходимым установить срок возложения на администрацию Находкинского городского округа обязанности обеспечить инфраструктурой земельный участок ФИО1 до ДД.ММ.ГГ., поскольку в срок, указанный административным истцом, исполнить указанную обязанность не представится возможным. Бездействия должностных лиц <.........>, Департамента градостроительства <.........> в рамках настоящего административного дела не установлено. Руководствуясь статьями ст. ст. 175 – 180, 227 – 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Находкинского городского округа удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Находкинского городского округа, выразившееся в не обеспечении объектами инженерной и транспортной инфраструктуры земельного участка, предоставленного на бесплатной основе ФИО1 для целей индивидуального жилищного строительства. Обязать Администрацию Находкинского городского округа обеспечить земельный участок, предоставленный на бесплатной основе ФИО1, расположенный по адресу: примерно в 893 м по направлению на северо-восток от дома по <.........> в <.........>, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, в срок до ДД.ММ.ГГ. включительно. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в <.........>вой суд, с подачей жалобы через Находкинский городской суд <.........>. Судья Комарова В.А. |