ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-975/2021 от 17.08.2021 Балтачевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело а-975/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

17 августа 2021г. <адрес>

Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гафурьяновой Г.Р.,

при секретаре Кашаповой Л.И.,

с участием представителя административного истца – ФИО1, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России по РБ ФИО2 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Межрайонной ИФНС России по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании решений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании Межрайонной ИФНС России по <адрес> возвратить из бюджета излишне уплаченный налог,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился с административным иском к Межрайонной ИФНС России по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании решений незаконными, обязании Межрайонной ИФНС России по <адрес> возвратить из бюджета излишне уплаченный налог, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Межрайонную ИФНС России по <адрес> с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по налогу (сбору) «Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы» в сумме 78 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган своим решением отказал в удовлетворении заявления, основанием для отказа, по мнению налогового органа, явилось нарушение срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы, так как заявление представлено по истечении трех лет со дня ее уплаты. Также административный истец указывает, что им через личный кабинет подана жалоба на решение от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> через Межрайонную ИФНС России по <адрес>. Решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении жалобы.

Административный истец не согласен с принятыми решениями, отмечая, что ДД.ММ.ГГГГ им прекращена деятельность индивидуального предпринимателя, перед прекращением которой он на сайте www.nalog.ru в личном кабинете налогоплательщика узнал о наличии переплаты в размере 78 072 руб., им было подано заявление о зачете суммы налога в сумме 72 руб. и возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 78 000 руб. Налоговый орган произвел зачет суммы налога в размере 72 руб., в возврате излишне уплаченной суммы отказал.

Просит суд признать решение Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) незаконным, признать решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> незаконным, обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> возвратить ФИО3 из бюджета излишне уплаченный налог по налогу (сбору) «Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы» в сумме 78 000 руб.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 - ФИО1 административное исковое заявление поддержал, просил требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России по РБ в судебном заседании ходатайствовал о прекращении производства по делу, пояснив, что излишне уплаченная сумма налога в размере 78 000 руб. возвращена на счет административного истца и предмет спора на момент рассмотрения дела отсутствует.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд, полагая возможным принятие решения при имеющейся явке, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.

Положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентируют порядок реализации налогоплательщиком указанного права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

На основании пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Вместе с тем, закрепление в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации сроков для возврата налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

В этом случае, в отсутствие в налоговом законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 173-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 630-О-П).

Из материалов дела следует, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения.

Из декларации за 2013 сумма исчисленного им налога составила 18 936 руб. и уплачена за счет положительного сальдо расчетов с бюджетом по налогам.

Из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 произведена оплата налога за 4 квартал 2013 г. в размере 91 800 руб., что подтверждается платежным поручением , а также сведениями о произведенных платежах.

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России по РБ уведомила ФИО3 о наличии переплаты в сумме 92 042 руб.

Согласно приложенному реестру заказной корреспонденции, принятому почтовым отделением <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, указанное извещение было направлено ФИО3 по адресу его регистрации: РБ <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился в Межрайонную ИФНС России по РБ с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по упрощенной системе налогообложения в сумме 78 000 рублей.

Решением Межрайонной ИФНС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в возврате переплаты по налогу, причина отказа- заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты указанной суммы.

Решением Управления ФНС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО3 на решение об отказе в возврате налога оставлена без удовлетворения.

Согласно п.1 ст.52 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пп. 5 п.1 ст.21 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно ст.78 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

В силу пп.4 п.3 ст.45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

В соответствии с пунктами 4 ст.78 Налогового Кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа.

Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России по РБ своевременно производила зачет суммы излишне уплаченного налога в счет исполнения обязанности ФИО3 по уплате налоговых платежей за налоговые периоды 2016-2018 годов, о чем свидетельствует недоимка у ФИО3 за периоды 2016-2018 годов.

Согласно п.3 ст.78 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В соответствии с п.9 ст.78 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Согласно п.6 ст.78 Налогового Кодекса Российской Федерации возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

По смыслу вышеприведенных норм возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Таким образом, для правильного рассмотрения и разрешения настоящего дела имеет юридическое значение установление факта зачета излишне уплаченной суммы в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога, поскольку в этом случае трехлетний срок на подачу заявления о возврате суммы переплаты будет исчисляться с момента получения налогоплательщиком сообщения о размере остатка суммы переплаты, рассчитанного после зачета.

Из материалов дела следует, что МФНС производила зачет налога каждый налоговый период, начиная с 2016 г. и поэтому расчет размера суммы переплаты должна была осуществляться одновременно с зачетом, об этом инспекция должна была уведомлять ФИО3

Последний зачет в сумме 72 руб. налоговый орган произвел в феврале 2019 года, после осуществления которого должен был направить информацию о размере зачтенной суммы и остатке излишне уплаченного налога.

Однако, указанная информация налоговым органом до ФИО3 доведена не была, что создало ему препятствие для определения способа использования суммы переплаты, в том числе своевременно принять решение о реализации права на возврат сумм излишне уплаченного налога.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что о наличии переплаты в размере 78 072 рубля ему стало известно в период прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (ДД.ММ.ГГГГ) при ознакомлении со сведениями, размещенными в личном кабинете налогоплательщика на сайте www.nalog.ru.

При таких обстоятельствах суд полагает, административный истец обратился в суд с административными исковыми требованиями о защите своих нарушенных прав в пределах срока исковой давности, поскольку трехлетний срок на подачу заявления о возврате суммы переплаты подлежит исчислению с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате налога, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения такого рода дел суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

По смыслу приведенных норм задачами административного судопроизводства по делам, связанным с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, является не только и не столько констатация незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия), а принятие мер к реальному устранению допущенных нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

При этом необходимым условием признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) судом является тот факт, что на день рассмотрения дела они не отменены в установленном порядке и (или) продолжают затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Представителем административного истца в судебное заседание представлено решение о возврате суммы излишне уплаченного налога от ДД.ММ.ГГГГ и сообщение налогового органа административному истцу о принятом решении о возврате излишне уплаченного налога от той же даты, пояснив, что излишне уплаченная сумма возвращена на счет административного истца на основании вышеуказанного решения. Между тем сведений и документов об отмене оспариваемых административным ответчиком решений налогового органа, являющихся предметом спора, представителем административного ответчика не представлено.

По общему правилу, согласно ч. 2 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Аналогичные положения содержит и специальная норма ч. 2 ст. 225 КАС РФ.

Поскольку, затрагивающие законные интересы административного ответчика оспариваемые решения Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не отменены, оснований для прекращения производства по делу суд не находит.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО3, однако, в связи с возвратом административным истцом излишне уплаченной спорной суммы налога, решение суда в части возврата ФИО3 из бюджета излишне уплаченного налога по налогу (сбору) «Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы» в сумме 78 000 руб. не подлежит исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО3 к Межрайонной ИФНС России по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании решений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании Межрайонной ИФНС России по <адрес> возвратить из бюджета излишне уплаченный налог – удовлетворить.

Признать решение Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) незаконным, признать решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> незаконным.

Обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> возвратить ФИО3 из бюджета излишне уплаченный налог по налогу (сбору) «Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы» в сумме 78 000 руб.

Решение суда в части возврата ФИО3 из бюджета излишне уплаченного налога по налогу (сбору) «Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы» в сумме 78 000 руб. не приводить в исполнение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись

Копия верна. судья Г.Р. Гафурьянова

Решение25.08.2021