ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-98/18 от 17.05.2018 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело а-98/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,

при секретаре Кучерове З.В.,

с участием

истца - прокурора, участвующего в деле, Драгунова А.Г.,

представителя ответчика Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики ЧАО – ФИО1, действующей на основании доверенности от 12 марта 2018г. №07/02-12/6-Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анадырь дело №2а-98/17 по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики ЧАО об обязывании в течение одного месяца с момента вступления решения в силу разработать лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных и малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, и направить их на согласование в Росрыболовство, установить лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных и малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, в течение 10 (десяти) дней с момента поступления согласованных Росрыболовством лимитов,

установил:

в Анадырский городской суд поступило исковое заявление прокурора ЧАО к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики ЧАО, в котором указано следующее. В ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов в деятельности Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее - Департамент), проведенной прокуратурой округа, выявлены нарушения требований федерального законодательства, регламентирующего вопросы рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы). Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 20 декабря 2014г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пункту 2 статьи 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти возложена обязанность по установлению лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. В силу пункта 3.11 раздела 3 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24 февраля 2016г. №80, к основным полномочиям Департамента в рассматриваемой сфере правоотношений относится государственное управление и рациональное использование водных биологических ресурсов, относящихся к ведению органов исполнительной власти Чукотского автономного округа; реализация переданных в установленном федеральным законодательством порядке полномочий Российской Федерации, в том числе, по организации и регулированию рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Однако, Департаментом указанные лимиты на добычу (вылов) водных биоресурсов установленном порядке до настоящего времени не утверждены. Непринятие данным органом исполнительной власти округа надлежащих и действенных мер по исполнению вышеуказанного законодательства противоречит установленным принципам о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, нарушает права коренных малочисленных народов, лиц, не относящихся к ним, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, на обеспечение их объектами водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд. С учетом изложенного, прокурор ЧАО просит обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа разработать и утвердить в установленном законом порядке лимиты на добычу (вылов) водных биоресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Анадырского городского суда от 9 февраля 2018г. исковое заявление принято к производству суда, проведена подготовка дела к судебному разбирательству.

Определением Анадырского городского суда от 29 марта 2018г., вынесенным без удаления в совещательную комнату, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Федеральное агентство по рыболовству.

Определением Анадырского городского суда от 3 мая 2018г., вынесенным без удаления в совещательную комнату, постановлено перейти к рассмотрению данного дела в порядке административного судопроизводства.

Поскольку переход к рассмотрению данного дела в порядке административного судопроизводства является обстоятельством, влекущим необходимость подготовки административного дела к судебному разбирательству, определением председателя Анадырского городского суда от 3 мая 2018г. срок рассмотрения настоящего дела продлен на один месяц.

Определением Анадырского городского суда от 3 мая 2018г. проведена дополнительная подготовка дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по рыболовству.

Административным истцом 8 мая 2018г. исковые требования уточнены и изложены в следующей редакции: прокурор ЧАО просил обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики ЧАО в течение одного месяца с момента вступления решения в силу разработать лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных и малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, и направить их на согласование в Росрыболовство, установить лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных и малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, в течение 10 (десяти) дней с момента поступления согласованных Росрыболовством лимитов.

В возражениях на иск и правовой позиции административный ответчик указал следующее. Исходя из положений пункта 5.1 приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 8 апреля 2013г. №17 «Об утверждении Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб» полномочия Департамента заключаются исключительно в установлении лимитов и их согласовании с федеральным органом исполнительной власти (Росрыболовство). В целях реализации части 2 статьи 333.2 НК РФ Департаментом с 2016г. ведется работа по установлению лимитов и согласованию их с Росрыболовством. Однако, Росрыболовством лимиты для Чукотского автономного округа на сегодняшний день не согласованы. При отсутствии нормативных актов, регулирующих порядок установления лимитов и их согласования с федеральным органом исполнительной власти, Росрыболовство на каждое письмо административного ответчика о согласовании лимитов дает очередные рекомендации по доработке проекта лимитов. Департаментом принимаются все меры по исполнению рекомендаций Росрыболовства. Поскольку лимиты Департаментом разработаны, а их утверждение относится к компентенции комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, Департамент просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д.41-43, т.1, л.д.1-4, т.2).

В отзывах от 24 апреля 2018г., 14 мая 2018г. Росрыболовство указывает следующее. Основанием для отказа в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, в случае, если решение принимается территориальным органом Росрыболовства, в соответствии с подпунктом 4 пункта 26 Административного Регламента Росрыболовства по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденного приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015г. №659, является, в том числе, указание в заявке на осуществление рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, превышающих возможный вылов водных биоресурсов, определенный на основании решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб (л.д.182-183, т.1).

Представитель Федерального агентства по рыболовству, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 27 сентября 2016 года N36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу приведенных правовых норм требования административного истца, связанные с понуждением Департамента к совершению определенных в законе действий, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правовой характер, защищаемый в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

С учетом изложенного, настоящее исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования и охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон №166-ФЗ) и другими федеральными законами.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона N166-ФЗ одним из принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, является учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения.

В силу пункта 2 части 1, пункта 7.1 статьи 2 данного Федерального закона законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах: приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

При этом пункт 7 статьи 1 данного Федерального закона определяет, что сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.

Частями 1, 3 статьи 25 того же Федерального закона определено, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Пункт 2 статьи 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливает, что не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В силу пункта 3.11 раздела 3 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24 февраля 2016г. №80, к основным полномочиям Департамента в рассматриваемой сфере правоотношений относится государственное управление и рациональное использование водных биологических ресурсов, относящихся к ведению органов исполнительной власти Чукотского автономного округа; реализация переданных в установленном федеральным законодательством порядке полномочий Российской Федерации, в том числе, по организации и регулированию рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (л.д.118-120, т.1).

Исходя из положений пункта 5.5.31. Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N444, Федеральное агентство по рыболовству осуществляет в установленной сфере деятельности, в том числе, согласование устанавливаемых в целях реализации статьи 333.2 части второй НК РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лимитов и квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования.

Согласно Перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009г. №631-р, вся территория Чукотского автономного округа относится к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Частью 1 статьи 29.1 Федерального закона N166-ФЗ установлено, что организация и регулирование добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации осуществляются на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства решений комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб.

На основании частей 2 и 3 статьи 29.1 указанного Федерального закона Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб создается в субъекте Российской Федерации, и возглавляет указанную комиссию высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций. Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб устанавливаются объем, сроки, места добычи (вылова) и иные утверждаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области рыболовства условия добычи (вылова) анадромных видов рыб.

В силу подпункта «а» пункта 5.1 Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб (далее - Комиссия), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08 апреля 2013г. №170, Комиссия устанавливает объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб по конкретным водным объектам и их частям для осуществления промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, организации любительского и спортивного рыболовства, а также рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на основании: материалов научных организаций, находящихся в ведении Росрыболовства, и бассейновых управлений, обосновывающих прогнозируемые объемы добычи (вылова) анадромных видов рыб; сведений территориальных органов Росрыболовства о заявленных на предоставление объемах добычи (вылова) анадромных видов рыб для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; лимитов на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, устанавливаемых в соответствии с частью 2 статьи 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Росрыболовством.

С учетом вышеуказанных положений федерального законодательства, обязанность по разработке и установлению указанных лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, возложена в Чукотском автономном округе на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики ЧАО, на Росрыболовство возложена обязанность по согласованию указанных лимитов, к полномочиям Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб относится установление объемов добычи (вылова) анадромных видов рыб по конкретным водным объектам и их частям для осуществления промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, организации любительского и спортивного рыболовства, а также рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что Департаментом в адрес Росрыболовства неоднократно направлялись материалы по вопросу согласования лимитов на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Письмом от 7 июня 2016г. №03-34/2675 Правительством ЧАО в адрес Росрыболовства направлен проект постановления об установлении лимитов на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд на территории Чукотского автономного округа (л.д.50-52, т.1).

По результатам данного обращения Федеральное агентство по рыболовству письмом №3342-ВС/У05 от 14 июня 2016г. сообщило, что при установлении лимитов добычи водных биологических ресурсов целесообразно исходить из следующих условий: наличия обоснования для установления и последующего согласования лимита добычи ВБР, установления точного количества представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (раздельно по каждой народности и месту их традиционного проживания на территории Чукотского автономного округа) в отношении которых устанавливаются лимиты (л.д.53-54, т.1).

24 октября 2016г. в адрес Федерального агентства по рыболовству вновь направлен на согласование проект постановления об установлении лимитов на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд на территории Чукотского автономного округа (л.д.55-56, т.1).

Письмом от 10 ноября 2016г. №6669-ПС /У05 в ответ на данное обращение Федеральное агентство по рыболовству указало, что при установлении лимита необходимо исходить из наличия обоснования для установления объема лимита и его последующего согласовании, установления точного количества представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (раздельно по каждой народности и месту их традиционного проживания на территории Чукотского автономного округа) в отношении которых устанавливаются лимиты (л.д.57-61, т.1).

Письмами от 5 июня 2017г. №09/01-17/4061, 16 июня 2017г. №4272 Департаментом в адрес Федерального агентства по рыболовству на согласование направлены лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (л.д.71-78, т.1).

Информационным письмом Федерального агентства по рыболовству от 08 августа 2017г. №5300-ПС/У04 Департаменту отказано в согласовании лимитов связи с отсутствием объективного обоснования для установления/корректировки лимитов, отсутствием в Перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности районов, указанных в обращениях Департамента, для которых предлагается установить лимиты, рекомендовано при определении лимитов добычи (вылова) водных биоресурсов руководствоваться текущим состоянием запасов водных биоресурсов, чтобы обеспечить их неистощимость при природопользовании (л.д.79-81, т.1).

Письмом от 1 декабря 2017г. №ИШ-22-24/15264 Федеральное агентство по рыболовству в ответ на обращение Департамента от 22 сентября 2017г. №03-36/4277 сообщило, что рассмотрение предложений относительно лимитов по добыче (вылову) ВБР возможно только после приведения наименования районов, для которых предлагается установить лимиты, в соответствии с нормами Распоряжения Правительства РФ от 8 мая 2009 г. №631-р (л.д.88-89,т.1).

Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2017г. №2992-р внесены изменения в распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 г. №631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части приведения наименований муниципальных образований Чукотского автономного округа, указанных в перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в соответствие законодательству Чукотского автономного округа (л.д.82-84, т.1).

Письмом от 10 января 2018г. №03-34/49, 30 января 2018г. №03-34/541 Правительством ЧАО в адрес Федерального агентства по рыболовству направлены на согласование лимиты добычи (вылова) водных биоресурсов (л.д.90-95, т.1).

В ответ на данные обращения письмом от 26 февраля 2018г. № 1343-ПС/У04 Федеральное агентство по рыболовству указало на отсутствие материалов, обосновывающих объем лимитов (л.д.141-142, т.1).

На основании договора от 14 марта 2018г. между Департаментом и гражданином К.А.А. в срок по 2 апреля 2018г. последним должны быть выполнены экспертно-консультационные и аналитические работы при определении лимитов на добычу водных биологических ресурсов для нужд жителей округа из числа коренных малочисленных народов Севера (л.д.139-141, т.1).

Письмом от 28 марта 2018г. №09/01-17/1873 Департаментом в адрес Федерального агентства по рыболовству направлены на согласование лимиты добычи (вылова) водных биоресурсов (л.д.165-174, т.1).

В ответ на данное письмо Департамента 16 апреля 2018г. за №3114-ПС/У04 Росрыболовство указало на необоснованность лимитов, предоставленных согласование, недопустимость обоснования лимитов отношением количества коренных малочисленных народов, проживающих в местах своего традиционного проживания, к рекомендованным объемам добычи(вылова) водных биоресурсов, в отношении которых согласовывается лимит, исторически устанавливаемым для Чукотского автономного округа в целом, отсутствие оснований для согласования лимитов в заявленных размерах, а также раздельно на четные и нечетные годы (л.д.221-222, т.1).

Таким образом, в адрес Департамента неоднократно поступали замечания Федерального агентства по рыболовству на представленный проект лимитов, указывающие на целесообразность при определении лимита исходить из наличия научного обоснования для его установления, необходимость проведения дополнительных внеплановых научно-исследовательских работ при введении каких-либо изменений в сфере добычи водных биоресурсов.

Однако, Департаментом при представлении в Росрыболовство лимитов на согласование не представлялась документация, подтверждающая разработку лимитов с привлечением научных организаций.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при исполнении указанных требований закона Департаментом не были предприняты всего необходимые и действенные меры.

Данное свидетельствует о нарушении права коренных малочисленных народов, и лиц, не относящихся к ним, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, на обеспечение их объектами водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд.

Доводы представителя административного ответчика о том, что нормы части 2 статьи 333.2 НК РФ не возлагают на орган исполнительной власти обязанности по установлению лимитов, а устанавливают случаи, при которых налоговый сбор не уплачивается либо уплачивается в меньшем размере, основаны на ошибочном толковании закона.

Исходя из положений части 2 статьи 333.2 НК РФ, частей 1, 2 и 3 статьи 29.1 Федерального закона N166-ФЗ, пункта 5.1 Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, именно на орган исполнительной власти, коим в Чукотском автономном округе является Департамент, законодательно возложена обязанность по разработке и установлению лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Установление данных лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов обусловлено необходимостью обеспечения данной категории граждан водными биоресурсами, обеспечивающими нормы их физиологических потребностей, а также освобождения их от уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Довод представителя административного ответчика о недостаточности одного месяца с момента вступления решения для разработки указанных лимитов, установлении лимитов на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в течение 10 (десяти) дней с момента поступления согласованных Росрыболовством лимитов голословны и не обоснованы.

Каких-либо доказательств недостаточности месячного срока на разработку указанных лимитов и 10 дней на их установление с момента поступления согласованных Росрыболовством лимитов административным ответчиком не представлено.

При этом представителем административного ответчика в судебном заседании указано, что лимиты ими уже разработаны, необходимо только их согласовать.

Пунктом 2.3.1 Соглашения между прокуратурой Чукотского автономного округа и Правительством ЧАО от 5 февраля 2016г. установлен срок для проведения юридической и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не позднее, чем за 14 дней до дня их рассмотрения Губернатором – Председателем Правительства ЧАО или органом исполнительной власти автономного округа.

С учетом изложенного, требования прокурора ЧАО по настоящему административному исковому заявлению подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании подпунктов 9, 19 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, поскольку по заявленному административному иску от уплаты госпошлины в силу закона освобожден и истец, и ответчик (как государственный орган), оснований для взыскания с административного ответчика госпошлины в доход федерального бюджета не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 186, 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования прокурора Чукотского автономного округа по административному исковому заявлению к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа об обязывании в течение одного месяца с момента вступления решения в силу разработать лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных и малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, и направить их на согласование в Федеральное агентство по рыболовству, установить лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных и малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, в течение 10 (десяти) дней с момента поступления согласованных Федеральным агентством по рыболовству лимитов – удовлетворить в полном объеме.

Обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа в течение одного месяца с момента вступления в силу решения по административному делу №2а-98/2018 разработать лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных и малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, и направить их на согласование в Федеральное агентство по рыболовству.

Обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа установить лимиты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителями коренных и малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования, в течение 10 (десяти) дней с момента поступления согласованных Федеральным агентством по рыболовству лимитов.

Возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа обязанность по сообщению об исполнении решения суда по административному делу №2а-98/2018 в Анадырский городской суд и прокурору Чукотского автономного округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья

(подпись)

Н.О.Бугаева

Копия верна:

Судья

Н.О.Бугаева

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2018г.

Судья

Н.О.Бугаева