ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-991/2021 от 16.02.2021 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело а-991/2021

УИД 34RS0-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 16 февраля 2021 года

Дзержинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,

помощника судьи ФИО5,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО6,

с участием представителя административного истца ФИО10,

представителя административного ответчика ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС по <адрес>, Управлению ФНС по <адрес> о признании незаконными действий, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по <адрес>, Управлению федеральной налоговой службы по <адрес>

Свои требования мотивирует следующим.

Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажная компания «Профессионалъ» (ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ") ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> за основным государственным регистрационным номером <***>, осуществляло предпринимательскую деятельность по адресу: 404121, <адрес>, город ФИО2, ФИО2, 8.

Основным видом экономической деятельности ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" является строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (ОКВЭД 42.21).

Учредителем ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" являлся ФИО1 (он же руководитель, далее административный истец) с долей в уставном капитале 10000 руб., что составляет 100%.

ДД.ММ.ГГГГ за ГРН 2203400455070 Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> внесены сведения о прекращении юридического лица, которым ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" исключено из ЕГРЮЛ в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

С вынесенным решением административный истец не согласен. Полагая, что решениями и действиями Инспекции по внесению записей в ЕГРЮЛ нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

Административный истец перед подачей иска обратился в УФНС по <адрес> с жалобой на указанное Решение.

В соответствии с Решением УФНС России по <адрес> жалоба административного Истца оставлена без удовлетворения по основаниям, изложенным в ней.

Правовые последствия внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ определены ст. 49 ГК РФ (п. 3), с момента внесения такой записи прекращается правоспособность юридического лица.

В силу ст. 307 ГК РФ после внесения записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ это лицо больше не может иметь гражданских прав, соответствующих целям деятельности которые были предусмотрены в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, в том числе не может являться стороной по обязательству.

По результатам проверки ИФНС <адрес> достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице установлено, что ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" по месту регистрации не находится (сведениям в ЕГРЮЛ).

Согласно п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего щелочения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона №129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов указанных мероприятий.

Пунктом 2 Приложения к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ определены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ:

1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее -регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если: указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц; находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен; указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому: размещены органы государственной власти, воинские части и так далее); указанный адрес, является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц); включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;

4) представление в регистрирующий орган документов, для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;

5) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);

6) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если: в реорганизации участвуют два и более юридических лица; в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.

ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ» недействующим юридическим лицом не является. С момента создания общества и его регистрации, ДД.ММ.ГГГГ, беспрерывно вел предпринимательскую деятельность, заключал договоры, осуществлял операции по банковскому счету, в полном соответствии с действующим законодательством предоставлял в налоговый орган налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность, предусмотренные российским законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации), то есть осуществлял хозяйственную деятельность.

ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" в лице директора ФИО1, действующего на основании Устава, являлся подрядчиком по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ. Добросовестно и в полном объеме исполнял обязательства по договору. ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" являлся взыскателем по решениям арбитражного суда <адрес> по делам №А 12-24997/19, А12-24998/2019, по которым выданы исполнительные листы, денежные средства в пользу ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" до настоящего времени не взысканы.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).

При создании ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" нарушений допущено не было. При регистрации были достоверно указан адрес места нахождения общества: 404102, <адрес>, <...> <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" находится по адресу: <адрес>, город ФИО2, <адрес>.

ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" не уведомило ИФНС об изменении сведений о юридическом лице, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц, чем допустил нарушение действующего законодательства, но это нарушение не носит неустранимого характера, не является грубым либо неоднократным.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Допущенное нарушение ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" не представляет существенной общественной опасности и угрозы для охраняемых законом прав, интересов и благ, носит формальный характер. Существенного вреда охраняемым законом общественным отношениям оно не причинило.

ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" является добросовестным налогоплательщиком, не имеет задолженности перед бюджетом по налогам и сборам. Принудительное прекращение деятельности ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" не только не приведет к достижению какого-либо положительного результата для государства и охраняемых законом интересов, но напротив, приведет к потерям бюджета, связанным с непоступлением налогов от участника хозяйственной деятельности.

Мера в виде принудительного прекращения деятельности несопоставима с теми негативными социально-экономическими последствиями, к которым она может привести.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически, прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра.

Предусмотренный ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (подпункт "б" пункта 5 статьи 21.1).

Из смысла и содержания указанных норм права следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа, наличие совокупности признаков, изложенных в пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах. Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.

В случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключению из реестра.

Между тем, исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность. В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи не допускается.

Согласно п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Просит суд признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по исключению юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>) из единого государственного реестра юридических лиц; признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ за об исключении Общества с ограниченной ответственностью "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>) из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности; признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению записи от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц о недостоверности сведений о месте нахождении и адресе юридического лица - ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице), признать незаконным Решение от ДД.ММ.ГГГГ Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" из Единого государственного реестра юридических лиц признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица - ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности); признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению записи от ДД.ММ.ГГГГ за о прекращении юридического лица - ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности); обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>), обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> восстановить запись в Едином государственном реестре юридических лиц ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>) как о действующем юридическом лице.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО10, действующая на основании доверенности, на удовлетворении административного иска настаивала.

Представитель административного ответчика ФИО7в судебном заседании административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «СМК «Профессионалъ» установлена недостоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в части адреса места нахождения юридического лица: 404121 ОБЛАСТЬ ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОРОД ФИО2 8, что подтверждено протоколом осмотра объектов недвижимости Инспекции Федеральной налоговой службы по г. ФИО2<адрес> № б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о физическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице. Во исполнение указанной нормы, в адрес учредителя ООО «СМК «Профессионалъ» ФИО1, заказной корреспонденцией направлено уведомление о необходимости представления достоверных сведений от ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомление о необходимости представления достоверных сведений от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес самого юридического лица ООО «СМК «Профессионалъ». Однако никаких документов опровергающих недостоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в части адреса (места нахождения) ООО «СМК «Профессионалъ» в регистрирующий орган в установленный законом срок представлены не были. Согласно информации официального сайта «Почта России» уведомления возвращены в регистрирующий орган.

В связи с неисполнением юридическим лицом ООО «СМК «Профессионалъ» обязанности по предоставлению в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о достоверности сведений, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись с государственным регистрационным номером (ГРН 2193443447437 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в части адреса места нахождения юридического лица ООО «СМК «Профессионалъ».

Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа предусмотрен статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица ООО «СМК «Профессионалъ» в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» (778) часть 2 от ДД.ММ.ГГГГ/1921.

Инспекция считает решение о предстоящем исключении ООО «СМК «Профессионалъ» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица и внесение записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании ст. 21.1 Закона №129-ФЗ законными, принятыми в соответствии с действующим законодательством.

Просит в удовлетворении искового заявления ФИО1 о признании незаконными действий Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО «СМК «Профессионалъ» ОГРН <***> ИНН <***> отказать.

Представитель Управления ФНС по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещался надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(далее - Закон N 129-ФЗ), которым установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (ст. 2 Закона N 129-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп. "д"пп. "д", п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 11 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Положения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа предусмотрены ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Порядок государственной регистрации при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ определен в ст. 22 Закона № 129-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

В соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 8001), в целях реализации положений Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в части обеспечения публикации сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, установлено, что сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются исключительно в журнале "Вестник государственной регистрации".

Журнал «Вестник государственной регистрации» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) свидетельство ПИ №ФС77-45807 от ДД.ММ.ГГГГ, территория распространения журнала - Российская Федерация. Как следует из выходных данных указанного журнала, существуют электронная и печатная его версии.

Порядок и сроки направления возражений установлены Законом № 129-ФЗ и одинаковы для всех.

Установленный Законом № 129-ФЗ порядок является общим для всех решений регистрирующих органов по всем субъектам Российской Федерации.

Таким образом, указанные сведения публикуются в каждом номере журнала один раз для всех юридических лиц.

С учетом изложенного, опубликование сведений о предстоящем исключении юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» является надлежащим уведомлением юридического лица, неограниченного круга кредиторов и заинтересованных лиц.

Согласно п. 7 ст. 22 Закона №129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

В соответствии с п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

- невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) (пп. «а»);

- наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пп. «б»).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) была внесена запись об обществе с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажная компания «Профессионалъ» (сокращенное наименование ООО «СМК Профессионалъ»), в соответствии с пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона №129-ФЗ, указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица: <адрес> город ФИО2 8.

В июле 2019 года из ИФНС России по городу ФИО2<адрес> в адрес регистрирующего органа ИФНС России по <адрес> поступил протокол осмотра объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.ФИО2, ул. ФИО4, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СМК Профессионалъ», в соответствии с которым помещения, занимаемые ООО «СМК Профессионалъ» в здании, также как и вывески, информация о местонахождении организации отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> в адрес директора ООО «СМК Профессионалъ» ФИО1, а также по адресу юридического лица ООО «СМК Профессионалъ» направлены уведомления №, 14-20/7517 от ДД.ММ.ГГГГ (ШПИ 80084838455771, 80084838455788) о необходимости предоставления достоверных сведений об актуальном адресе места нахождения организации ООО «СМК Профессионалъ».

Согласно официальному сайту «Почта России» почтовые отправления не получены адресатами и возвращены отправителю с пометками «возврат из-за отсутствия адресата», «возврат по иным обстоятельствам».

В связи с не предоставлением соответствующих документов, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> была внесена запись ГРН о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице) в части адреса (места нахождения) юридического лица ООО «СМК «Профессионалъ».

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице ООО «СМК «Профессионалъ», в отношении которого внесена запись о недостоверности, и с момента которой прошло более шести месяцев, было принято решение о предстоящем исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении ООО «СМК «Профессионалъ» из ЕГРЮЛ, как недействующем юридическом лице было опубликовано регистрирующим органом в журнале «Вестник государственной регистрации» (778) часть 2, запись от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с отсутствием поступивших в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении ООО «СМК «Профессионалъ» из ЕГРЮЛ, заявлений от юридического лица, его руководителя, учредителей, кредиторов, заинтересованных лиц, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН об исключении Общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

В силу положений п. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Предусмотренный ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ лиц применяется также в случаях наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пп. "б" п. 5 ст. 21.1).

Пунктом 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ установлено, что заявления недействующего юридического лица, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Согласно ч. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются данными действиями, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

Из смысла и содержания указанных норм права следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в пп. "б" п. 5 ст. 21.1 указанного закона не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.

Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.

В случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключению из реестра.

Между тем исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим, исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).

Приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий.

Согласно п. 4 приложения к указанному приказу основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами Федеральной налоговой службы после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Как указывалось выше, основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе ООО «СМК «Профессионалъ», а затем и записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ явилась информация, поступившая из ИФНС России по г.ФИО2<адрес>, а именно протокол, где указано, что в результате осмотра объекта недвижимости установлено, что по ул. ФИО4, <адрес>.ФИО2 ООО «СМК «Профессионалъ» не обнаружено.

Из представленной в деле в отношении ООО «СМК «Профессионалъ» выписки из ЕГРЮЛ следует, что ФИО8 является его единственным участником и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, зарегистрирован по адресу г.ФИО2, <адрес>, однако уведомление, направленное по указанному адресу возвращено с отметкой «возврат из-за отсутствия адресата».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что проверка относительно достоверности адреса юридического лица налоговым органом проведена без соблюдения положений п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ: доказательств того, что при проведении проверки инспекцией предприняты меры по осмотру здания внутри (помещений), по установлению собственников помещений по данному адресу, проведены опросы собственников помещений и иных лиц, располагающих сведениями о нахождении общества по юридическому адресу суду не представлено.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Кроме того, в вышеуказанном Постановлении указано, что о недостоверности названных сведений об адресе юридического лица может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости. При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

В материалы дела в подтверждение своих доводов о незаконности оспариваемых действий и решения административного ответчика, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие фактическое осуществление Обществом хозяйственной деятельности и возможности поддержания с ним связи (расчеты по страховым взносам за 2019-2020 годы, налоговые декларации, сведения о среднемесячной численности работников по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ которые приняты налоговым органом, акты сверки по налогам, ответы на требования налогового органа и т.д.).

Кроме того, указано, что ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" в лице директора ФИО1, действующего на основании Устава, являлось подрядчиком по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ, исполнял обязательства по договору. ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" являлся взыскателем по решениям арбитражного суда <адрес> по делам №А 12-24997/19, А12-24998/2019, по которым выданы исполнительные листы, денежные средства в пользу ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" до настоящего времени не взысканы. Данные доводы нашли свое подтверждение в ходе разбирательства дела.

Таким образом, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие фактическое осуществление обществом хозяйственной деятельности и возможности поддержания с ним связи.

Учитывая приведенные обстоятельства, которые административным ответчиком при рассмотрении дела по существу не опровергнуты, суд приходит к выводу о том, что Общество на момент его исключения из ЕГРЮЛ фактически продолжало осуществление хозяйственной деятельности.

В связи с вышеизложенным, соблюдение Инспекцией процедурных требований Закона № 129-ФЗ само по себе не свидетельствует о законности оспариваемых действий и решений, повлекших нарушение прав административного истца, являющегося учредителем юридического лица.

При таких обстоятельствах, заявленные ФИО1 административные исковые требования о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по исключению юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>) из единого государственного реестра юридических лиц; о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ за об исключении Общества с ограниченной ответственностью "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>) из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности; о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению записи от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице - ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице); о признании недействительным Решения от ДД.ММ.ГГГГ Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" из Единого государственного реестра юридических лиц, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица - ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности); о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению записи от ДД.ММ.ГГГГ за о прекращении юридического лица - ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) подлежат удовлетворению.

В качестве способа восстановления нарушенного права на Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> подлежит возложению обязанность аннулировать в Едином государственном реестре записи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ", с восстановлением статуса ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ", как действующего юридического лица.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к ИФНС по <адрес>, Управлению ФНС по <адрес> о признании незаконными действий, решений, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по исключению юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>) из единого государственного реестра юридических лиц.

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ за об исключении Общества с ограниченной ответственностью "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>) из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению записи от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице - ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице).

Признать незаконным Решение от ДД.ММ.ГГГГ Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" из Единого государственного реестра юридических лиц.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица - ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности).

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по внесению записи от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении юридического лица - ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> исключить из Единого государственного реестра юридических лиц записи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО "СМК "ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>).

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> восстановить запись в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО "СМК"ПРОФЕССИОНАЛЪ" (ОГРН <***>, ИНН: <***>) как о действующем юридическом лице.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.Н.Байбакова