ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-993/18 от 22.08.2018 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

а – 993 / 2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Кочубеевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Душко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Ращупкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обосновании административного искового заявления указано, что на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником земельного участка, с кадастровым номером 26:15:250706:318, площадью 1776 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: «индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м.» – до ДД.ММ.ГГГГ, «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), магазины (общей площадью до 100 кв.м.) (код 4.4.)» – в настоящее время, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Администрацию Кочубеевского муниципального района <адрес> с заявлением об установлении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, установленного классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития России от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Кочубеевского муниципального района <адрес> было принято постановление «О приведении в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:15:250706:318», согласно п. 1 которого приведен в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», основной вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:15:250706:318 с «индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м.» на «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), магазины (общей площадью до 100 кв.м.) (код 4.4)».

В порядке межведомственного взаимодействия указанное постановление было направлено в орган кадастрового учета, которым изложенные изменения были внесены в сведения Единого государственного реестра недвижимости.

Считает, что постановление Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О приведении в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:15:250706:318» в части дополнения вида разрешенного использования «магазины» словами «общей площадью до 100 кв. м.» незаконным и нарушающим ее гражданские права, так как принято в нарушение ГрК РФ, ЗК РФ.

Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу Приказа Министерства экономического развития России от ДД.ММ.ГГГГ, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после ДД.ММ.ГГГГ, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору.

На территории <адрес> порядок регулирования землепользования и застройки территории муниципального образования, основанный на градостроительном зонировании – делении всей территории села на территориальные зоны и установлении для каждой из них единого градостроительного регламента определяется Правилами землепользования и застройки Муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> (в границах населенных пунктов <адрес>), утвержденные решением Совета депутатов Муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Виды разрешенного использования, указанные в Правилах, в соответствии с классификатором до настоящего времени не приведены, не смотря на внесенные изменения, утвержденные решением Совета депутатов Муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным градостроительного плана земельного участка, утвержденным распоряжением Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р, земельный участок с кадастровым номером 26:15:250706:318 находится в составе территориальной зоны Ж – зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Указанная зона согласно требованиям Правил предназначена для застройки многоквартирными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками, в ней допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социально – культурного и культурно – бытового обслуживания населения, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно – защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействие на окружающую среду.

Одним из видов основного разрешенного использования данной зоны является размещение объектов розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м.

Классификатор предусматривает в качестве самостоятельного вида разрешенной деятельности «предпринимательство» (код 4.0), в том числе размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой деятельности.

Видами разрешенного использования, входящими в вид «предпринимательство», согласно классификатору являются, в том числе магазины (код 4.4), который включает в себя размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м. (код 4.4).

Таким образом, исходя из приведенной выше классификации, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 26:15:250706:318 «индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м.» подпадает под определение «магазины», размещение которых согласно Правилам допускается в зоне Ж, а учитывая, что приведенная классификация специально установлена для целей определения разрешенного вида использования земельных участков, следовательно, именно она подлежала применению при вынесении оспариваемого постановления и не допускала каких – либо дополнений, в данном случае «магазины» (общей площадью до 100 кв.м).

Принимая во внимание, что данная классификация принята органом исполнительной власти Российской Федерации, нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления не могут противоречить ей, а, в части, противоречащей данной классификации, не подлежат применению, поскольку в силу п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, но не классификация видов разрешенного использования земельного участка.

Полагает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ в части дополнения вида разрешенного использования «магазины» словами «общей площадью до 100 кв.м.» незаконно и противоречит правовым нормам перечисленных нормативно – правовых актов, нарушает и ограничивает ее права и законные интересы как собственника, предусмотренные ст.ст. 209, 288 ГК РФ.

Просит признать постановление Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О приведении в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером 26:15:250706:318» незаконным в части дополнения вида разрешенного использования «магазины» словами «общей площадью до 100 кв.м.».

Признать подлежащими исключению из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сведения о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:15:250706:318 слова «общей площадью до 100 кв.м.».

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного заседания. В материалах имеется заявление с просьбой рассмотреть административное дело без ее участия, административные исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного истца ФИО1 в лице ФИО2 не явилась, надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного заседания. В материалах имеется заявление с просьбой рассмотреть административное дело без ее участия, административные исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

В судебное заседание административный ответчик Администрация Кочубеевского муниципального района <адрес> в лице представителя ФИО3 не явилась, надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного заседания. В материалах имеется ходатайство с просьбой рассмотреть административное дело без участия представителя. В суд также поступили возражения со ссылкой на отказ в удовлетворении заявленных административных исковых требований, где указано, что принятое постановление со стороны Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> основано на законе и нормах ГрК РФ, Правилах землепользования и застройки Муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов Муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Администрация Кочубеевского муниципального района <адрес> по существу не установила новые виды разрешенного использования спорного земельного участка, а установила соответствие разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков с учетом принятых органом местного самоуправления предельных параметров разрешенного строительства, то сам по себе факт издания оспариваемого постановления в части дополнения словами «общей площадью до 100 кв.м.» не нарушает прав ФИО1

В судебное заседание заинтересованное лицо Администрация Муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. В материалах имеется заявление с просьбой рассмотреть административное исковое заявление без участия представителя.

В судебное заседание заинтересованное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. В материалах имеется заявление с просьбой рассмотреть административное исковое заявление без участия представителя.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Ст. 46 КонституцииРоссийской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие – либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно всудили оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из административного дела, административным истцом ФИО1 оспаривается постановление Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В суд административный иск поступил ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока, указанно выше.

Административное заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматривается в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ.

По смыслу ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , категория земель земли населённых пунктов, разрешённое использование: «индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м.», площадью 1776 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к главе Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> с заявлением об установлении соответствия между существующим видом разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 2:15:250706:318 «индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м» и видом разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков «(2.1) – Для индивидуального жилищного строительства, (4.4) – Магазины» с целью внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Постановлением главы Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О приведении в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:15:250706:318» приведен в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждение классификатора видов разрешенного использования земельных участков», основной вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:15:250706:318 с «индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м.» на «для индивидуального жилищного строительства (код – 2.1), магазины (общей площадью до 100 кв.м.) (код – 4.4)».

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утверждён классификатор видов разрешённого использования земельных участков.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешённого использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешённым использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешённого использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешённого использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ вышеуказанного классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (ч. 11 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

При этом, законодатель допускает использование земельных участков их собственниками в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п.п. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ).

По смыслу приведенных норм права установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в Государственном кадастре недвижимости.

Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером 26:15:250706:318 от ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: <адрес>, видом разрешенного использования является: индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м.

В сообщении главного архитектора района отдела архитектуры и градостроительства Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером 26:15:250706:318, находящийся по адресу: <адрес>, расположен в зоне «Ж», «зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Указанная зона согласно Правилам землепользования и застройки Муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> предназначена для застройки многоквартирными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками, в ней допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социально – культурного и культурно – бытового обслуживания населения, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно – защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду.

Одним из видов основного разрешенного использования данной зоны является размещение объектов розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м.

Классификатор предусматривает в качестве самостоятельного вида разрешенной деятельности «предпринимательство» (код 4.0), в том числе размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой деятельности.

Видом разрешенного использования, входящим в вид «предпринимательство», согласно классификатору является, в том числе, магазины (код 4.4), который включает в себя размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м. (код 4.4).

Таким образом, исходя из приведенной выше классификации, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 26:15:250706:318 «индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м.» подпадают под определение «магазины», размещение которых согласно Правилам землепользования и застройки Муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> допускается в зоне «Ж», а учитывая, что приведенная классификация специально установлена для целей определения разрешенного вида использования земельных участков, следовательно, именно она подлежала применению при вынесении оспариваемого постановления и не допускала каких – либо дополнений, что в оспариваемом постановление имело место быть – «магазины» (общей площадью до 100 кв.м.).

Суд приходит к выводу об обоснованности позиции административного истца ФИО1 в данной части, поскольку классификация, принятая органом исполнительной власти РФ, и нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления, не могут противоречить первой.

В связи с чем, суд считает, что оспариваемое в части постановление принято с нарушением требований законодательства, что нарушает и ограничивает права и законные интересы административного истца ФИО1 как собственника.

Таким образом, постановление Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части дополнения вида разрешенного использования «магазины» словами «общей площадью до 100 кв.м.» нельзя признать законным, а потому административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать постановление Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О приведении в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером 26:15:250706:318» незаконным в части дополнения вида разрешенного использования «магазины» словами «общей площадью до 100 кв. м.».

Данное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:15:250706:318 слов «общей площадью до 100 кв.м.».

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кочубеевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение по административному делу изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Д.А. Душко

а – 993 / 2018