ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-996/20 от 09.12.2020 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)

а-996/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2020 года <адрес>

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации МР «<адрес>» о признании незаконным отказ Врио главы администрации MP "<адрес>" за в выдаче разрешения на строительство банкетного зала по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД "Кавказ" на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000002:2202, площадью застройки 1196,24 кв. м. и об обязании администрацию MP "<адрес>" выдать ему - ФИО1 разрешение на строительство банкетного зала по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД "Кавказ" на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000002:2202, площадью застройки 1196,24 кв. м.,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации МР «<адрес>» о признании незаконным отказ Врио главы администрации MP "<адрес>" за в выдаче разрешения на строительство банкетного зала по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД "Кавказ" на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000002:2202, площадью застройки 1196,24 кв. м. и об обязании администрацию MP "<адрес>" выдать ему - ФИО1 разрешение на строительство банкетного зала по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД "Кавказ" на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000002:2202, площадью застройки 1196,24 кв. м., по тем основаниям, что на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выступающий в качестве продавца, он приобрел в собственность недвижимое имущество: нежилое помещение, общей площадью 311,6 кв.м. с кадастровым номером 05:08:000002:4345 и земельный участок, площадью 2286 кв.м. с кадастровым номером 05:08:000002:2202, расположенные по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД "Кавказ".

В конце 2019 года он обратился в администрацию MP "<адрес>" с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство банкетного зала на вышеуказанном земельном участке.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, Врио главы администрации MP "<адрес>" на его вышеуказанное обращение сообщил об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно: градостроительного плана земельного участка, материалов содержащиеся в проектной документации и положительной экспертизы проектной документации.

ДД.ММ.ГГГГ собрав ранее недостающие документы, он повторно обратился в администрацию MP "<адрес>" с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство банкетного зала по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД "Кавказ" на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000002:2202, площадью застройки 1196,24 кв. м..

ДД.ММ.ГГГГ Врио главы администрации MP "<адрес>" своим письмом за , вторично отказал ему в выдаче разрешения на строительство банкетного зала в связи с отсутствием положительного заключения экспертизы проектной документации.

Отказ Врио главы администрации MP "<адрес>», в выдаче разрешения на строительство считает незаконным, необоснованным и нарушающими его права.

При обращении в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства им в полном объеме была предоставлена предусмотренная законом градостроительная и проектная документация, и каких-либо ссылок на ее несоответствие требованиям закона в ответе администрации не содержится.

Согласно положениям подпункта 5 пункта 3 статьи 8 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1).

Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).

Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

По смыслу приведенных положений закона, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, к которым начало проведения строительных работ не отнесено.

Также из системного анализа положений статьи 51 ГрК РФ следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения - законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что незаконными действиями

административного ответчика нарушаются его права и законные интересы.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Просит удовлетворить его исковые требования.

Административный истец ФИО1 при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Из его письменного заявления адресованного суду усматривается, что он просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - администрации МР «<адрес>» при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Представитель административного ответчика- администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО4 в своем письменном заявлении, адресованном суду просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - администрации МО «<адрес>» при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Глава МО «<адрес>» ФИО5 в своем письменном заявлении, адресованном суду иск считает обоснованным и просить его удовлетворить, дело просит рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, от которых имеются письменные заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из письменного заявления ФИО1 адресованного главе МР «<адрес>» следует, что он просит выдать ему разрешение на строительство банкетного зала на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000002:4345, расположенном по адресу: <адрес>, вдоль ФАД «Кавказ», площадью застройки 1196,24 кв.м.

К своему заявлению им приложены: проект банкетного зала; копия паспорта; градостроительный план земельного участка; выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок; вписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000002:2202; договор купли-продажи нежилого здания и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; передаточный акт.

Из договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что указанный договор заключен между продавцом ФИО3 и ФИО1, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять собственность и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора следующее имущество: нежилое здание и земельный участок, находящееся по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД «Кавказ», общей площадью 311,6 кв.м, с кадастровым номером 05:08:000002:4345, земельный участок площадью 2286 кв.м. с кадастровым номером 05:08:000002:2202.

Стоимость продаваемого недвижимого имущества установлена - 2 150 000 руб. Договор подписан обеими сторонами.

Из передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии со ст.556 ГК РФ стороны составили настоящий акт в соответствии с которым: - продавец в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ продал, а покупатель купил следующее имущество: - нежилое здание и земельный участок, находящиеся по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД «Кавказ», общей площадью 311,6 кв.м., с кадастровым номером 05:08:000002:4345, земельный участок площадью 2286 кв.м. с кадастровым номером 05:08:000002:2202. Передаточный акт подписан обеими сторонами.

Из Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что нежилое здание с кадастровым номером 05:08:00002:4345, расположенное по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД «Кавказ», площадью 311,6 кв.м. зарегистрировано на праве собственности ФИО1, запись регистрации .

Из Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 05:08:000002:2202, расположенный по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД «Кавказ», площадью 2286 кв.м. зарегистрирован на праве собственности ФИО1, запись регистрации .

Из градостроительного плана земельного участка RUO 5517000-GPU001720 усматривается, что указанный градостроительный план подготовлен на основании заявления ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: РД, <адрес>, площадью 2286 кв.м. Градостроительный план содержит подпись соответствующего должностного лица и круглая печать Отдела строительства, архитектуры, ЖКХ и земельных отношений администрации МР «<адрес>» и дата выдачи 13.07.2020г.

Из проекта банкетного зала подлежащего строительству по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД «Кавказ» усматривается, что в нем отражены поэтажные конструкции объекта капитального строительства.

Из ответа от 08.09.2020г. Врио главы МР «<адрес>», адресованного ФИО1 следует, что ему отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием положительного заключения экспертизы проектной документации.

В соответствии с положениями ст.51 ГРК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом(часть1).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей(часть 2).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами(часть 4).

Согласно части 13 статьи 51 ГРК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и(или) ограничениям, установленным а в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, в установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (часть 7).

К указанному заявлению прилагается ряд документов. среди которых положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства(применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 данного Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 48 этого Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 ГРК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 стать 49 ГРК РФ.

Из системного анализа положений ст.51 ГРК РФ следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности(допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту.

При этом, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельствам указанных в федеральном законе.

В соответствии с ч.1 ст.49 ГРК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.

Согласно п.п. 4 и 5 ч.2 ст.49 ГРК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

-отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

-отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №340-ФЗ статья 49 ГрК РФ дополнена частью 2.2. следующего содержания.

2.2. В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что до дня подачи заявления о выдаче разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства утверждены критерии отнесения объектов капитального строительства указанных в пунктах 4 и 5 части 2 ст.49 ГрК РФ к объектам массового пребывания граждан, а решение этого вопроса экспертным путем законом не предусмотрено.

Административный ответчик свой отказ в выдаче разрешения на строительство мотивировал именно отсутствием положительного заключения экспертизы проектной документации.

Поскольку, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства не утверждены критерии отнесения объектов капитального строительства указанных в пунктах 4 и 5 части 2 ст.49 ГрК РФ к объектам массового пребывания граждан, а решение этого вопроса экспертным путем законом не предусмотрено, то экспертиза проектной документации на осуществление строительства указанного в своем заявлении административным истцом объекта капитального строительства является не обязательной.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным истцом уполномоченному органу представлены все необходимые документы для получения разрешения на строительство, и отказ уполномоченного органа в выдаче истцу разрешения на строительство является необоснованным.

Следовательно, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Врио главы администрации MP "<адрес>" за от 08.09.2020г.в выдаче разрешения на строительство банкетного зала по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД "Кавказ" на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000002:2202, площадью застройки 1196,24 кв. м.

Обязать администрацию MP "<адрес>" выдать ФИО1 разрешение на строительство банкетного зала по адресу: РД, <адрес>, вдоль ФАД "Кавказ" на земельном участке с кадастровым номером 05:08:000002:2202, площадью застройки 1196,24 кв. м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: З.И. Алибулатов.