ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-9/19 от 10.01.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело а-9/2019

25OS0000-01-2018-000333-84

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 10 января 2019 года

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

с участием прокурора Шиш Н.С.,

при секретаре Сылко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Спасскпродукт» к администрации Прохорского сельского поселения, администрации Спасского муниципального района Приморского края, заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью «Приморский бекон» о признании Генерального плана Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 33, Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденных решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 32, не действующими в части,

установил:

решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 33, утвержден Генеральный план Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, который опубликованна официальном сайте администрации Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района www.prohsp.ru и на официальном сайте администрации Спасского муниципального района Приморского края www.spasskmr.ru.

Картой функциональных зон Прохорского сельского поселения, Картой планируемого размещения объектов Прохорского сельского поселения, входящих в состав Генерального плана, определено, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 551368 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4350 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, отнесен к двум функциональным зонам: зоне сельскохозяйственных угодий, зоне сельскохозяйственного использования.

Правила землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края утверждены решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 32, опубликованы на официальном сайте администрации Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района www.prohsp.ru и на официальном сайте администрации Спасского муниципального района Приморского края www.spasskmr.ru.

Картой градостроительных зон Прохорского сельского поселения, Картой зон с особыми условиями Прохорского сельского поселения, входящих в состав Правил землепользования и застройки, определено, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 551368 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4350 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, находится в границах двух территориальных зон: зоны сельскохозяйственных угодий (Сх1) и зоны, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2).

ООО «Спасскпродукт» обратилось в суд с административным исковым заявлением, дополненным представителем ФИО5, о признании недействующими: Генерального плана Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 33, в части установления двух функциональных зон: зоны сельскохозяйственных угодий, зоны сельскохозяйственного использования и Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденных решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 32, в части установления двух территориальных зон: зоны сельскохозяйственных угодий (Сх1) и зоны, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2), в границах земельного участка с кадастровым номером . В обоснование своих требований указало, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером . Указанный земельный участок был образован в феврале 2014 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2240000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, на два земельных участка: с кадастровым номером , общей площадью 551368 кв.м; с кадастровым номером , общей площадью 1688632 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером был сформирован в границах и поставлен на кадастровый учет 11 ноября 2009 года, право собственности на который было зарегистрировано за Обществом 26 августа 2010 года. Им (административным истцом) был предоставлен ООО «Приморский бекон» земельный участок с кадастровым номером в аренду для целей сельскохозяйственного производства и строительства свинокомплекса по производству 83000 голов в год на основании договора аренды земельного участка от 3 декабря 2013 года, дополнительного соглашения от 18 марта 2014 года. В настоящее время свиноводческий комплекс в составе 73 объектов построен и введен в эксплуатацию в полном объеме, право собственности на которые зарегистрировано за ООО «Приморский бекон» в период с 2015 года по 2017 год. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером , являющийся исходным по отношению к земельному участку с кадастровым номером , был сформирован в границах и поставлен на кадастровый учет в 2009 году, то есть до утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки. Нахождение испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах нарушает установленный пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ запрет на расположение одного земельного участка в различных территориальных зонах. Установление на названном земельном участке двух функциональных зон нарушает принципы законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3, часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ). Не соблюден принцип соответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану в силу части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ. Отнесение оспариваемыми нормативными правовыми актами спорного земельного участка одновременно к двум функциональным зонам и двум территориальным зонам нарушает права и законные интересы Общества, поскольку препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием «животноводство». Также, органами местного самоуправления Прохорского сельского поселения не был соблюден порядок подготовки, согласования, утверждения и опубликования Генерального плана, Правил землепользования и застройки, а именно: отсутствуют какие-либо сведения об опубликовании (обнародовании) проектов Генерального плана и Правил при проведении публичных слушаний, отсутствуют сведения о согласовании проекта Генерального плана с высшим исполнительным оранном государственной власти субъекта РФ ввиду включения в состав поселения земель сельскохозяйственного назначения, отсутствуют сведения о принятии главой сельского поселения решения о направлении согласованных или не согласованных в определенной части проектов Генерального плана и Правил в муниципальный комитет сельского поселения или об отклонении таких проектов и о направлении их на доработку, оспариваемые решения подписаны неуполномоченным лицом,отсутствуют какие-либо сведения об опубликовании (обнародовании) Генерального плана и Правил и соответственно о дате вступлении их в законную силу.

До рассмотрения дела по существу, суд привлек к участию в деле в качестве административного соответчика администрацию Спасского муниципального района Приморского края.

В судебном заседании представитель ООО «Спасскпродукт» ФИО5 поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, дополнении к административному иску.

Представитель ООО «Приморский бекон» ФИО7 в судебном заседании поддержал заявленные требования, ранее представив пояснения на административный иск. Дополнительно пояснил, что земельный участок с кадастровым номером входит в кадастровый квартал, который включен в 2015 году в границы ТОСЭР «Михайловский», резидентом которого является ООО «Приморский бекон». Согласно пункту 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земельных участков, расположенных в границах, в частности, территорий опережающего социально-экономического развития. Таким образом, вне зависимости от отнесения спорного земельного участка к той или иной территориальной зоне Правил землепользования и застройки, после включения данного земельного участка в границы ТОСЭР «Михайловский», требования территориального зонирования и градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки Прохорского сельского поселения, на данный земельный участок не распространяются. С момента создания ТОСЭР при использовании земельных участков, находящихся в ее границах, наряду с нормами земельного законодательства применяются правила Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, режим использования таких земель определяется в соответствии с целями создания ТОСЭР и обязательствами резидентов по реализации соответствующих инвестиционных проектов на территории ТОСЭР.

Представители администрации Прохорского сельского поселения, администрации Спасского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили письменные отзывы на административный иск, в которых просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Выслушав объяснения представителя ООО «Спасскпродукт» ФИО5, пояснения представителя ООО «Приморский бекон» ФИО7, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Шиш Н.С., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

На основании пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и части 20 статьи 14 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети Интернет.

Пунктом 4 части 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлен запрет на совмещение полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации.

Вместе с тем, в силу взаимосвязанных положений абзаца 2 части 2 статьи 34 и части 3 статьи 36 этого же Федерального закона такой запрет не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2).

В судебном заседании установлено, и подтверждается документами, представленными административными ответчиками, что при принятии оспариваемых решений муниципальным комитетом Прохорского сельского поселения соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу.

Так, постановлением главы Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края от 19 сентября 2012 года № 11 были назначены публичные слушания по проекту Генерального плана Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержден состав комиссии по организации и проведению публичных слушаний. Извещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете «Спасск» и на официальном сайте www.spasskmr.ru. Публичные слушания проводились 13 ноября 2012 года и 14 ноября 2012 года, по результатам которых был составлен протокол, опубликованный в газете «Спасск» и на официальном сайте www.spasskmr.ru. Также проект Генерального плана был согласован с Администрацией Приморского края (протокол № 1 от 31 июля 2013 года, Заключение).

Решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 июля 2013 года №17/1 были назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержден состав комиссии по организации и проведению публичных слушаний. Извещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете «Родное село» и на официальном сайте www.prohsp.ru. Публичные слушания проводились с 18 августа 2013 года и 19 августа 2013 года, по результатам которых было подготовлено заключение, опубликованное в газете «Родное село» и на официальном сайте www.prohsp.ru.

В последующем и Генеральный план и Правила землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края были опубликованына официальном сайте администрации Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района www.prohsp.ru и на официальном сайте администрации Спасского муниципального района Приморского края www.spasskmr.ru.

Кроме этого, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 Устава Прохорского сельского поселения, принятого решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 6 апреля 2012 года № 10 (в ред. от 24 июля 2013 года № 18), глава Прохорского сельского поселения обладает полномочиями, в частности, подписывать и обнародовать в порядке, установленным настоящим уставом, нормативные правовые акты, принятые муниципальным комитетом.

В судебном заседании установлено, что ООО «Спасскпродукт» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 551368 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4350 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 13 марта 2014 года.

На основании постановления администрации Спасского муниципального района Приморского края от 13 апреля 2018 года № 471-па изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 551368 кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4350 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с «для сельскохозяйственного использования» на «животноводство (животноводческие комплексы, ветеринарные сельскохозяйственные станции)» (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 24 апреля 2018 года следует, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 21 февраля 2014 года, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения с определением вида разрешенного использования «животноводство (животноводческие комплексы, ветеринарные сельскохозяйственные станции)».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 26 августа 2010 года, ООО «Спасскпродукт» на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2240000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, адрес объекта: участок находится примерно в 4950 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.

Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости), выданного Территориальным отделом № 4 (Спасский, Черниговский район, город Спасск-Дальний) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю 18 ноября 2009 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет 11 ноября 2009 года.

3 декабря 2013 года между ООО «Спасскпродукт» («Арендодатель») и ООО «Приморский бекон» («Арендатор») заключен договор аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование (аренду) земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 2240000 кв.м, адрес объекта: участок находится примерно в 4950 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, кадастровый (или условный) номер: для использования в целях ведения сельскохозяйственного производства и строительства свинокомплекса по производству 83000 голов в год. Срок аренды установлен с 3 декабря 2013 года и действует до 30 декабря 2023 года.

В связи с образованием 2-х новых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером , 18 марта 2014 года между ООО «Спасскпродукт» («Арендодатель») и ООО «Приморский бекон» («Арендатор») заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 3 декабря 2013 года, согласно которому Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование (аренду) следующие земельные участки: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 1688632 кв.м, адрес (местоположение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 5150 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый (или условный) номер ; земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 551368 кв.м, адрес (местоположение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4350 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый (или условный) номер .

Следовательно, учитывая, что вопрос был ли сформирован земельный участок и определены его границы до утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, является юридически значимым, при исследовании имеющихся в материалах дела документов установлено, что земельный участок с кадастровым номером был образован в феврале 2014 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером на два земельных участка (, ), то есть на момент утверждения Генерального плана Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края и Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края земельный участок с кадастровым номером , являющийся исходным по отношению к земельному участку с кадастровым номером , был сформирован в границах и поставлен на кадастровый учет в 2009 году с видом разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства».

Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Частью 2 статьи 3 Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию однозначной идентификации принадлежности каждого земельного участка (за исключением земельных участков линейных объектов) только одной из территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования. Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования.

В тоже время в судебном заседании установлено, что при утверждении муниципальным комитетом Прохорского сельского поселения Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края решением от 5 ноября 2013 года № 32 земельный участок с кадастровым номером был отнесен к двум территориальным зонам: зоне сельскохозяйственных угодий (Сх1) и зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2).

Правовой режим указанных зон установлен Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, в соответствии с которыми зона сельскохозяйственных угодий (Сх1) используется в целях ведения сельского хозяйства в соответствии с Земельным кодексом РФ (многолетние насаждения (поля, сады и другие); пашни, выпасы, сенокосы), в то время как зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2) выделена для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны (животноводство; предприятия по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции; зверофермы; коневодство; крестьянские (фермерские) хозяйства и другие).

Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в двух указанных зонах.

Установление на спорном земельном участке одновременно двух территориальных зон: зоны сельскохозяйственных угодий (Сх1) и зоны, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2) не предполагает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования «животноводство (животноводческие комплексы, ветеринарные сельскохозяйственные станции)».

Таким образом, Правила землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края в части установления в границах спорного земельного участка двух территориальных зон не соответствуют части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающими обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденных решением муниципальным комитетом Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 32, в части установления территориального зонирования, а именно одновременно зоны сельскохозяйственных угодий (Сх1) и зоны, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2), в границах земельного участка с кадастровым номером , подлежат удовлетворению.

В силу пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципальных образований.

Под территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует понимать планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 4 статьи 3 и части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно абзацу первому пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

Градостроительный кодекс РФ не содержит нормы, обязывающие органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку исходя из Главы 3 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края является документом территориального планирования муниципального образования, несет функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории сельского поселения в целом, то есть на ее возможное изменение в будущем, и не направлен на фиксацию существующего положения.

В тоже время, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ). Данная норма корреспондирует к общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Кодекса).

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана муниципального образования как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

При корректировке Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края в части отнесения земельного участка к одной из двух одновременно установленных территориальных зон приведет к противоречию с Генеральным планом Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края в части нахождения того же земельного участка в двух функциональных зонах.

При указанных обстоятельствах, Генеральный план Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденный решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 33, в части установления функционального зонирования, а именно зоны сельскохозяйственных угодий, зоны сельскохозяйственного использования, в границах земельного участка с кадастровым номером , не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ и принципам законодательства о градостроительной деятельности, в связи с чем, требования в данной части также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Спасскпродукт» к администрации Прохорского сельского поселения, заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью «Приморский бекон» о признании Генерального плана Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 33, Правил землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденных решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 32, не действующими в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденный решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 33, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 551368 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: животноводство (животноводческие комплексы, ветеринарные сельскохозяйственные станции), адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4350 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, двух функциональных зон: зоны сельскохозяйственных угодий, зоны сельскохозяйственного использования.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки Прохорского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, утвержденные решением муниципального комитета Прохорского сельского поселения от 5 ноября 2013 года № 32, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 551368 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: животноводство (животноводческие комплексы, ветеринарные сельскохозяйственные станции), адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 4350 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, двух территориальных зон: зоны сельскохозяйственных угодий (Сх1) и зоны, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2).

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании администрации Прохорского сельского поселения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева