ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А2А-109/2022 от 21.04.2022 Нефтегорского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года с. Алексеевка

Нефтегорский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего Баймишева М.С.,

при секретаре Самариной Е.С.,

с участием прокурора Зарифова И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № А2а-109/2022 по административному иску прокурора Алексеевского района Самарской области к Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области» (МКУ КУМИ) об оспаривании бездействия, заключающегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, заключающееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, и обязать его в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить техническую возможность оказания в электронной форме муниципальных услуг: «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду», «Предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в реестре муниципального имущества», «Предоставление муниципального имущества в аренду», «Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», «Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута», «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», «Заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», «Предоставление в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в порядке реализации преимущественного права».

В обоснование административного иска указано, что вопреки требованиям законодательства РФ административный ответчик не принимает меры по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт и портал государственных и муниципальных услуг в сети «Интернет».

В судебном заседании прокурор Зарифов И.С. административный иск поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Нефедов С.Н. иск в целом признал, за исключением его части о возложении обязанности по обеспечению технической возможности оказания в электронной форме муниципальных услуг: «Предоставление муниципального имущества в аренду» и «Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование», полагая, что оказание данных услуг в электронной форме невозможно, поскольку предоставление указанного имущества в пользование возможно только по результатам торгов.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав объяснения прокурора и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 4 названного закона основными принципами предоставления муниципальных услуг являются, в том числе возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 5 закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно статье 6 Закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить предоставлять услуги дистанционно, в том числе в электронной форме, используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Согласно части 2 статьи 10 данного закона при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляются, в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о муниципальных услугах; подача заявителем запроса документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственной услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, предоставление услуг, с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации, должно быть обеспечено, в том числе в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

При этом указанными Требованиями (пункт 2) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, административным ответчиком предоставляются муниципальные услуги: «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду», «Предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в реестре муниципального имущества», «Предоставление муниципального имущества в аренду», «Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», «Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута», «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», «Заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», «Предоставление в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в порядке реализации преимущественного права».

Получателями вышеуказанных услуг являются как физические лица, так и субъекты предпринимательской деятельности.

В нарушение вышеуказанных норм закона административным ответчиком до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации и портал государственных и муниципальных услуг не обеспечено, что препятствует реализации вышеуказанного национального проекта и достижению предусмотренных им целей.

Указанное незаконное бездействие создает административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг.

Вышеприведенные доводы представителя административного ответчика суд считает не состоятельными, поскольку предоставление муниципальных услуг: «Предоставление муниципального имущества в аренду» и «Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование» не во всех случаях осуществляется по результатам проведения торгов. Законом предусмотрена возможность оказание данных услуг в отношении отдельной категории физических и юридических лиц без проведения торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 290, 293 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Алексеевского района Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области», заключающееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области» в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить техническую возможность оказания в электронной форме муниципальных услуг: «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду», «Предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в реестре муниципального имущества», «Предоставление муниципального имущества в аренду», «Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», «Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута», «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», «Заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», «Предоставление в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в порядке реализации преимущественного права».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья подпись

Копия верна

Судья Нефтегорского

районного суда М.С.Баймишев

УИД 63RS0019-02-2022-000145-38