Дело № КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Королевой И.А.,
при секретаре ФИО5,
с участием:
представителя административного ФИО1ФИО7,
представителя административного ответчика УМВД России по <адрес>ФИО6,
представителя административного ответчика УФСБ России по <адрес>ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Управлению министерства внутренних дел России по <адрес>, Управлению Федеральной службы безопасности по <адрес> о признании незаконными решения об аннулировании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании восстановить в правах участника государственной программы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 В. обратился в суд с административным иском к УМВД России по <адрес> о признании незаконными решения об аннулировании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, обязании восстановить в правах участника государственной программы. В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ он, получил Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. ДД.ММ.ГГГГ годя, он обратился в Управление по вопросам миграции УМВД России по <адрес> с заявлением о принятии его в гражданство Российской Федерации и подал пакет документов в окно приёма. Через минуту документы ему вернули, мотивировав отказ в приеме - аннулированием Свидетельства. Само Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников осталось у инспектора, который вёл приём. В тот же день, он письменно обратился в территориальный орган по вопросам миграции за разъяснением. ДД.ММ.ГГГГ, по почте, он получил уведомление о том, что УВМ УМВД России по <адрес> принято Решение от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании Свидетельства на основании пп. «г» п. 25 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". При этом, Ответчик не указал конкретных обстоятельств послуживших основанием для аннулирования Свидетельства. Решение УВМ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушает его права участника Государственной программы. Считает его незаконным и необоснованным, поскольку при оформлении Свидетельства, в соответствии с п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403 "Об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию" для получения свидетельства он представил подлинные документы и сообщил о себе достоверные сведения, На основании вышеизложенного просит признать незаконным Решение УМВД России по <адрес> (УВМ) от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании Свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом выданного ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. Обязать УМВД России по <адрес> (УВМ) восстановить меня ФИО3 в правах участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и выдать мне Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу в качестве административного соответчика привлечено УФСБ России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО1 уточнены требования, просит суд признать незаконными решения об аннулировании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании восстановить в правах участника государственной программы.
В судебное заседание не явился административный ФИО1, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая мнение административного ФИО1, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ФИО1.
В судебном заседании представитель административного ФИО1ФИО7, административные исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
В судебном заседании представитель административного ответчика УМВД России по <адрес>ФИО6, административные исковые требования не признала и пояснила, что оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством. Основанием для аннулирования свидетельства участника государственной программы послужило несогласование данного вопроса с Управлением Федеральной службы безопасности России по <адрес>, на основании пп.г п. 25 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим данное решение было аннулировано. В данном случае расшифровать данную ситуацию затрудняются, так как в их компетенцию не входит выяснение этих обстоятельств, это усмотрение компетентного органа. И все разъяснения можно получить, если привлечь представителя УФСБ России по <адрес> для того, чтобы выяснить эти обстоятельства, если они конечно не относятся к гос.<данные изъяты>. В связи с этим считают, что решение является законным, так как оно вынесено уполномоченным должностным лицом на законных основаниях и не подлежит отмене. В данном случае, процедура получения и оформления свидетельства участника государственной программы предусмотрена Приказом ФМС России, который в настоящее время также распространяет свое действие и распространял свое действие при принятии данного решения. Когда иностранный гражданин, а также любой гражданин изъявляет желание стать участником государственной программы, он подает заявление, и данное заявление проходит ряд согласований с уполномоченными органами, на тот момент это были МВД, ФСКН, ФСБ. После получения согласованных ответов, проверяется также по учетам ФМС России, то есть нет ли каких-либо ограничений на въезд, выезд и так далее, и после этого принимается решение. В данном случае решение было принято в установленные сроком регламенты. В течение не позднее 25 рабочих дней необходимо было дать уведомление ФИО4 о том, что принимается решение об оформлении, что и было сделано. Позже получили ответ ФСБ, данный ответ находился в материалах дела, по данному факту сейчас проводится проверка, почему сразу решение не вынесли. В рамках компетенции органа, который принял решение, оснований для отказа не установлено. Здесь основания установлены другим органом, который также осуществляет эту процедуру. В данном случае для уполномоченного органа - УМВД, это и послужило основанием, поэтому было принято данное решение, о чем был уведомлен ФИО1. ФИО1 также обращался с заявлением в досудебном порядке, ответ ему был разъяснен, отправлен по адресу, то есть ему были известны все обстоятельства.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФСБ России по <адрес>ФИО8, административные исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 25 Государственной программы, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство аннулируется, если соотечественник (член его семьи) представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения. Нормы международного права и Конституции Российской Федерации признают допустимым и обоснованным право государства ограничить некоторые права и свободы граждан, в том числе иностранных, если это необходимо в интересах общественного порядка или это обусловлено соображениями национальной безопасности государства. Согласно пункту 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, под угрозой безопасности понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 390-ФЗ «О безопасности»). Для выполнения возложенных обязанностей, в пределах своих полномочий, Федеральная служба безопасности вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Таким образом, в Российской Федерации законодательно определен порядок защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, т.е. безопасности, а также органы, в системе исполнительной власти, по выполнению функций по обеспечению безопасности и их полномочия в данной сфере. Решение вопроса о том, представляет ли угрозу безопасности деятельность того или иного лица, в отношении которого принимается решение о возможности принятия в гражданство Российской Федерации, в силу федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти государства в лице Федеральной службы безопасности Российской Федерации, поскольку указанное право государства является одним из признаков его суверенитета. Исходя из специфики вопросов, имеющих отношение к национальной безопасности, оценка факторов, угрожающих национальной безопасности, уполномоченными органами производится на основании информации, получаемой из различных источников, в том числе путем проведения оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных законодательством оснований для аннулирования свидетельства участника Государственной программы, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган. Материалы и документы, подтверждающие обоснованность и законность принятого в отношении гражданина ФИО2 решения получены в ходе осуществления органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскной деятельности, в связи с чем, в силу статьи 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» составляют государственную <данные изъяты>, подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, принятое УМВД России по <адрес> решение об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом в отношении гражданина ФИО2 является законным и обоснованным, не подлежит отмене. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении требований ФИО3 отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
ДД.ММ.ГГГГ гражданин ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в УФМС России по <адрес> с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и предоставлением государственной услуги по оформлению свидетельства участника Государственной программы, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного приказ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№, результатом предоставления государственной услуги является: направление соотечественнику уведомления об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы; выдача свидетельства участника Государственной программы; замена свидетельства участника Государственной программы.
В соответствии с пунктом 23 Административного регламента - направление соотечественнику уведомления об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы или о согласовании кандидатуры соотечественника для участия в региональной программе переселения осуществляется в срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня подачи заявления в территориальный орган ФМС России, участвующий в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с пунктом 76 Административного регламента - после регистрации заявления и формирования его электронного варианта сотрудник территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, обеспечивает направление его электронного варианта:
на рассмотрение в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации;
для проверки внесенных в него сведений по учетам ФМС России
для организации проверок по учетам МВД России;
для организации проверок по учетам ФСКН России;
для организации проверок по учетам ФСБ России.
Проверки по заявлению по учетам МВД России, ФСКН России и ФСБ России осуществляются в срок, не превышающий 16 рабочих дней с момента поступления заявления в органы внутренних дел Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в органы федеральной службы безопасности.
В установленные законом сроки, ДД.ММ.ГГГГФИО3 получил Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Вместе с тем, согласно ответа Управления ФСБ России по <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ№) вопрос о выдаче свидетельства участника Государственной программы ФИО3 не был согласован на основании пп. «г» п. 25 Указа, в соответствии с которым свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи), представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения.
ДД.ММ.ГГГГ УВМ УМВД России по <адрес> принято решение об аннулировании Свидетельства на основании пп. «г» п. 25 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности, наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Возможность ограничения прав федеральным законом определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно статьи 55 (часть 3) которой, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К конституционным положениям, закрепленным в ст. ст. 55, 62 Конституции РФ, корреспондируют требования норм международного права, касающиеся регулирования прав и свобод человека и гражданина, в частности, ст. 12 Международного Пакта «О гражданских и политических правах», ст.1 и ст.2 Протокола № Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч.2 ст.8 названной Конвенции которые, в силу части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Часть 2 ст. 8 Конвенции допускает вмешательство со стороны публичных властей в частную, семейную жизнь, когда это необходимо в интересах национальной безопасности.
В соответствии с пунктом «б» статьи 12 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», органы федеральной службы безопасности обязаны выявлять, предупреждать, пресекать деятельность отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
В силу пункта «р» статьи 12 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Для выполнения возложенных обязанностей, в пределах своих полномочий, Федеральная служба безопасности вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
В силу вышеприведенных норм федерального законодательства, право оценки
деятельности иностранных граждан, а также лиц без гражданства как
представляющую угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо
общественному порядку, либо защите здоровья населения, отнесено к полномочиям
государственных органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной
службы безопасности Российской Федерации. Применение данных превентивных мер
по защите национальной безопасности находится в пределах усмотрения органов
Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Решение вопроса о том, представляет ли угрозу безопасности деятельность
того или иного лица, в отношении которого принимается решение о возможности
принятия в гражданство Российской Федерации, в силу федеральных законов и
подзаконных нормативных правовых актов относится к исключительной
компетенции органов исполнительной власти государства в лице Федеральной
службы безопасности Российской Федерации, поскольку указанное право государства
является одним из признаков его суверенитета.
Исходя из специфики вопросов, имеющих отношение к национальной
безопасности, оценка факторов, угрожающих национальной безопасности,
уполномоченными органами производится на основании информации, получаемой из
различных источников, в том числе путем проведения оперативно-розыскной,
разведывательной и контрразведывательной деятельности.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 206
года № «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в
Российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» в случае
выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных
законодательством оснований для аннулирования свидетельства участника
Государственной программы, Федеральная служба безопасности Российской
Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной
форме соответствующий полномочный орган.
Таким образом, в Российской Федерации законодательно определен порядок
защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз, т.е. безопасности, а также органы, в системе
исполнительной власти, по выполнению функций по обеспечению безопасности и их
полномочия в данной сфере.
Из анализа указанных норм следует, что нормы международного права и Конституции Российской Федерации признают допустимым и обоснованным право государства ограничить некоторые права и свободы граждан, в том числе иностранных, если это необходимо в интересах общественного порядка или это обусловлено соображениями национальной безопасности государства.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд полагает, что государственными органами не нарушены права и интересы гражданина ФИО2, принятые в отношении него решения основаны на материалах и документах, полученных в ходе осуществления органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскной деятельности и не лишают административного ФИО1, обратиться повторно с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и предоставлением государственной услуги по оформлению свидетельства участника Государственной программы, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», предоставив полный пакет документов.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Управлению министерства внутренних дел России по <адрес>, Управлению Федеральной службы безопасности по <адрес> о признании незаконными решения об аннулировании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании восстановить в правах участника государственной программы - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Дата принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись)
Копия верна: Судья Королева И.А.