Дело № копия
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Н.А. Карташовой,
при секретаре судебного заседания *,
с участием:
- административного истца прокурора адрес - *,
- представителей административного ответчика Совета народных депутатов адрес - главы адрес (председателя Совета народных депутатов адрес) * (т. 1 л.д. 27) и *, действующей по доверенности (т. 1 л.д. 47, 47а),
- административного ответчика - * и его представителя адвоката *, действующего на основании ордера (т. 1 л.д. 38),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора адрес в интересах Российской Федерации к Совету народных депутатов адрес, депутату Совета народных депутатов адрес* о признании незаконным решения Совета народных депутатов адрес от дата, досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов адрес в связи с утратой доверия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петушинского района Владимирской области (далее - прокурор, административный истец), действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к Совету народных депутатов адрес (далее - Совет народных депутатов адрес), в котором просил:
- признать незаконным бездействие Совета народных депутатов адрес в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Совета народных депутатов адрес* в связи с утратой доверия;
- признать незаконным решение Совета народных депутатов адрес от дата№ об отказе в удовлетворении требований, изложенных в представлении прокуратуры адрес от дата№;
- обязать Совет народных депутатов адрес на ближайшей сессии Совета народных депутатов адрес досрочно прекратить полномочия депутата Совета народных депутатов адрес* в связи с утратой доверия.
Определением Петушинского районного суда от дата в связи с отказом от исковых требований прекращено производство по делу по настоящему административному иску в части требований о признании незаконным бездействия Совета народных депутатов адрес в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Совета народных депутатов адрес* в связи с утратой доверия.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено, что депутатом Совета народных депутатов адрес* в нарушение требований законодательства не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по дата. С дата* находился под стражей, однако с заявлением о невозможности представления по объективным причинам сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в уполномоченный орган не обращался. Нахождение под стражей не препятствовало направлению указанного заявления почтовой корреспонденцией либо через представителя и адвоката. Депутат *, выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, принял на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими полномочиями ограничения. Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение. дата прокурором было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержалось требование о досрочном прекращении полномочий депутата *дата административным ответчиком было принято решение №, которым представление прокуратуры адрес отклонено. Непринятие Советом народных депутатов адрес решения о досрочном прекращении полномочий депутата * противоречит интересам Российской Федерации, поскольку в данном случае не достигаются цели и задачи антикоррупционной политики Российской Федерации, основные принципы противодействия коррупции, в том числе принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
С учетом принятых в судебном заседании уточнений, прокурор адрес просит суд:
- Признать незаконным решение Совета народных депутатов адрес от дата№ об отказе в удовлетворении требований, изложенных в представлении прокуратуры адрес от дата№;
- досрочно прекратить полномочия депутата Совета народных депутатов адрес* в связи с утратой доверия.
Прокурор Петушинского района * в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в уточненном административном иске. Указал, что согласно представленным данным в период с дата по дата* посещался адвокатам и родственниками 8 раз, в том числе дата и дата, тем самым имел возможность подготовить, направить как сведения о доходах, так и заявление о невозможности их направления.
Представители административного ответчика Совета народных депутатов адрес - глава адрес (председатель Совета народных депутатов адрес) * и *, действующая по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования признали частично.
Указали, что требования о признании незаконным решения Совета народных депутатов адрес от дата№ об отказе в удовлетворении требований, изложенных в представлении прокуратуры адрес от дата№, они признают. Требования о досрочном прекращении полномочий депутата не признают, поскольку считают, что с данным требованием уполномочен обратиться адрес, и оно должно быть предъявлено к *, а не к Совету народных депутатов адрес. Кроме того, считает, что * не имел возможности подать сведения о доходах. Пояснили, что Совет народных депутатов адрес, являясь коллегиальным органом, решил не удовлетворять требования о досрочном прекращении полномочий.
Глава города Покров (председатель Совета народных депутатов г. Покров) * указал, что он, зная о сроках приема и подачи сведений о доходах, и о ситуации с *, попросил Свидетель №1 связаться с представителями * и напомнить о сроках сдачи сведений о доходах. Об этом просил заблаговременно, последний раз дата. Ему известно, что адвокат * подписала у него сведения о доходах и передала Свидетель №2, которой в Департаменте безопасности было отказано в их приеме, т.к. отсутствовала доверенность. Она сообщила ему об этом 11-13 апреля, а дата он сам отвозил сведения о доходах *, его супруги и детей, но их не приняли в связи с попуском срока.
Протокольным определением суда от дата в качестве административного соответчика привлечен депутат Совета народных депутатов г. Покров *, участвующий в деле в качестве заинтересованного лица.
Административный ответчик - депутат Совета народных депутатов адрес* и его представитель адвокат *, действующий по ордеру, в судебном заседании административные исковые требования не признали и просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме. Указали, что, поскольку в отношении * была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, он физически не имел возможности предоставить своевременно сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Он принимал все меры для исполнения обязанности, дал указание помощнику подготовить документы, которые были изготовлены без его участия дата и физически самостоятельно представить их он не имел возможности. дата к нему пришла адвокат Свидетель №3, но документы не принесла, т.к. думала, что дата его после очной ставки могут отпустить, и он сможет сам их подать. дата или дата он подписал документы, Свидетель №3 их передала в тот же день Свидетель №2, которая поехала дата или дата в Департамент безопасности, где их не приняли, т.к. отсутствовала доверенность. В данном случае это стечение обстоятельств, депутаты Совета народных депутатов адрес, понимая, что это нарушение, учли обстоятельства и приняли в отношении * оспариваемое решение. Заявление на имя адрес о невозможности своевременно представить документы * не мог представить, т.к. полагал, что успеет документы сдать в срок, а также в связи с трудностями подачи заявлений в СИЗО. Полагали, что в отношении * Может быть применена иная мера ответственности, не связанная с прекращением полномочий депутата.
Заинтересованное лицо - Департамент безопасности адрес, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, в представленном суду заявлении представитель просил рассмотреть дело в их отсутствии. В представленном в суд отзыве указали, что с административным исковым заявлением прокурора адрес согласны, просят его удовлетворить, поддерживают требования. В представленных ранее пояснениях по настоящему делу указали, что * в нарушение требований антикоррупционного законодательства не предоставил в установленный срок сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу и двух несовершеннолетних детей. дата* передал через своего представителя в отдел профилактики коррупционных правонарушений Департамента безопасности адрес сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и двух несовершеннолетних детей. Причем сами сведения были распечатаны на бумажном носителе дата в 16 часов 32-36 минут. В связи с окончанием срока для приема сведений о доходах, они были не приняты, все документы возвращены представителю * с письменным указанием причины непринятия и проставлением даты дата. 30,31 марта и дата были рабочими днями, и данные сведения могли быть переданы представителем * как лично, так и путем почтового отправления со штампом почтового отделения не позднее дата. Кроме того, предварительный анализ сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, проведенный при их подаче показал, что практически все указанные сведения данные в отношении лично * не содержат какой-либо информации о появившихся у него в 2021 году новых земельных участках, недвижимого имущества, транспортных средств, счетах в банках и т.д. Справку 2-НДФЛ о доходах за 2021 год работодатель выдал дата, и это единственный документ из всех представленных им, на основании которого заполняются сведения о доходах, имеющий наиболее позднюю дату. Супруга и несовершеннолетние дети * никак не были ограничены в получении информации, необходимой для заполнения своих сведений о доходах (т. 2л.д.26-28, 43).
Выслушав участников судебного разбирательства, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ч.3 ст.62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Судом установлено, что * является депутатом Совета народных депутатов адрес седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № ( т. 1 л.д. 11-14).
Как следует из материалов дела и установлено судом,прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено, что депутатом Совета народных депутатов адрес* в нарушение требований законодательства не представлены адрессведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по дата (т. 1 л.д.15-16).
датаадрес в Совет народных депутатов г. Покров внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержалось требование о досрочном прекращении полномочий депутата * (т. 1 л.д.17-20).
Из материалов дела следует, что на 31 внеочередной сессии Совета народных депутатов г. Покров седьмого созыва дата присутствовали 12 из 15 избранных депутатов (т. 1 л.д.49).
Первым вопросом повестки дня являлось рассмотрение представления прокуратуры Петушинского района (т. 1 л.д. 61).
Согласно протоколу 5 депутатов высказали мнение о том, что не поддерживают представление прокуратуры Петушинского района. Согласно результатам голосования: «за» проголосовало - 0, «против» -10 депутатов, «воздержалось» - 2 депутата (т. 1 л.д. 50-51).
дата Советом народных депутатов адрес принято решение «О рассмотрении представления прокуратуры адрес «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» № от дата, которым представление прокуратуры адрес было отклонено (т. 1 л.д. 21).
Судом установлено, что обжалуемое решение принято в пределах полномочий Совета народных депутатов г. Покров в соответствии с Уставом г. Покров (ст. 27- 29), Регламентом Совета народных депутатов адрес, принятым решением Совета народных депутатов адрес от дата№. (ст. 3 п. 2 ст. 30, ст. 66-68, гл. 12). (т. 1 л.д. 62-194).
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от дата № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8-9 Закона Владимирской области от 10.11.2008 № 181-ОЗ "О противодействии коррупции во Владимирской области" (принят постановлением ЗС Владимирской области от 29.10.2008 № 619) (далее Закон Владимирской области от 10.11.2008 № 181-ОЗ) если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Владимирской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"(ч. 2)
Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, направляются в уполномоченный орган (ч. 3).
адрес таким органом является отдел профилактики коррупционных правонарушений Департамента безопасности адрес.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей представляются депутатами представительных органов местного самоуправления, за исключением депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 2 ч. 5 ст. 8-адрес от дата№-ОЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от дата № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.
Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от дата № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что по состоянию на дата* не представил сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруги, несовершеннолетних детей за 2021 год, что в силу приведенных положений Закона свидетельствует о возможности применения к нему мер ответственности, предусмотренных законом, в виде досрочного прекращения полномочий депутата.
В обосновании своей позиции административный ответчик * и его представитель указывали, что * физически не мог исполнить обязанность по своевременному предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруги, несовершеннолетних детей за 2021 год, поскольку в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и он содержался в СИЗО.
Из материалов дела следует, что в период с дата по дата* содержался под стражей, откуда освобожден в соответствии с апелляционным постановлением Владимирского областного суда от дата по домашний арест на срок 1 месяц 11 суток, т.е. по дата (т. 1 л.д.195).
Установлено, что дата* обратился в Департамент безопасности адрес с ходатайством о восстановлении срока сдачи декларации о доходах (т. 1 л.д. 197).
В данном ходатайстве указано, что дата им была подготовлена декларация о доходах, но в связи с его нахождением в СИЗО-1 адрес с дата по дата, она была передана через его представителя главе адрес* для последующего представления в Департамент безопасности адрес. По неизвестной ему причине декларация не была сдана в срок. Считает эту причину уважительной, т.к. это обстоятельство является обстоятельством непреодолимой силы.
На вышеназванное ходатайство Департамент безопасности адрес указал, что не правомочен принимать решение о продлении срока подачи сведений о доходах, законодательство Российской Федерации не содержит норм права, регламентирующих процедуру продления срока подачи сведений о доходах (т. 1 л.д. 196).
Судом установлено, что справки о доходах и суммах налога физического лица за 2021 год в отношении * датированы дата (т.1 л.д.200).
Доводы * о том, что для подготовки сведений о доходах ему необходимо было лично присутствовать в Банке для получения справок, отклоняются судом и опровергается материалами дела, т.к. * представил суду справку ПАО «Сбербанк» от дата, полученную в онлайн-режиме (т.1 л.д 201-205).
Представленные административным ответчиком сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруги, несовершеннолетних детей за 2021 год имеют дату печати дата, дату подписи - дата (т.1 л.д. 206-250, т. 2 л.д.1-14).
Согласно информации от дата, предоставленной ИВС УМВД России по городу Владимир, * содержался в ИВС УМВД России по городу Владимир дата с 10 ч. 15 мин. До 17 ч. 00 мин. За время содержания в ИВС УМВД России по городу Владимир * посещал следователь СУ СК РФ по адрес, адвокат Свидетель №3 с 13 ч. 55 мин. до 16 ч. 15 мин. (т. 2 л.д. 44-46).
Согласно ответу на запрос заместителя прокурора адрес ФКУ СИЗ-1 УФСИН России по адрес сообщает, что * содержался в указанном учреждении с дата по дата (т. 2 л.д.47).
За указанный период его посещали:
- дата - следователь СУ СК РФ по адрес, адвокат Свидетель №3
-дата - свидание с *, *
- дата - адвокат Свидетель №3
-дата - адвокат Свидетель №3
- дата - адвокат Свидетель №3
-дата - адвокат Свидетель №3
- дата - свидание с *
-дата - адвокат Свидетель №3
- дата - адвокат Свидетель №3
- дата - адвокат Свидетель №3
- дата - свидание с *
- дата - адвокат Свидетель №3
- дата - свидание с *
- дата - адвокат Свидетель №3
дата - адвокат Свидетель №3
- дата - свидание с *
- дата - адвокат Свидетель №3
- дата - свидание с *
Из показаний свидетеля Свидетель №1, следует, что она является депутатом, с * знакома в связи со своей депутатской деятельностью. Пояснила, что * не мог подписать сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, т.к. находился в СИЗО. Свидетель №2 (помощник *) подготовила документы, но к нему до 01 апреля не попала, после того, как она подписала документы (где-то в начале апреля), она ездила в Департамент безопасности адрес, но декларацию не приняли. Свидетель №2 передала ей документы 12-15 апреля для передачи *, она (свидетель) отдала декларацию *, но уже прошел срок ее сдачи. * являясь депутатом, оказывал помощь поликлинике, больнице. Ей (свидетелю) сказали, чтобы не пытались сдать декларацию, * все равно снимут, т.к. он кому-то мешает.
В силу п. 9. ст. 8-адрес от дата№-О лицо, замещающее муниципальную должность, в случае невозможности представления по объективным причинам сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей не позднее срока представления указанных сведений направляет в уполномоченный орган заявление, которое рассматривается в установленном адрес порядке.
Анализируя изложенное, учитывая, что * длительное время являлся депутатом, и ему известна обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруги, несовершеннолетних детей за отчетный год, а также меры ответственности, наступающие при неисполнении вышеназванной обязанности, находясь в СИЗО, он должен был предполагать, что возникнут трудности с подписанием и передачей документов, а, значит, должен был заблаговременно предпринять меры для исполнения своей обязанности, однако этого не сделал.
Кроме того, учитывая все изложенные обстоятельства, * должен был в случае невозможности представления по объективным причинам сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей не позднее срока представления указанных сведений направить в уполномоченный орган заявление, которое рассматривается в установленном адрес порядке.
Однако этого также не сделал, между тем, данная возможность у него имелась, путем подачи заявления через администрацию учреждения, в котором он содержался, почтовым отправлением, передать через адвоката, не дожидаясь последнего дня подачи сведений о доходах.
Доводы административного ответчика о том, что у его помощника не были приняты документы дата, т.к. отсутствовала доверенность, отклоняется судом, поскольку, в данном случае его помощник имела возможность направить документы посредством почтового отправления, но не сделала этого.
Доводы о том, что документы подписаны дата, т.е. позже установленного срока, являются несостоятельными, поскольку сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей подаются не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что дата глава адрес* передал в отдел профилактики коррупционных правонарушений Департамента безопасности адрес сведения * о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги и двух несовершеннолетних детей. В связи с окончанием срока для приема сведений о доходах, они были не приняты, все документы возвращены представителю * с письменным указанием причины непринятия и проставлением даты дата (т. 1 л.д. 28).
Таким образом, судом установлено и не отрицалось сторонами, что сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, своей супруги и двух несовершеннолетних детей * не предоставил.
Учитывая приведенные обстоятельства, принимая во внимание неисполнение * возложенной на него законом обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруги и детей, суд приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика Совета народных депутатов адрес правовых оснований для вынесения решения об отклонении представления прокуратуры адрес, поскольку ответственность за указанное нарушение предусмотрена в форме досрочного прекращения полномочий.
Утверждения представителей административного ответчика Совета народных депутатов адрес о том, что Совет является коллегиальным органом, посчитавший возможным принять оспариваемое решение, суд считает несостоятельными, основываясь на том, что допущенное нарушение * является существенным. При этом Совет народных депутатов адрес, принимая названное решение, фактически нарушил требования закона, поэтому в судебном порядке возможно устранение допущенного нарушения.
При наличии безусловных оснований для прекращения полномочий депутата *, Совет народных депутатов адрес своим решением от дата№ «О рассмотрении представления прокуратуры Петушинского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» № от дата фактически исключил возможность наступления для него предусмотренной законом ответственности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами №273-ФЗ и №131-ФЗ, нарушив права неопределенного круга лиц.
При этом содержащееся в законе указание на наличие у Совета народных депутатов адрес прерогативы по решению вопроса о прекращении полномочий депутата за совершение коррупционного правонарушения не может являться основанием для игнорирования допущенных нарушений, указанных прокуратурой и для непринятия соответствующего решения судом в рамках имеющихся полномочий.
При таких обстоятельствах, решение от дата№ «О рассмотрении представления прокуратуры адрес «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» № от дата является незаконным, а требование прокурора в данной части подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика * и его представителя * о том, что возможно применить более мягкую меру ответственности в виде освобождения депутата, от должности заместителя председателя Совета, отклоняются судом по следующим основаниям.
Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 228-ФЗ внесены изменения в статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", уточняющие ответственность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления за коррупционные правонарушения.
Так, часть 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена положением, согласно которому данным Федеральным законом могут быть установлены случаи, предусматривающие возможность применения в отношении выборного должностного лица иной меры ответственности, отличной от досрочного прекращения полномочий, за несоблюдение ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Дополнение, внесенное в часть 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, наделяет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 данной статьи, фактов нарушения антикоррупционных требований обращаться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд с заявлением не только о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица, но также и о применении в отношении него иной меры ответственности, в случаях, когда возможность применения такой меры предусмотрена данным Федеральным законом.
Случаи, когда в отношении выборного должностного лица могут быть применены иные меры ответственности, отличные от досрочного прекращения полномочий, а также перечень этих мер содержатся в части 7.3-1, которой дополнена статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
К таким случаям относятся случаи представления выборным должностным лицом недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.
В рассматриваемом случае * не соблюдал ограничения, запреты, не исполнил обязанность, установленную Федеральными законами №273-ФЗ и №131-ФЗ, т.е. в нарушение требований законодательства не представил сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2021 года за себя, супругу и несовершеннолетних детей.
Согласно п.п.1, 6 ч.1 ст.7 ФЗ №273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.
В соответствии с ч.4 ст.5 ФЗ №273-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, согласно п.п. «е» п.9 ст. 9 которой она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений является одним из основных принципов противодействия коррупции (п.4 ч.1 ст.3 ФЗ №273-ФЗ).
Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (п.п.1 и 2 ст.1 Федерального закона от дата№ «О прокуратуре Российской Федерации»).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции Российской Федерации). При этом полномочия прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, законодательством об органах местного самоуправления не ограничиваются.
В силу положений, предусмотренных ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц.
Из указанных положений закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным иском о досрочном прекращении полномочий депутата Совета народных депутатов, поскольку требования прокурора, признание незаконным решения Совета народных депутатов адрес, направлены на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования и Российской Федерации, выражающихся в реализации принципа законности, соблюдении действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, равенства всех перед законом, ответственности выборного должностного лица, добросовестного исполнения им своих служебных полномочий, защите конкуренции и предотвращении коррупции.
Следовательно, заявленные прокурором административные исковые требования в силу вышеназванных положений законодательства являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом характера установленных судом нарушений при исполнении депутатом * своих полномочий, а также с учетом обеспечения прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, суд считает разумным установить срок для исполнения требований прокурора - немедленно после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора адрес в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать решение Совета народных депутатов адрес от дата№ «О рассмотрении представления прокуратуры адрес «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» № от дата незаконным.
Прекратить досрочно полномочия депутата Совета народных депутатов адрес* в связи с утратой доверия, немедленно после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд адрес в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение составлено: дата
Судья Петушинского районного суда (подпись) Н.А. Карташова