ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УА-1561/2022 от 12.09.2022 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело Уа-1561/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барсукова М.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании ответа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Барсуков М.А. обратился в суд с указанным административным иском к административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что им в адрес административного ответчика подано заявление о выдаче разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в силу ст. 39.36 ЗК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300. 22 сентября 2021 года в адрес его представителя поступил отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, согласно которому административному истцу отказано в выдаче испрашиваемого разрешения, по следующим основаниям: земельный участок расположен в двух территориальных зонах (Ж-1) и (Р-1); испрашиваемый земельный участок находиться в границах береговой полосы 20 м. по проекту «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Енисей, Кача, Бугач, Базаиха в границах города Красноярска и его окрестностях»; единственный способ проезда к земельному участку с кадастровым номером 24:50:0700102:267; препятствие неограниченного круга лиц к земельному участку, на территории которого испрашивается разрешение на размещение объекта. С указанными доводами административного ответчика не согласен, считает, что данный отказ подлежит признанию незаконным по следующим основаниям. Довод о расположении земельного участка в двух территориальных зонах (Ж-1) и (Р-1) никак не соотноситься с поданным им заявлением в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, поскольку, выдача разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется без предоставления земельных участков и/или установления сервитута, публичного сервитута. Административный ответчик в своем отказе отмечает, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух зонах, однако, им вообще не испрашивается земельный участок. Пунктом 9 Постановления Правительства Красноярского края «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» установлено три основания для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения, а именно: размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе; земельный участок, необходимый для размещения объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу. Пунктом 4 установлено, что условиями размещения объектов являются: соответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования; соответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300. Вместе с тем, он испрашивал выдачу разрешения на размещение объектов на территории общего пользования, в испрашиваемом к размещению месте отсутствуют земельные участки, поставленные на кадастровый учет и предоставленные иным лицам. Довод административного ответчика о том, что выдача испрашиваемого разрешения на размещение повлечет возникновение препятствий неограниченного круга лиц к земельному участку, на территории которого испрашивается разрешение на размещение объекта полностью противоречит всей сути выдачи такого разрешения, поскольку, испрашиваемое разрешение на размещение, предоставляется без предоставления земельного участка или установления сервитута, то какое-либо право у получателя такого разрешения на распоряжение земельным участком, равно как ограничение доступа на территорию такого участка, попросту не может появиться. Правообладателем участка, на котором осуществляется размещение объектов так и останется муниципальное образование город Красноярск. Равно поэтому же основанию, довод административного ответчика о том, что выдача испрашиваемого разрешения повлечет невозможность осуществления доступа к земельному участку с кадастровым номером 24:50:0700102:267 не основан на законе и фактических обстоятельствах дела. Нахождение земельного участка, разрешение на размещение объектов на котором испрашивается, в границах береговой полосы не может являться основанием для отказа в выдаче такого разрешения. Административный ответчик в своем отказе не сослался не на один пункт градостроительных регламентов, в силу которых размещение объектов запрещено или ограниченно, напротив, статьей 39.8 ЗК РФ не запрещено передавать в аренду земельный участок, расположенный в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а лишь определяются условие, при которых аренда такого участка становится возможной. Так, по аналогии закона и простой формальной логике, можно прийти к выводу о том, что размещение объектов благоустройства территории в границах береговой полосы не может быть запрещено законом, и как следствие, не может быть основание для отказа в выдаче такого разрешения. Более того, пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300 установлено, что в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов входят нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Считает, что административный ответчик фактически отказывает ему в предоставлении земельного участка, который ни на каком виде права у административного ответчика и не испрашивался. Просит признать незаконным ответ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 22 сентября 2021 года № Б-14869 об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта; обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выдать разрешение на размещение объекта в соответствии с его заявлением от 08 сентября 2021 года № Б-14869.

Административный истец Барсуков М.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не заявлял.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Драниченко А.А., действующая на основании доверенности, в удовлетворении административных исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указала, что постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которым к таким объектам относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 года № 677-п утвержден порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Распоряжением администрации города от 17.10.2017 года № 297-р утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Постановлением № 1300. Действия Регламента распространяются на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми, в соответствии с федеральным законодательством, возложены на органы местного самоуправления, за исключением размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также земельных участков, которые предоставлены физическому или юридическому лицу. Сведения, которые указываются в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта, а также документы, которые прилагаются к заявлению, установлены Регламентом. В соответствии с пунктом 14 Регламента решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объектов принимается в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 11, 12 Регламента, а также в случае несоответствия размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования. Исходя из анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, основным документом территориального планирования является генеральный план, который является приоритетным документом, определяющим направления развития территорий. Из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. Таким образом, правила землепользования и застройки в рамках установленных генеральным планом функциональных зон выделяют территориальные зоны и действующие в рамках каждой из них правила застройки, в том числе устанавливаются ограничения и требованиях к характеристикам объектов капитального строительства. На территории города Красноярска документами территориального планирования, градостроительного зонирования являются Генеральный план, утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015г. № 7-107, Правила землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденные Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, проекты планировки территории. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, для которой постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 № 833, утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск и расположен, на территории общего пользования в границах коридоров красных линий, прилегающей к улично-дорожной сети. В соответствии с Правилами, испрашиваемый участок расположен в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), а также в рекреационной лесопарковой зоне (Р-1). Рекреационная лесопарковая зона (Р-1) предназначена для удовлетворения потребностей в отдыхе неограниченного круга лиц. Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования - территориям, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары. Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положений статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым. В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и положений статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу. Данный правовой подход подлежит применению и в случае использования земельных участков, находящихся в публичной собственности, без их предоставления и установления сервитута. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в границах береговой полосы 20 м. по проекту «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Енисей, Кача, Бугач, Базаиха в границах города Красноярска и его окрестностях». Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Кроме того, согласно заключению по состоянию земельного участка от 21.09.2021 года по испрашиваемой территории проходит единственный проезд и осуществляется доступ к земельному участку с кадастровым номером 24:50:0700102:267, в отношении которого зарегистрировано право собственности физического лица. Таким образом, размещение объекта на испрашиваемом земельном участке ограничит беспрепятственный доступ к территории общего пользования неограниченного круга лиц, а также к земельному участку, находящемуся в частной собственности. Считают отказ департамента законным и обоснованным, ввиду чего в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Заинтересованное лицо Золотухин М.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомил, предоставил право представлять свои интересы по доверенности Евграшкину А.В..

Представитель заинтересованного лица Золотухина М.А. Евграшкин А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому указал, что фактически административный истец просит предоставить часть земельного участка «общего пользования», а в соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 ГК РФ, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и положений статьи 262 ГК РФ, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу. Данный правовой подход подлежит применению и в случае использования земельных участков, находящихся в публичной собственности, без их предоставления и установления сервитута. Сам факт размещения нестационарных объектов на испрашиваемом земельном участке напрямую будет ограничивать возможность его общего пользования неограниченным кругом лиц, и противоречить ч.6 ст. 6 Водного кодекса РФ. При этом, предоставление права на земельный участок, расположенный в пределах территории общего пользования, возможно только для размещения объектов, допустимых к размещению в рамках территорий общего пользования в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования г. Красноярск. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в границах береговой полосы 20 метров, которая в силу закона предназначена для общего пользование. Таким образом, предоставление права на земельный участок, расположенный в пределах территории общего пользования, возможно только для размещения объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования г. Красноярск. Кроме того, административный истец не обосновал, необходимость предоставления земельного участка в части преграждения или ограничения подъездного пути общего пользования, который сопряжен с земельным участком, принадлежащим Золотухину М.А. с кадастровым номером 24:50:0700102:267. Считают, что отказ ДМИЗО администрации г. Красноярска, является законным и обоснованным, а административный иск Барсукова М.А. не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Пунктами 1,3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.

Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 № 677-п утверждены порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены Постановлением № 1300.

Согласно п. 9 вышеуказанного Постановления, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка (условиями размещения объектов являются: соответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования; соответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300); заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе; земельный участок, необходимый для размещения объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу.

Распоряжением администрации города от 17.10.2017 года № 297-р утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Постановлением № 1300.

Действия Регламента распространяются на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми, в соответствии с федеральным законодательством, возложены на органы местного самоуправления, за исключением размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также земельных участков, которые предоставлены физическому или юридическому лицу.

Сведения, которые указываются в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта, а также документы, которые прилагаются к заявлению, установлены Регламентом.

В соответствии с пунктом 14 Регламента решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объектов принимается в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 11, 12 Регламента, а также в случае несоответствия размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования.

Судом установлено, что Барсукову М.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 978 кв.м., с кадастровым номером: 24:50:0700102:269, расположенный по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, южнее земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0700102:266, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код. – 2.1) (л.д. 51-52).

08 сентября 2021 года Барсуков М.А. обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе, на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство, без предоставления земельного участка и без установления сервитута в соответствии с прилагаемой схемой, кадастровый номер квартала 24:50:0700102 на срок 11 лет. Вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования (код – 12.0).

22 сентября 2021 года административному истцу предоставлен ответ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, согласно которому в выдаче разрешения на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе, на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на участке площадью 917 кв.м., расположенном по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская, в границах кадастрового квартала 24:50:0700102, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 сроком на 11 лет, административному истцу отказано, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, для которой постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 года № 833 (в редакции постановления администрации города Красноярска от 19.06.2018 года № 398) утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск и расположен на территории общего пользования в границах коридоров красных линий, прилегающей к улично-дорожной сети. В соответствии с Правилами, испрашиваемый участок расположен в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), а также в рекреационной лесопарковой зоне (Р-1). Рекреационная лесопарковая зона (Р-1) предназначена для удовлетворения потребностей в отдыхе неограниченного круга лиц. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах береговой полосы 20 м. по проекту «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Енисей, Кача, Бугач, Базаиха в границах города Красноярска и его окрестностях». Согласно заключению по состоянию земельного участка от 21.09.2021 года по испрашиваемой территории проходит единственный проезд и осуществляется доступ к земельному участку с кадастровым номером 24:50:0700102:267, в отношении которого зарегистрировано право собственности физического лица. Таким образом, размещение объекта на испрашиваемом земельном участке ограничит беспрепятственный доступ к территории общего пользования неограниченного круга лиц, а также к земельному участку, находящемуся в частной собственности.

Разрешая административные исковые требования Барсукова М.А., суд исходит из того, что согласно заключению по состоянию земельного участка от 21 сентября 2021 года Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, фотографий, ситуационного плана (л.д. 79-82) участок не огорожен, является прибрежной полосой реки Базаихи, подъезд автономный, на часть участка доступ осуществляется через участок 24:50:0700102:269, по участку проходит единственный проезд и осуществляется доступ на участки с кадастровыми номерами 24:50:0700102:267, 24:50:0700102:269, имеется древесно-кустарниковая растительность.

Земельный участки с кадастровыми номерами: 24:50:0700102:267, 24:50:0700102:267 принадлежат на праве собственности Золотухину М.А. (л.д. 73-78).

На территории города Красноярска документами территориального планирования, градостроительного зонирования являются Генеральный план, утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015г. № 7-107, Правила землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденные Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, проекты планировки территории.

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования - территориям, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.

Согласно пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положений статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым.

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, для которой постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 № 833, утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования в границах коридоров красных линий, прилегающей к улично-дорожной сети, в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), а также в рекреационной лесопарковой зоне (Р-1), в границах береговой полосы 20 м. по проекту «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Енисей, Кача, Бугач, Базаиха в границах города Красноярска и его окрестностях».

Рекреационная лесопарковая зона (Р-1) предназначена для удовлетворения потребностей в отдыхе неограниченного круга лиц.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Таким образом, в связи с тем, что размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов на испрашиваемом земельном участке ограничит беспрепятственный доступ к территории общего пользования неограниченного круга лиц, а также к земельному участку, находящемуся в собственности Золотухина М.А., суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Барсуковым М.А. отказ административного ответчика соответствует требованиям законодательства, принят в установленном порядке, поскольку размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка и условий размещения объекта, в частности не соответствует утвержденным документам территориального планирования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Барсукова М.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании ответа незаконным, возложении обязанности в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Барсукова М.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании ответа незаконным, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2022г.