ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УА-5770/2021 от 20.10.2021 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело Уа-5770/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заплатина А.С. к администрации Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, муниципальному образованию город-курорт Сочи о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заплатин А.С. обратился в суд с указанным административным иском, с учетом уточнений, мотивируя требования тем, что 12 марта 2021 года администрацией Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края издано распоряжение 65-р «О предоставлении Заплатину А.С. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером Х Сочи. Он считает п. 2.1. указанного распоряжения противоречащим закону и нарушающим его права, так, пунктом 2.1 распоряжения указано – расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для строительства, заключенный по результатам аукциона от 18 августа 2020 года № 4910002778 с Заплатиным А.С.. В пункте 7 распоряжения указано, что распоряжение вступает в силу со дня его подписания, следовательно, поскольку в п. 2.1. нет указания с какого времени считать расторгнутым договор аренды от 18.08.2020г., днем расторжения, согласно данного пункта следует считать с 12.03.2021 года, с чем Заплатин А.С. категорически не согласен, поскольку это отразилось на увеличении арендной платы. Договор аренды фактически расторгнут 27 октября 2020 года. Поскольку данным распоряжением уже расторгнут договор аренды, он. в ином порядке не может привести свои доводы и обоснование без его отмены. Более того, исходя из указанного распоряжения, согласно акту сверки на 17 мая 2021 года ему определена задолженность в сумме 3 262 049 рублей, тогда как в соответствии с законом на 17 мая 2021года имеется переплата в сумме 548 350 рублей. 27 октября 2020 года он подал заявление на предоставление муниципальной услуги на приобретение земельного участка в собственность, без проведения торгов, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:04102039:1123 по схеме уч. Х Сочи, площадью 810 кв.м., в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, под принадлежащим ему объектом недвижимости, право на которое зарегистрировано 20.10.2020 года. Вместе с тем,. согласно ответа от 02.11.2020года, администрация не выполнила обязанность по рассмотрению в установленные сроки заявления о выкупе и по формальным основаниям отказала в предоставлении услуги, договор купли-продажи не направила, в связи с чем, он повторно обратился с заявлениями 6 ноября 202 года, 12 ноября 220 года, 22 января 2021 года, был получен второй ответ, предоставленный с нарушением сроков рассмотрения заявления об отказе в предоставлении земельного участка за плату, основания для отказа надуманные, не соответствующие закону. О своем решении воспользоваться правом на выкуп Заплатин А.С. заявил 27 октября 2020 года, после чего, в рамках, изложенных в заявлении, администрация приняла решение о заключении договора купли-продажи, из этого следует, что датой решения права на выкуп следует считать 27 октября 2020 года, днем расторжения договора аренды следует считать 10 декабря 2020 года – установленный срок для рассмотрения заявления. Применительно к расторжению договора аренды от 18 августа 2020 года, срок и размер окончательной оплаты должен содержаться в пункте распоряжения о расторжении, так как заявление о предоставлении земельного участка Заплатин А.С. подал 27 октября 2020 года, при равных условиях участок был предоставлен, но позднее установленного тридцатидневного срока. С учетом уточнений, просит признать не соответствующим закону пункт 2.1, пункт 7 распоряжения 65-р от 12 марта 2021 года администрации Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «О предоставлении Заплатину А.С. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402039:1123 Х Сочи; обязать пункт 2.1 распоряжения от 12 марта 2021 года № 65-р изложить в следующей редакции: расторгнуть договор аренды земельного участка, заключенного с Заплатиным А.С. по результатам аукциона от 18 августа 2020 года № 4910002778 – с 10 декабря 220 года; арендную плату по договору аренды с 18 августа 2020 года по 20 октября 2020 года определить согласно пункту договора аренды п.п. 3.2., 3.3.; с 20 октября 2020 года до регистрации права собственности за спорный земельный участок 22 апреля 2021 года определить арендную плату по условиям договора купли-продажи земельного участка от 19 марта 2021 года согласно п. 5 приложения № 1 к Договору № 25 от 19 марта 2021 года, заключенному между сторонами.

В судебное заседание не явился административный истец Заплатин А.С., о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомил, предоставил право представлять свои интересы по доверенности Сидоровой Л.А..

Представитель административного истца Заплатина А.С. Сидорова Л.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, по основаниям, в нем изложенным.

Представитель административного ответчика Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, предоставили отзыв на административное исковое заявление, согласно которому указали, что в администрацию Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края поступили на рассмотрение заявления Заплатина А.С. от 10.11.2020 года № 10112020-22973891-23-1928, от 18.01.2021 года № 18012021-23161722-23-1927, от 18.02.2021 года № 18022021-23252460-23-1927 на предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 810 кв.м., с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123 по схеме участок 11 в селе Верхневеселое в Адлеровском районе города Сочи. С учетом акта осмотра земельного участка от 25.02.2021 года с информацией о наличие одноэтажного жилого дома на испрашиваемом земельном участке, администрацией издано распоряжение от 12 марта 2021 года № 65-р «О предоставлении Заплатину А.С. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123 по схеме участок 11 в селе Верхневеселое в Адлеровском районе города Сочи. Согласно информации департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город – курорт Сочи Краснодарского края от 31.03.2021 года № 4837/02.01-45, муниципальная услуга «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении Заплатина АП.С. исполнена. Однако административный истец просит суд признать договор аренды земельного участка № 491002778 от 118 августа 2020 года прекратившим действие с 27.10.2020 года, а также произвести окончательный расчет за период с 18.08.2020 года по 27.10.2020 года. Данные требования не основаны на нормах действующего законодательства и не подлежат удовлетворению, поскольку прекращение правоотношений между муниципалитетом и Заплатиным А.С. по вопросу аренды земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123, было вызвано заключением договора купли-продажи указанного земельного участка, то соответственно, прекращение договора аренды № 4910002778 связано с моментом регистрации договора купли-продажи. Таким образом, оснований считать договор аренды № 4910002778 прекратившим свое действие с 27.10.2020 года не имеется, так как 27.10.2020 года никаких регистрационных действий, связанных с переходом прав в отношении спорного земельного участка не производилось. Кроме того, согласно п. 3 ст. 609, ст. 624 ГК РФ арендованное имущество может быть выкуплено арендатором. Обязанность по внесению арендной платы прекращается с момента перехода пава собственности в отношении объекта недвижимого имущества. Таким образом, окончательный расчет по арендной плате принято считать с 18.08.2020 года по 22.04.2021 года, то есть до дня регистрации договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель административного ответчика муниципального образования город-курорт Сочи в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 поименованного Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно ч. 1, 2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.ч. 2-7 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Судом установлено, что 18 августа 2020 года между Муниципальным образованием город-курорт Сочи и Заплатиным А.С. был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для строительства, заключенный по результатам аукциона № 4910002778, согласно которому арендодатель передал за плату во временное владение и пользование, а арендатор принял на условиях настоящего договора земельный участок из земель (категория земель) земли населенных пунктов с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123, площадью 810 кв.м., расположенный по адресу: Х, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Срок действия настоящего договора установлен до 18 августа 2040 года. Головной размер арендной платы определен по результатам аукциона.

Согласно п. 9.2 договора, настоящий договор может быть расторгнут досрочно, по соглашению сторон.

20 октября 2020 года на кадастровый учет поставлен жилой дом, расположенный по адресу: Х, который зарегистрирован на праве собственности за Заплатиным А.С..

В связи с чем, 27 октября 2020 года Заплатин А.С. обратился с заявлением в Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов, в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123, площадью 810 кв.м., расположенный по адресу: Х

На указанное обращение Заплатину А.С. административным ответчиком предоставлен ответ, которым на основании п. 32 административного регламента администрации Адлерского внутригородского района города Сочи возвращены документы о предоставлении земельного участка, в связи с тем, что представленная доверенность не уполномочивает Лебедева А.В. подавать заявление от имени Заплатина А.С. на предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении испрашиваемого земельного участка.

03 ноября 2020 года Заплатин А.С. обратился с заявлением в Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов, в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123, площадью 810 кв.м., расположенный по адресу: Х

В ответ на которое от 09.11.2020 года Заплатину А.С. возвращены документы на основании п. 32 административного регламента администрации Адлерского внутригородского района города Сочи возвращены документы о предоставлении земельного участка.

Также в ответ на заявление Заплатина А.С. от 10.11.2020 года, 04 декабря 220 года последнему отказано в предоставлении муниципальной услуги в отношении земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123, площадью 810 кв.м., расположенный по адресу: Х равно как отказано в предоставлении ему земельного участка по заявлению от 18.01.2021 года, отказ оформлен письмом от 22.01.2021 года.

При этом, в установленном законодательством порядке стороной административного истца указанные решения административного ответчика об отказе в предоставлении земельного участка не обжалованы.

18 февраля 2021 года Заплатин А.С. обратился с заявлением в Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов, в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123, площадью 810 кв.м., расположенный по адресу: Х

По результатам рассмотрения которого, с учетом акта осмотра земельного участка, администрацией Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края издано распоряжение от 12 марта 2021 года № 65-р «О предоставлении Заплатину А.С. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123 по схеме участок 11 в селе Верхневеселое в Адлеровском районе города Сочи», согласно п. 2.1 которого указано – расторгнуть договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для строительства, заключенный по результатам аукциона от 118 августа 2020 года № 4910002778. Согласно п. 7 указанного распоряжения – настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

На основании указанного распоряжения, между Муниципальным образованием городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и Заплатиным 19 марта 2021 года заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123 по схеме участок Х Сочи.

Таким образом, прекращение между сторонами правоотношений по договору аренды земельного участка с кадастровым номером: 23:49:0402039:1123, связано с предоставлением земельного участка в собственность административного истца и заключением договора купли-продажи указанного земельного участка, в связи с чем, суд не усматривает оснований для внесения изменений в пункт 2.1 оспариваемой части распоряжения.

При таких обстоятельствах, разрешая административные исковые требований Заплатина А.С., суд не усматривает оснований для их удовлетворения, поскольку оспариваемое в части распоряжение принято администрации Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в соответствии с требованиями земельного законодательства, в пределах своей компетенции, является законным и обоснованным, нарушений прав административного истца оспариваемым распоряжением не допущено.

При этом, согласно п. 3 ст. 609, ст. 624 ГК РФ арендованное имущество может быть выкуплено арендатором. Обязанность по внесению арендной платы прекращается с момента перехода пава собственности в отношении объекта недвижимого имущества.

Более того, как следует из оспариваемого в части распоряжения, размер арендной платы распоряжением не определялся, правоотношения сторон в части арендной платы регулируются договором аренды, заключенным между сторонами, оснований для внесения изменений в распоряжение в части установления арендной платы не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в полном объеме в удовлетворении административных исковых требований Заплатина А.С. к администрации Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, муниципальному образованию город-курорт Сочи о признании распоряжения в части незаконным, возложении обязанности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Заплатина А.С. к администрации Адлеровского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, муниципальному образованию город-курорт Сочи о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2021г.