Дело Уа-7034/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Андреасян К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальному отделу по Октябрьскому району Главного управления образования администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о признании ответа на обращение незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1, в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратился в суд с указанным административным иском к административным ответчикам территориальному отделу по Октябрьскому району Главного управления образования администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что его дочь состоит на учете по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении Октябрьского района г. Красноярска (общеразвивающая группа) с августа 2019 года (уникальный идентификатор заявления 240034172169). До настоящего времени место в соответствующем учреждении ей не предоставлено. В ответ на его заявление от 08 апреля 2021 года, ответчиком было отказано в предоставлении ФИО2 места в дошкольном образовательном учреждении по причине очередности предоставления мест. Считает отказ незаконным и нарушающим конституционные права его ребенка, поскольку всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования, принадлежащее ребенку право на образование не может быть поставлено в зависимость от прав других детей. Действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Просит признать незаконным отказ территориального отдела Главного управления образования администрации г.Красноярска по Октябрьскому району в предоставлении ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, места в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Октябрьского района г. Красноярска, изложенный в письме от 22.04.2021 года № 161, обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и предоставить ФИО200.00.0000 года года рождения, место в группе полного дня в одном из следующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений: МБОУ СШ №133 «Детский сад» (<...>); МБДОУ № 305 (<...>) МБДОУ № 4 (<...>); МБДОУ № 312 (<...>).
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Главного управления образования администрации г. Красноярска ФИО3, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, дал пояснения согласно представленным возражениям, указав, что 09 августа 2019 года, ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, поставлена на учёт для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения общеразвивающей направленности в Октябрьском районе. Документы, подтверждающие льготное право на предоставление места в МДОУ ребенку истца во внеочередном, первоочередном, преимущественном порядке не предоставлены. На 2021-2022 учебный год ребёнок относится к возрастной группе от 1,5-х до 3 лет. По состоянию на 25 августа 2020 года по данным автоматизированной информационной системы «Прием заявлений в учреждения дошкольного образования», ребенок истца, состоит в очереди за № 474. До получения места в группе, функционирующей в режиме полного дня, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, истец может воспользоваться одним их следующих альтернативных вариантов в части предоставления своему ребенку, как дошкольного образования, так и услуги по присмотру и уходу; получение направления в группу кратковременного пребывания в муниципальное дошкольное учреждение, в котором ребенку будет организовано предоставление гарантированного государством права на доступность бесплатного дошкольного образования; получение дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты за присмотр и уход родителям детей в возрасте от 3 до 5 лет в размере 6 000 рублей на основании Решений Красноярского городского Совета депутатов от 20.11.2007 № В-357 «О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан», от 09.06.2015 № 8-112 «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты отдельной категории граждан»; рассмотреть вопрос трудоустройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на полный день и получить право определения своего ребенка в детский сад в первоочередном порядке в соответствии с льготой, предусмотренной п. 2.2. Постановлением № 304. Предоставление ребенку истца в группе полного дня дошкольного учреждения вне очереди, явилось бы нарушением конституционных прав других граждан, состоящих в очереди, так как согласно статье 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, главным управлением образования обеспечивается комплектование подведомственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере образования и правовых актов города, со стороны главного управления не отказано в реализации права ребенка истца на дошкольное образование, каких-либо препятствий на осуществление его прав не создано, при наличии свободного места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории района города, который является местом жительства и регистрации ребенка истца, с соблюдением порядка очередности место ребенку истца будет предоставлено.
Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, представили суду возражения на исковое заявление, согласно которым просили в удовлетворении административных исковых требований отказать, указав, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, надлежащим ответчиком является Главное управление образования администрации города Красноярска. Также указали, что бездействие со стороны администрации г.Красноярска и уполномоченных органов отсутствует. Предоставление ребенку истца – несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в группе полного дня дошкольного учреждения вне очереди, явилось бы нарушением конституционных прав других граждан, состоящих в очереди. Несовершеннолетняя ФИО2 поставлена на учет для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающей направленности в Октябрьском районе 09 августа 2019 года. Документы подтверждающие льготное право на предоставление места в МДОУ ребенку истца во внеочередном или первоочередном порядке не представлены. На 2020-2021 учебный год ребенок относится к возрастной группе от 1,5 до 3-х лет, номер очереди – 474. До получения места в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении истец может воспользоваться альтернативными вариантами в части предоставления ребенку дошкольного образования или услуги по присмотру и уходу. Считают, что отказ в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении является законным, обоснованным, действующему законодательству не противоречит. Комплектование детей в МДОУ осуществляется в порядке очередности, все дети равны при комплектовании, поэтому предоставление места ФИО2 в детском саду вне очереди (при отсутствие права на внеочередное предоставление) повлечет нарушение прав других детей, состоящих в очереди перед ребенком истца. Родителям ребенка, предлагались альтернативные варианты для реализации права ребенка на получение дошкольного образования. Просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель административного ответчика территориального отдела по Октябрьскому району Главного управления образования администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждения, всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования, принадлежащее ребенку право на образование не может быть поставлено в зависимость от прав других детей.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного закона).
В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Кроме того, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 года N 18-П доступность образования предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Судом установлено, что несовершеннолетняя ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, 09 августа 2019 года поставлена на учет для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающей направленности в Октябрьском районе. Документы, подтверждающие льготное право на предоставление места в МДОУ ребенку истца во внеочередном, первоочередном, преимущественном порядке не представлены. На 2020-2021 учебный год ребенок относится к возрастной группе от 1,5 до 3 лет. По состоянию на 25 августа 2021 года ФИО2 состоит в очереди за № 474.
08 апреля 2021 года ФИО1, являющийся отцом ФИО2, обратился в Территориальный отдел по Октябрьскому району Главного управления образования администрации Х с заявлением об обеспечении его ребенка ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, местом в группе полного дня в МДОУ на территории Октябрьского района г.Красноярска.
В ответ на его обращение, 22 апреля 2021 года Территориальный отдел Главного управления образования администрации города по Октябрьскому району города Красноярска, указал, что ФИО2, 00.00.0000 года года рождения состоит на учете по предоставлению места в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Октябрьского района в возрастной категории от 1,5 до 3 лет от 09.08.2019 года. Текущий номер очереди на 21.04.2021 года – 1524. Комплектование МБДОУ в 2021 году проходит в период с 01 апреля по 01 сентября. Доукомплектование учреждений в остальное время проводится при наличии свободных мест. Предложена возможность рассмотреть посещение его дочерью группы кратковременного пребывания; посещение его дочерью частного дошкольного учреждения, заключившего контракт с МБДОУ на оказание муниципальной услуги по присмотру и уходу.
Вместе с тем, из вышеуказанных норм права следует, что закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
В связи с указанным, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ФИО2 местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, при этом, административным ответчиком не предоставлено такое место ребенку истца, что свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование.
Предложенные альтернативные варианты не свидетельствуют о возможности реализации указанного права.
В связи с чем, суд полагает административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным ответа № 161 от 22 апреля 2021 года территориального отдела по Х Главного управления образования администрации Х об отказе в предоставлении ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Х обоснованны и подлежат удовлетворению.
В качестве восстановительной меры, полагает необходимым возложить на Главное управление образования администрации Х обязанность предоставить ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 к территориальному отделу по Октябрьскому району Главного управления образования администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о признании ответа незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным ответ № 161 от 22 апреля 2021 года территориального отдела по Октябрьскому району Главного управления образования администрации г. Красноярска об отказе в предоставлении ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, места в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность предоставить ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Судья (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко
Мотивированное решение изготовлено 03.09.2021г.