Дело Уа-797/2019
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 17 января 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при секретаре Ильиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску А1 к Территориальному отделу агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
установил:
Кистер Е.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением и просит признать незаконным отказ изменить запись о заключении брака № 57 от 27.01.2018, составленную Территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска в отношении Мурашкина С.С. и Кистер Е.А., дополнив национальность супруги – «немка»; признать незаконным отказ Территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска изменить запись о перемене имени № 275 от 20.12.2014, составленную Территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Советскому району г. Красноярска в отношении Набойченко (после перемены – Кистер) Е.А., дополнив национальность заявителя – «немка»; возложить на Территориальный отдел агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска обязанность изменить запись о заключении брака № 57 от 27.01.2018, составленную Территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска в отношении Мурашкина С.С. и Кистер Е.А., дополнив национальность супруги – «немка», изменить запись о перемене имени № 275 от 20.12.2014, составленную Территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Советскому району г. Красноярска в отношении Набойченко (после перемены – Кистер) Е.А., дополнив национальность заявителя – «немка», выдать новые свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Требования мотивирует тем, что определение своей национальной принадлежности является неотъемлемым правом каждого, закрепленным в Конституции РФ (статья 26), реализацию которого административный истец осуществил посредством обращения в территориальный отдел агентства ЗАГС Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска с заявлением о внесении сведений о национальности «немец» в свидетельство о заключении брака и свидетельство о перемене имени.
Административный истец Кистер Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края – руководитель Территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска Акишина Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против удовлетворения.
Заинтересованное лицо Территориальный отдел агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Советскому району г. Красноярска в судебное заседание представителя не направили, извещены надлежащим образом.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца и его представителя, извещенных надлежащим образом.
Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 69 ФЗ РФ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является: запись акта об усыновлении; запись акта об установлении отцовства; запись акта о перемене имени; решение суда; решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка; заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении; заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями); заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных ст. 70 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 70 ФЗ «Об актах гражданского состояния» заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом записи актов гражданского состояния в случае, если:
в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки;
запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных законами субъектов Российской Федерации;
представлен документ об изменении пола, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно ч. 2 ст. 73 ФЗ РФ "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. на основании исправленной или измененной записи акта гражданского состояния заявителю выдается новое свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ФЗ РФ "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. в запись акта о заключении брака вносятся сведения о национальности по желанию лиц, заключивших брак.
Судом установлено, не оспорено лицами, участвующими в деле, что при подаче заявления о перемене имени и заявления о заключении брака Кистер Е.А. волеизъявления о заполнении сведений о своей национальной принадлежности не выразила (в заявлениях отсутствует указание национальности), в связи с чем при составлении актовой записи о заключении брака № 57 от 27.01.2018 и актовой записи о перемене имени № 275 от 20.12.2014 в отношении Кистер Е.А. графа национальность осталась незаполненной, с чем административный истец была ознакомлена при регистрации брака и перемене имени, поставив свою подпись в актовых записях.
Обстоятельства незаполнения граф национальность в заявлениях о заключении брака и перемене имени Кистер Е.А. суду не представлено.
Таким образом, актовые записи о заключении брака № 57 от 27.01.2018 и о перемене имени № 275 от 20.12.2014 в отношении Кистер Е.А. были составлена в точном соответствии со сведениями, указанными в заявлении и в соответствии с документом, удостоверяющим её личность.
Отсутствие в заявлениях о заключении брака и перемене имени сведений о национальности административного истца и невключение данных сведений в актовые записи является законным и не свидетельствует о неполноте сведений актовых записей о заключении брака и перемене имени.
Суд не усматривает оснований для вывода о неправильности записей о национальности административного истца в актовых записях о заключении брака и перемене имени, равно как и в свидетельствах о заключении брака и перемене имени с учетом того, что действующим законодательством не предусмотрено изменение записей акта гражданского состояния о заключении брака и перемене имени по усмотрению заинтересованного лица.
Так, статья 71 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусматривает, что одновременно с подачей заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должны быть представлены, среди прочего, документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния (абзац пятый пункта 2).
Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства (пункт 1 статьи 6 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").
Конституционный Суд РФ в определении от 24 сентября 2013 года № 1325-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А2 на нарушение его конституционных прав статьей 71 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» указал, что оспариваемое законоположение (ст. 71 ФЗ) в системной взаимосвязи с нормами статьи 69 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", предусматривающей основания для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, направлено на обеспечение указанных в пункте 1 статьи 6 данного Федерального закона целей, не предполагает произвольного применения и потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Заявление Кистер Е.А. о внесении сведений о национальной принадлежности в записи актов гражданского состояния основано на личном волеизъявлении заявителя, не подкрепленном основаниями, предусмотренными в ст. 70 ФЗ «Об актах гражданского состояния», для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.
Доводы административного истца о нарушении органом, чье решение оспаривается, конституционного права на определение национальной принадлежности судом признаны необоснованными по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 октября 2014 года № 2334-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А3 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 60 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и пунктом 1 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации» указал, что Нордин С.К. воспользовался своим правом уточнять и изменять свою национальность при регистрации перемены имени на основании оспариваемых законоположений. Кроме того, эти положения не регулируют основания и порядок внесения исправлений (изменений), касающихся указания национальности, в повторное свидетельство о перемене имени.
Положения Конституции Российской Федерации, ее статьи 2, 4 (часть 2), 15 (части 1, 2 и 4), 17 (часть 2), 18, 19 (часть 2), 26 (часть 1) и 55 гарантируют Кистер Е.А. право указывать свою национальную принадлежность.
Согласно статье 6 Федерального закона государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Федеральным законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния (пункты 2 и 3).
Данный Федеральный закон предусматривает внесение сведений о национальности, которая указывается по желанию заявителя, в содержание записи акта гражданского состояния, в частности о заключении брака.
Свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния выдаются на основании записей, к содержанию каждой из которых Федеральным законом устанавливаются конкретные требования, в том числе предусматривающие для лица правовую возможность определять или не определять, указывать или не указывать свою национальную принадлежность в виде включения сведений о национальности в качестве элемента этой записи. При этом федеральный законодатель закрепляет правило, согласно которому сведения, подлежащие указанию в свидетельстве, должны соответствовать сведениям, содержащимся в записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается документ, что означает отражение в свидетельстве данных, которые зафиксированы в записи на момент ее составления с учетом исправлений и изменений. Данное правило распространяется и на включенные в содержание записи в качестве ее элемента сведения о национальности, если они имеются в этой записи акта гражданского состояния.
Предусмотренных законом оснований для внесения изменений либо исправлений в записи актов гражданского состояния о заключении брака № 57 от 27.01.2018 и о перемене имени № 275 от 20.12.2014 в части дополнения сведений о национальности заявителя «немец» в отношении Кситер Е.А. в судебном заседании не установлено, в связи с чем в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска об отказе во внесении исправлений в актовые записи о заключении брака № 57 от 27.01.2018 и о перемене имени № 275 от 20.12.2014 в части дополнения сведений о национальности административного истца «немец», возложении обязанности внести исправления в записи актов гражданского состояния и выдать новые свидетельства о заключении брака и перемене имени, суд находит необходимым отказать.
Доводы административного истца о том, что орган ЗАГС обязан указывать национальность в повторном свидетельстве о заключении брака и в свидетельстве о перемене имени согласно её (Кистер Е.А.) волеизъявлению на момент выдачи этих свидетельств, равно как внести изменения в сведения, которые содержатся в актовых записях, являются необоснованными. Перечень сведений, которые подлежат внесению в свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, определен Федеральным законом конкретно для каждого документа, и в силу взаимосвязанных положений ст.ст. 29 и 30 этого закона национальность лица, заключившего брак, изменившего имя, вносится в свидетельство согласно данным, зафиксированным в записи акта о заключении брака, о перемене имени.
Пунктом 2 статьи 69 Федерального закона предусмотрено, что основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является в том числе заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 70 названного Федерального закона. Оснований для принятия такого заключения в судебном заседании не установлено.
Суд также находит необходимым указать, что согласно статье 26 Конституции Российской Федерации никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. В то же время каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Действующим законодательством порядок определения национальной принадлежности гражданина не установлен. Наличие либо отсутствие в свидетельстве о заключении брака и перемене имени гражданина указания на его национальную принадлежность само по себе не есть определение национальной принадлежности данного гражданина. В связи с чем, конституционные права Кистер Е.А. на определение национальной принадлежности оспариваемым решением органа ЗАГС не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления А1 к Территориальному отделу агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по Октябрьскому району г. Красноярска о признании отказа незаконным, возложении обязанности отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья Ерохина А.Л.