ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № УИД от 24.01.2024 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело УИД: 69RS0006-01-2023-002573-52

Производство № 2а – 36/2024

Решение

Именем Российской Федерации

24 января 2024 г. г. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при секретаре Белоусовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абрамовой Галины Валерьевны, Абрамова Валерия Владимировича к Федеральной службе Государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным и отмене решения №07-87416/22 от 27 сентября 2022 г.,

установил:

Абрамова Галина Валерьевна, Абрамов Валерий Владимирович обратились в суд с административным иском Федеральной службе Государственного регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, просили признать о признании незаконным и отменить решение об исправлении реестровой ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости №07-87416/22 от 27 сентября 2022 г.

В обоснование административного иска указано, что Абрамова Галина Валерьевна является собственником 4/9 долей земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>.

15.06.2022 в адрес Абрамовой Г.В. от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в отношении земельного участка с кадастровым поступило письмо об устранении обнаруженной реестровой ошибки: «Решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости». Из письма следует, что 14.06.2022 Управлением Росреестра по Тверской области выявлена реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым . Реестровая ошибка установлена в сведениях о местоположении земельного участка с кадастровым в связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым . Суть реестровой ошибки заключается в том, что точка №5 пересечения земельного участка с кадастровым и земельного участка с кадастровым должна быть перенесена на 4 см. в глубь земельного участка с кадастровым . То есть ранее установленные координаты по Х-372822.30 должны учитываться по X-372822.34. Кроме того, ответчик на прямой линии между земельным участком с кадастровым и с кадастровым выставил новую точку координат по Х-372822.12 по У-2195978.17. При регистрации земельного участка с кадастровым от 17.12.2014 года данная точка координат вообще отсутствовала и в документах на земельный участок с кадастровым её не было.

Письмом от 15.06.2022 Росреестром было предложено исправить реестровую ошибку путем проведения межевых работ, либо обратиться при несогласии в суд.

Считает, что действия Росреестра незаконны и противоречат судебным решениям, принятым Вышневолоцким городским судом по делу №2-18/2017 и №2-1/2019, где Федеральная служба Государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области являлись ответчиками по делу. Кроме того, их пояснения имеются в суде по делам №2-18/2017 и №22-190/2016 и противоречат их утверждению о якобы имеющейся реестровой ошибке.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым от 26 сентября 2016 года из пункта 16 «особые отметки» записи о наложении границ земельного участка не указано. В пункте 17 указан статус земельного участка как «Учтенный».

При рассмотрении дела №2-1/2019 Вышневолоцким городским судом были запрошены в Росреестре сведения на смежные земельные участки и в том числе на земельный участок с кадастровым . Из пояснительного письма Росреестра следует, что границы земельного участка с кадастровым установлены согласно действующего законодательства в системе МСК-69, земельный участок поставлен на кадастровый учет и имеет статус «Учтенный».

Из кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым из пункта 16 особые отметки следует, что границы земельного участка пересекают границы смежных земельных участков с кадастровыми и , из этого следует, что границы земельный участок с кадастровым смещены на юго-восток.

Земельный участок с кадастровым был сформирован администрацией города Вышнего Волочка, утверждена схема места расположения границ земельного участка. 13.05.2015 после проведения межевания и постановки земельного участка на кадастровый учет, земельный участок был продан в тех границах и с координатами которые были утверждены мэром города Вышний Волочек. Данный факт оспаривался в суде по делу №2-18/2017 и №2-1/2019, решением суда распоряжение мэра оставлено без изменения и границы утверждены Росреестром, как и последующие требования, касающиеся земельного участка с кадастровым . Решения вступили в законную силу.

В деле №2-18/2017 и №2-1/2019 в качестве ответчика также привлекалась Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». В ходе процесса, каких-либо замечаний или нареканий со стороны ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым в суду не представлено.

Статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлен порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Из пункта 4 следует, что в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

По получении решения Росреестра за №907-71795/22 от 15.06.2022 года о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН Абрамова Г.В. не согласилась и обратилась с возражением в Росреестр. Однако, уведомлением за №907-87416/22 от 22.09.2022 она была уведомлена о внесении изменений в сведения в ЕГРН о координатах точки пересечения земельного участка с кадастровым с земельным участкам с кадастровым со смещением на 4 сантиметра и указанием новых координат по Х-372822.34, вместо Х-372822.30. Кроме того, решением Росреестра установлена новая точка координат по Х-372822.12 по У-2195978.17, которая ранее в схеме, плане и решениях суда отсутствовала.

В заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска, административные истцы просили восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска, так как о нарушении своего права административные истцы узнали после получения 31 августа 2023г. письма из Росреестра и обращения к специалисту.

Определениями Вышневолоцкого межрайонного суда от 2 ноября 2023г., 30 ноября 2023 г., 26 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Немкин В. И., Филиал ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тверской области, Тюрин А. В.

В судебное заседание Абрамова Г.В., Абрамов В. В. не явились о дате и времени были извещены надлежащим образом. Согласно представленному письменному пояснению по административному делу из свидетельства о государственной регистрации права от 15.06.2015 следует, что существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15 июня 2015 года сделана запись регистрации.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым от 26 сентября 2016 года из пункта 16 «особые отметки» записи о наложении границ земельного участка не указано. В пункте 17 указан статус земельного участка как «Учтенный».

При рассмотрении дела №2-1/2019 Вышневолоцким городским судом были запрошены в Росреестре сведения на смежные земельные участки и в том числе на земельный участок с кадастровым . Из пояснительного письма Росреестра следует, что границы земельного участка с кадастровым установлены согласно действующего законодательства в системе МСК-69, земельный участок поставлен, на кадастровый учет и имеет статус «Учтенный».

Реестровая ошибка установлена в сведениях о местоположении земельного участка с кадастровым в связи пересечением границ земельного участка с кадастровым . Суть реестровой ошибки заключается в том, что точка №5 земельного участка с кадастровым пересекает границы земельного участка с кадастровым на 4 см. То есть ранние установленные координаты земельного участка были в точке №5 по X- 372822.30 после принятия решения они стали по Х-372822.34, разница на 4 сантиметра. Из содержания приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за №П/0393 от 23.10.2020 года следует, что значения точности средней квадратической погрешности при определении координат земельного участка составляет 0,1 м.

Ответчик на прямой линии, между точками №5 и №4 земельного участка с кадастровым выставляет новую точку координат по Х-372822.12 по У-2195978.17. При регистрации земельного участка с кадастровым от 17.12.2014 года данная точка координат вообще отсутствовала и в документах на земельный участок с кадастровым её не было. Положение характерных контурных (поворотных) точек определяется на местности в тех частях межевой линии, где она делится, разламывается и утрачивает целостность.

Земельный участок с кадастровым был сформирован администрацией города Вышнего Волочка, утверждена схема места расположения границ земельного участка. 13.05.2015 после проведения межевания и постановке земельного участка на кадастровый учет, земельный участок был продан в тех границах и с координатами которые были утверждены мэром города Вышний Волочек. Данный факт оспаривался в суде по делу №2-1/2019, решением суда распоряжение мэра оставлено без изменения, как и последующие требования, касающиеся земельного участка с кадастровым . В деле №2-1/2019 в качестве ответчика также привлекалась Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». В ходе процесса, каких либо замечаний или нареканий со стороны данного лица в отношении земельного участка с кадастровым в суду не представлено.

Письмо из Росреестра получили только владельцы земельного участка с кадастровым . Владельца земельного участка с кадастровым Тюрина А.В. никто и не уведомил, что у него на границе с земельным участком с кадастровым появились ещё две точки координат и Росреестр в этом ошибки не видит.

Росреестр допускает грубую ошибку, переставляя местами X и У. Возникает вопрос, как можно было исправить реестровую ошибку, подготовить отчет о результатах определения координат если X и У перепутаны.

Росреестр в своем решении от 15.06.2022, а также в уведомлении от 27.09.2022 об исправлении реестровой ошибки не указывает нумерацию точек координат и место их расположения на схеме, не даёт пояснения владельцам земельного участка с кадастровым в каком месте земельного участка допущена реестровая ошибка, и на какое расстояние земельный участок с кадастровым налагается на земельный участок с кадастровым , установил дополнительную точку координат.

Считают, что Росреестр проигнорировал ФЗ от 13.07.2015 №218 «О государственной регистрации недвижимости». Согласно п.5 статьи 72 федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Представитель административного ответчика Государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, согласно представленным письменным возражениям и дополнениям к возражениям согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда).

Управлением 11.04.2022 выявлена реестровая ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером в связи с пересечением с земельным участком с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 6 Порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 №П/0241 в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области направлено письмо-поручение от 11.04.2022 № 07-62889/22 с целью установления возможности исправления реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером .

В ответ на письмо-поручение из Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области поступил отчет о результатах определения координат от 09.06.2022 №1842, на основании которого было вынесено решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН от 14.06.2022, направленное административным истцам письмом №07-71795/22 в 15.06.2022.

На основании ч. 7 ст. 61 Закона о регистрации по истечении трех месяцев со дня направления указанным в ч. 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий.

На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН, не более чем на пять процентов.

В соответствии с отчётом о результатах определения координат от 09.06.2022 площадь земельного участка составила 1178 кв.м (не изменилась), пересечение координат характерных точек границ с кадастровым номером устранено.

По истечении 3 месяцев со дня направления вышеуказанного решения, реестровая ошибка в сведениях ЕГРН была исправлена, о чём правообладателям земельного участка было направлено соответствующее уведомление от 27.09.2022 №07-87416/22.

Оспариваемое решение от 27.09.2022 № 07-87416/22 соответствует действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации нрав №07-87416/22 принято Управлением 22.09.2022. При этом административное исковое заявление подписано 02.10.2023 и принято судом определением от 06.10.2023. Таким образом, административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Приказом Росрееетра от 23.10.2020 № П/0393 (далее - Приказ) установлены, в том числе требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков.

В соответствии с приложением № 1 к данному Приказу средняя квадратическая погрешность определения координат (местоположения) характерных точек для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов составляет 0,10 м.

При этом при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) значения характерных точек координат границ земельных участков точно определены в значениях X и Y.

Внесение в ЕГРН значений координат X и Y в «обратном» порядке, указанном в оспариваемом решении, обусловлено работой программного комплекса ФГИС ЕГРН и необходимо для корректного отображения земельного участка в действующей системе координат.

Таким образом, исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о характерных точках координат границ земельного участка с кадастровым с их смещением на 4 см (то есть в рамках допустимой погрешности, определенной Приказом) не влечет изменения границ земельного участка на местности и нарушения прав административных истцов.

Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тверской области в судебное заседание не явился о дате и времени были извещены надлежащим образом.

Заинтересованные лица Немкин В.И., Тюрин А.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени были извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации, решения, действия, бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Указанные положения Конституции Российской Федерации реализуются по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.1,2 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В соответствии с ч.1 ст.95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации), право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодексаадминистративного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).

Отказ в удовлетворении административного иска только по мотиву пропуска процессуального срока обращения в суд без установления иных обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может фактически повлечь отказ в защите нарушенного права без проверки законности оспариваемого бездействия.

Из приведенных законоположений следует обязанность суда первой инстанции при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выяснять причины такого пропуска.

В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Кроме того, согласно пунктам 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Учитывая позицию административных истцов о том, что после получения 31 августа 2023г. письма из Росреестра и обращения к специалисту, суд полагает возможным в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признать причины пропуска срока уважительными и восстановить административным истцам срок обращения в суд с административным исковым заявлением.

Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

Согласно ч. 6 ст. 61 Закона о регистрации недвижимости при обнаружении органом регистрации прав или публично-правовой компанией реестровой ошибки, в том числе в результате рассмотрения информации о возможном наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, предоставленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на установление границ населенного пункта или территориальной зоны, либо заявления заинтересованного лица о возможном наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее также - контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства с границами земельных участков (за исключением пересечения границ территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка в случаях, если это допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами), орган регистрации прав принимает решение о необходимости устранения реестровой ошибки, которое должно содержать дату выявления реестровой ошибки и описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, указание причин необходимости устранения реестровой ошибки, а также порядок устранения реестровой ошибки. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, орган регистрации прав направляет указанное решение правообладателям объектов недвижимости или в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ лесничеств, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон (далее - уполномоченные на установление границ органы), для обеспечения исправления реестровой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав указанного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Реестровая ошибка может быть исправлена на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно ч. 7 ст. 61 Закона о регистрации недвижимости по истечении одного месяца со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в случае, если правообладателем соответствующего объекта недвижимости не представлены документы, на основании которых обеспечивается устранение реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевой план или технический план), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка (таких земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства без согласия их правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав заявления правообладателя земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства о его согласии с изменением сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства орган регистрации прав вносит соответствующие изменения до истечения указанного в настоящей части срока. Орган регистрации прав вправе продлить этот срок на основании заявления правообладателя земельного участка (земельных участков), здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца (если такое заявление поступило в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока). Изменение сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом после данного изменения сведений допускается увеличение площади земельного участка не более чем на десять процентов или уменьшение площади земельного участка не более чем на пять процентов относительно площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при этом уточнении границ была допущена реестровая ошибка).

Согласно ч. 7.3 ст. 61 Закона о регистрации недвижимости в целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частями 6.1, 7 и 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания осуществляет определение необходимых для устранения реестровых ошибок координат характерных точек границ земельных участков, в описании местоположения которых обнаружены реестровые ошибки, смежных и (или) несмежных с ними земельных участков, площадей всех таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в том числе в описании местоположения которых обнаружены реестровые ошибки, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств. При определении координат характерных точек границ указанных в настоящей части земельных участков местоположение их границ определяется в том числе с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах и (или) в документах, подтверждающих права на земельные участки, а при отсутствии таких документов исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельных участков при их образовании. В случае отсутствия таких документов или отсутствия в таких документах сведений о местоположении границ земельных участков их границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. Изменение площади земельных участков, указанных в настоящей части, допускается в соответствии с условием, указанным в части 7 настоящей статьи. При определении координат характерных точек границ указанных в настоящей части земельных участков также могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные государственных фондов пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах (организациях) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков, включая сведения государственного лесного реестра. В документах и (или) материалах, подготовленных в результате определения публично-правовой компанией координат характерных точек границ земельных участков, обоснование местоположения уточненных границ земельных участков не приводится. При внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади таких земельных участков в связи с устранением органом регистрации прав реестровой ошибки государственным регистратором прав не осуществляется проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условия, указанного в части 7 настоящей статьи. Правообладатели земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых публично-правовой компанией осуществляется определение координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, не вправе препятствовать выполнению таких работ и обязаны обеспечить доступ к указанным объектам недвижимости.

Согласно ч. 8 ст. 61 Закона о регистрации недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровых ошибок и внесения сведений о границах земельных участков, контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в случаях, указанных в частях 6.1, 7, 7.1 и 7.5 настоящей статьи, орган регистрации прав, публично-правовая компания (в части исправления ошибок в сведениях реестра границ) обязаны уведомить об этом уполномоченные на установление границ органы, правообладателей земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

Как усматривается из материалов административного дела Абрамова Галина Валерьевна на основании договора купли-продажи от 09.06.2015г. является собственником 4/9 долей земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>. Согласно свидетельству о заключении брака от <дата> супругом Абрамовой Галины Валерьевны является Абрамов Валерий Владимирович. Согласно ч.1 ст.34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

15 июня 2022г. в адрес Абрамовой Галины Валерьевны Управлением Россреестра по Тверской области направлено Решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, согласно которому Управлением Росреестра по Тверской области 11.04.2022 выявлена реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером . Наличие реестровой ошибки обусловлено следующим: реестровая ошибка установлена в сведениях о местоположении земельного участка в связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером . Необходимость исправления реестровой ошибки заключается в следующем: устранить пересечение земельного участка с кадастровым номером с земельным участком с кадастровым номером . В соответствии с частью 7.3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области определено местоположение границ земельного участка. Приведены сведения об изменении координат земельного участка Едином государственном реестре недвижимости для устранения кадастровой ошибки без изменения фактической площади земельного участка 1178 кв. м. Абрамовой Г.В. разъяснено, что в соответствии со статьей 61 Закона № 218-ФЗ она вправе представить в течение трех месяцев со дня направления настоящего уведомления в орган регистрации прав документы, необходимые для устранения такой ошибки. Необходимые для устранения реестровой ошибки документы могут быть представлены в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в срок до 16.09.2022, путем подачи заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в многофункциональный центр ГАУ «МФЦ», (обязательным условием является приложение межевого плана, подготовленного в соответствии со статьей 22 Закона о регистрации кадастровым инженером, обладающим соответствующим квалификационным аттестатом и полномочиями на проведение таких работ) или обратиться в суд для разрешения спора, возникшего в связи с исправлением реестровой ошибки. В соответствии с частью 7 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, срок представления документов, необходимых для исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка, может быть продлен не более чем на три месяца на основании соответствующего заявления от собственника земельного участка. В случае не поступления в установленный частью 7 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, срок документов, необходимых для исправления реестровой ошибки, орган регистрации прав вправе без согласия правообладателя внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером . Дополнительно указано, что препятствия для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости па основании документов (заявления, межевого или технического плана), представленных в орган регистрации прав собственником объекта недвижимости, после внесения в ЕГРН органом регистрации прав сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке, установленных органом регистрации прав в результате исправления реестровой ошибки в местоположении указанных границ, отсутствуют.

Решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости от 15 июня 2022г. принято Управлением Россреестра по Тверской области на основании Отчета о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств от 09 июня 2022 г. № 1842, выполненного Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области.

27 сентября 2022г. в адрес Абрамовой Галины Валерьевны Управлением Россреестра по Тверской области направлено Уведомление №07-87416/22 об исправлении реестровой ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, согласно которого Абрамову Г.В. уведомляют о том, что в соответствии с частью 8 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» об исправлении 27.09.2022 реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в связи истечением срока, указанного в «Решении о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН» от 15.06.2022 № 07-71795/22 в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Приведены сведения о результатах исправления реестровой ошибки, то есть об изменении координат земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости без изменения фактической площади земельного участка 1178 кв. м.

Оценивая оспариваемое решение Управления Россреестра по Тверской области в отношении земельного от 27 сентября 2022г. об исправлении реестровой ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости соответствует действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы административных истцов.

В соответствии с отчётом о результатах определения координат от 09 июня 2022 г. № 1842, выполненного Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра», площадь земельного участка составила 1178 кв.м и не изменилась, пересечение координат характерных точек границ с кадастровым номером устранено.

Приказом Приказ Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места» установлены, в том числе требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков при их определении на местности. В соответствии с приложением № 1 к данному Приказу средняя квадратическая погрешность определения координат (местоположения) характерных точек для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов составляет 0,10 м. Однако, данная погрешность относится к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков при их определении на местности, а не определении координат земельного участка, указанных в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно сведениям Управления Россреестра по Тверской области Внесение в ЕГРН значений координат X и Y в «обратном» порядке, указанном в оспариваемом решении, обусловлено работой программного комплекса ФГИС ЕГРН и необходимо для корректного отображения земельного участка в действующей системе координат.

Таким образом, исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о характерных точках координат границ земельного участка с кадастровым номером с их смещением на 4 см. без изменения площади земельного участка не влечет изменения границ земельного участка на местности и нарушения прав административных истцов.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска Абрамовой Галины Валерьевны, Абрамова Валерия Владимировича к Федеральной службе Государственного регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным и отмене решения об исправлении реестровой ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости №07-87416/22 от 27 сентября 2022 г. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Абрамовой Галины Валерьевны, Абрамова Валерия Владимировича к Федеральной службе Государственного регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным и отмене решения об исправлении реестровой ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости №07-87416/22 от 27 сентября 2022 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (7 февраля 2024 г.).

Председательствующий Р.Ю. Некрасов