Дело УИД 66RS0003-01-2020-002196-11
Производство № 2а-2848/2020 Мотивированное решение изготовлено 27.08.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 г. г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Капралова В.Р., при секретаре Дворяниновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства Юстиции РФ по Свердловской области, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, об оспаривании действий ответчиков и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным иском в суд к Главному управлению МЮ РФ по Свердловской области, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, об оспаривании действий ответчиков и возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что 28 июня 2018 года общим собранием регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» были приняты решения об избрании тайным голосованием членов правления регионального отделения Партии, об избрании из числа членов правления ФИО1 председателем правления регионального отделения. 20 августа 2018 года Президиумом Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» принято решение об отмене решений общего собрания регионального отделения Партии в Свердловской области от 28 июня 2018 года в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Устава Партии. Решение об избрании ФИО1 председателем правления регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» отменено. 02 октября 2018 г. административным истцом в ГУ МЮ РФ по Свердловской области и в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга были поданы заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об организации «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» (ИНН <***>) в части исключения сведений о заявителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в связи с прекращением исполнения полномочий председателя правления указанной организации. ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга заявление было перенаправлено для рассмотрения по компетенции в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области. В письме от 26 октября 2018 г. Главное управление МЮ РФ по Свердловской области сообщило административному истцу о том, что на момент рассмотрения его обращения в ГУ МЮ РФ по Свердловской области не поступили документы о внесении изменений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области». 20.01.2020 г. Административный истец повторно обратился в ГУ МЮ РФ по Свердловской области с заявлением, содержащим в том числе требование о направлении в регистрирующий орган документов на внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о нем как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени Регионального отделения партии. В письме от 18 февраля 2020 г. №*** ГУ МЮ РФ по Свердловской области сообщило заявителю о том, что ГУ МЮ РФ по Свердловской области не имеет полномочий на рассмотрение заявления по форме Р34001; к компетенции территориальных органов Минюста России принятие решение по заявлениям о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений также не отнесено, в связи с чем принять решение о внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющим право действовать от имени юридического лица, по форме Р34001, не представляется возможным.
Административный истец просит признать недостоверными содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о ФИО1 как о председателе правления Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области. Обязать Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем направления в Инспекцию ФНС России по Верх- Исетскому району г. Екатеринбурга решения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений в отношении ФИО1 как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области».
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования и просит обязать Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области устранить нарушения прав ФИО1 путем вынесения решения (распоряжения) о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи недостоверности сведений о нем как о лице, имеющем право действовать без доверенности в отношении Регионального отделения Политической парт «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» Свердловской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и направить решение (распоряжение) в Инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга для внесения соответствующей записи в реестр.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представители административного ответчика Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ИФНС не наделено полномочиями на рассмотрения заявления по форме Р34001 и проведений по внесению записи о недостоверности в ЕГРЮЛ. Административным истцом не было подано надлежащее заявление в орган.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок.
Заслушав стороны, исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 28 июня 2018 года общим собранием регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» были приняты решения об избрании тайным голосованием членов правления регионального отделения Партии, об избрании из числа членов правления ФИО1 председателем правления регионального отделения.
20 августа 2018 года Президиумом Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» принято решение об отмене решений общего собрания регионального отделения Партии в Свердловской области от 28 июня 2018 года в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Устава Партии.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 21.05.2020 в разделе сведения о лице имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» указан ФИО1, дата внесения записи 25.07.2018 грн 6186658392816, регистрация произведена на основании заявления об измени сведений не связанных с изменением учредительных документов Р 14001 поданного ФИО1, протокола №1 от 28.06.2018, распоряжения Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области от 17.07.2018.
Решение об избрании ФИО1 председателем правления регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» 20.08.2018 отменено Президиумом Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость».
В материалы дела сторонами не представлено документов подтверждающих, что избран новый председатель правления регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области».
02 октября 2018 г. административным истцом в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области и в Инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга были поданы заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об организации «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» (ИНН <***>) в части исключения сведений о заявителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в связи с прекращением исполнения полномочий председателя правления указанной организации.
Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга заявление было перенаправлено для рассмотрения по компетенции в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.
В письме от 26 октября 2018 г. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области сообщило административному истцу о том, что на момент рассмотрения его обращения в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области не поступили документы о внесении изменений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области».
20.01.2020 г. Административный истец повторно обратился в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области с заявлением, содержащим в том числе требование о направлении в регистрирующий орган документов на внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о нем как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени Регионального отделения партии.
В письме от 18 февраля 2020 г. №*** Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области сообщило заявителю о том, что Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области не имеет полномочий на рассмотрение заявления по форме Р34001; к компетенции территориальных органов Минюста России принятие решение по заявлениям о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений также не отнесено, в связи с чем принять решение о внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющим право действовать от имени юридического лица, по форме Р34001, не представляется возможным.
08.07.2020 по факту нарушения п. 5 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 И2 95-ФЗ «О политических партиях» Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в адрес Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» вынесено письменное предупреждение от 11.10.2018 *** обязывающее устранить допущенные нарушения в срок до 29.l1.2018 (включительно), которое, согласно информации с официального сайта Почты России www.russianpost.ru. возвращено в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области за истечением срока хранения
Кроме того, копия письменного предупреждения от 11.10.2018 *** 16.10.2018 направлена Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в адрес Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» за исх. № ***
В Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области 30.l1.2018, в ответ на указанное письменное предупреждение, поступила информация от Председателя Центрального Совета Партии ФИО4 о том, что необходимые изменения в Единый государственный реестр юридических лиц будут внесены после проведения Конференции Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области».
В связи неустранением Региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» нарушения п. 5 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», указанного в письменном предупреждении от 01.10.2018 № ***, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в адрес Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области»09.06.2020 направлено административное исковое заявление о приостановлении деятельности Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» сроком на шесть месяцев для последующего направления в Свердловский областной суд.
Нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в письменном предупреждении от 11.10.2018 № ***, Региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Свердловской области» не устранены.
Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О политических партиях" политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 50 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Исходя из подпункта 2 пункта 3 ст. 50 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ с учетом установленного Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ определено, что уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 указанного Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.
Исключений из правил о специальном порядке государственной регистрации некоммерческих организаций относительно внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений законодательство не устанавливает.
При этом абзац первый пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ предусматривает, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.
Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Таким образом, закон предусматривает специальные правовые последствия необеспечения достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческих организациях, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.
Материалами административного дела подтверждается, что в связи с поступившим заявлением ФИО1 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, территориальный орган Минюста России применил меры реагирования в рамках контроля за деятельностью регионального отделения политической партии.
Все регистрационные действия регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020) Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
Согласно п.5 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020) регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. (абз. 1 Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 01.08.2020) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе")
Согласно подпункту 3 абз. 1 положения о министерстве юстиции Российской Федерации Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 06.08.2020) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет: функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Согласно п.3. ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; изменение устава некоммерческой организации; определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами; образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации; принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации; принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации. Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов. Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждена форма N Р34001 заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, а также основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий.
Подпунктом 3 пункта 5 приложения N 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ установлено, что указанные в пунктах 2 и 4 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случае если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
Пунктом 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ определено, что регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Закона N 129-ФЗ, в том числе, к ним относятся непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами (подпункты "а", "б", "г").
Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 № 24139) установлена форма № Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" согласно приложению N 6 к настоящему приказу;
Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 № 42195) установил форму N 34001 "Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" согласно приложению № 3 к настоящему приказу.
В пункте 7 Заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, в разделе «Сведения о заявителе», Сведения о лице, засвидетельствовавшем подлинность подписи заявителя в нотариальном порядке
В пункте 7.1 Лицом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя, является нотариус; лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса; должностное лицо, уполномоченное на совершение нотариального действия.
Ниже в пояснениях содержится: «4» Заполняется лицом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя в нотариальном порядке, в случае представления заявления на бумажном носителе.
Исходя из материалов дела, а также ответа направленного в адрес административного истца, поданное административным истцом заявление ответчикам не было заверено нотариально, данный факт послужил основанием для отказа в принятии заявления.
Данный факт представителем административного истца в судебном заседании не оспаривался.
Вместе с тем при рассмотрении административных дел (дел, возникающих из публичных правоотношений), судом осуществляется функция судебного контроля за законностью действий и решений органов власти, должностных лиц и служащих. Содержанием судебного контроля в данном случае является проверка оспариваемых актов-документов, актов-действий и бездействия на предмет их соответствия требованиям правовых норм. В этом смысле полномочия суда в значительной степени формализованы, и могут быть сведены к задачам правовой квалификации оспариваемых решений и действий.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшая на день принятия решения).
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Кроме того, принятие решений по заявлениям о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений, к компетенции территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации не отнесено.
Следовательно, с учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу об отсутствии нарушении прав и законных интересов административного истца по делу и, как следствие, о законности (правомерности) оспариваемого акта и действий органа государственной власти на момент рассмотрения дела судом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным ответчиком принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявления об изменении сведений в ЕГРЮЛ. В связи, с чем в заявленных требованиях следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180, 290, 292, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства Юстиции РФ по Свердловской области, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, об оспаривании действий ответчиков и возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья В.Р. Капралов