ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 55-КАД21-2-К8
КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 23 июня 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л. А. и Нефедова ОН.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 г. по административному делу № За-88/2019 по административному исковому заявлению региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» о признании недействующими постановлений Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 г. № 151 «О переводе земельных участков, расположенных в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения», № 152 «О переводе земельного участка, расположенного в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова ОН., объяснения представителя Лунева В Г. и общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» Березиной Ю.П., представителей общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» Куле О.Н., Яковлевой Л.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя региональной
общественной экологической организации жителей Койбальской степи
[A1] «Родная степь» Азаракова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гавриловой М.Н., полагавшей, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
региональная общественная экологическая организация жителей Койбальской степи «Родная степь» (далее - РОЭО «Родная степь», общественная организация), действуя в интересах своих членов, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими постановления Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 г. № 151 «О переводе земельных участков, расположенных в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения» (далее - постановление № 151), принятого по ходатайству общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский», являющегося недропользователем и осуществляющего деятельность по добыче угля, которым из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения переведены 16 земельных участков с кадастровыми номерами 19:06:050702:14, 19:06:050702:15, 19:06:050702:16, 19:06:050702:17, 19:06:050702:18, 19:06:050705:18, 19:06:050702:19, 19:06:050705:19, 19:06:050705:20, 19:06:050705:21, 19:06:050702:21, 19:06:050705:22, 19:06:050705:23, 19:06:000000:359, 19:06:050705:149, 19:06:000000:361, принадлежащих указанному обществу, для размещения промышленных объектов, и постановления Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 г. № 152 «О переводе земельного участка, расположенного в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения» (далее - постановление № 152), принятого по ходатайству общества с ограниченной ответственностью «Разрез Аршановский» (далее - ООО «Разрез Аршановский»), являющегося недропользователем и осуществляющего деятельность по добыче угля, которым переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения принадлежащий Луневу В.Г. земельный участок с кадастровым номером <...> для размещения подъездного железнодорожного пути к угольному разрезу «Аршановский».
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые
нормативные правовые акты направлены на изменение правового режима
[A2] использования земельных участков с целью размещения промышленных объектов организаций, осуществляющих деятельность по добыче угля, которая оказывает значительное негативное воздействие на экологические системы, что нарушает права членов экологической организации на благоприятную окружающую среду. По мнению административного истца, постановления № 151, 152 приняты в нарушение действующего законодательства, которое не допускает перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 11 ноября 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления РОЭО «Родная степь» отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 г., решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемые постановления Правительства Республики Хакасия признаны не действующими с момента принятия.
В кассационной жалобе, поданной в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, ООО «Разрез Аршановский», ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 г., оставив в силе решение суда первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2021 г. ООО «Разрез Аршановский» восстановлен пропущенный процессуальный срок подачи кассационной жалобы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и в тот же день дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2021 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ)
основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном
[A3] порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗКРФ).
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1 статьи 7 ЗК РФ).
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления,
уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к
[A4] содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в части 3 указанной статьи.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Закона № 172-ФЗ, согласно которой по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 ЗК РФ, подпункта 10 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель отнесен к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Хакасия от 10 июня 2015 г. № 47-ЗРХ «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Хакасия в сфере земельных отношений» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, земель или земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности, отнесен к полномочиям Правительства Республики Хакасия (пункт 1 статьи 3).
Как следует из части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных в том числе со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (пункт 6).
Пунктом 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления,
суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для
[A5] признания недействующими оспариваемых постановлений Правительства Республики Хакасия, в том числе принятого по ходатайству ООО «Разрез Аршановский» постановления № 152, которым земельный участок с кадастровым номером <...> переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
При этом суд установил соответствие испрашиваемого целевого назначения указанного земельного участка документам территориального планирования, в частности Генеральному плану Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, утвержденному решением Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 18 декабря 2012 г. № 86 (далее - Генеральный план), в который решением указанного представительного органа местного самоуправления от 21 мая 2018 г. № 105 «О внесении изменений в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия» (далее - решение № 105) были внесены изменения: в отношении этого участка зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (СХУ) изменена на зону производственных объектов II класса (П5) в целях размещения промплощадки погрузочно-сортировочного комплекса.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные общественной организацией требования, суд апелляционной инстанции посчитал, что решение № 105 об изменении территориальной зоны земельного участка принято Советом депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в отсутствие полномочий, поскольку федеральное и региональное законодательство не наделяет органы местного самоуправления сельского поселения полномочиями на принятие документов территориального планирования и внесение в них изменений, такие полномочия предоставлены органам местного самоуправления муниципальных районов.
В связи с этим судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции сделала вывод, поддержанный судом кассационной инстанции, о том, что на момент обращения ООО «Разрез Аршановский» с ходатайством о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности имелось несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования, что в силу пункта 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ является основанием для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Проанализировав положения пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 18, статей 24 и 25, части 1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон
№ 131-ФЗ), Закона Республики Хакасия от 7 ноября 2014 г. № 84-ЗРХ
[A6] «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», устава муниципального образования Куйбышевский сельсовет, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования Куйбышевский сельсовет от 27 декабря 2005 г. № 11, устава муниципального образования Бейский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 27 июня 2005 г. № 196, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные нормативные положения не относят к вопросам местного значения сельского поселения утверждение генерального плана сельского поселения. Такими полномочиями наделены органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в силу части 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 26 декабря 2017 г. № 95 (далее - решение № 95) от органов местного самоуправления названного муниципального района приняты полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки.
Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от 28 декабря 2017 г. № 139 (далее - соглашение № 139) органами местного самоуправления муниципального образования Бейский район Республики Хакасия полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки поселения переданы Куйбышевскому сельсовету Бейского района Республики Хакасия на срок с 28 декабря 2017 г. по 31 декабря 2019 г.
Тексты указанных документов размещены в общедоступном источнике - на сайте муниципального образования Бейский район Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение № 105 принято Советом депутатов Куйбышевского сельсовета
Бейского района Республики Хакасия 21 мая 2018 г., то есть в период
[A7] действия указанного соглашения, и, следовательно, в рамках предоставленных полномочий.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ООО «Разрез Аршановский» в обоснование довода о наличии у Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия полномочий по внесению изменений в Генеральный план ссылалось на решение № 95 и соглашение № 139, представив в материалы дела их копии, однако данное обстоятельство суд кассационной инстанции во внимание не принял и оценки ему не дал.
При отсутствии иных оснований для вывода о незаконности решения № 105, в том числе по мотиву нарушения установленной законом процедуры внесения изменений в генеральный план сельского поселения, с учетом закрепленных в пунктах 3.1 и 3.2 соглашения № 139 полномочий органов местного самоуправления Бейского района Республики Хакасия и Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, оснований для принятия решения об удовлетворении требований общественной организации у суда апелляционной инстанции не имелось.
Согласно пункту 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ), решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
Тем самым судами апелляционной и кассационной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда
общей юрисдикции от 12 марта 2020 г. и кассационное определение
[A8] судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 г. подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду следует учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с установленными по нему обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи