ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 02АП-10616/18 от 06.02.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   № 301-ЭС19-22897

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва06.02.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества 

с ограниченной ответственностью «Барс-плюс» на решение Арбитражного суда  Ивановской области от 02.11.2018, постановление Второго арбитражного  апелляционного суда от 16.04.2019 и постановление Арбитражного суда 

Волго-Вятского округа от 20.09.2019 по делу  № А17-2188/2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Барс-плюс»  (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области 

с исковым заявлением о взыскании с Департамента управления имуществом  Ивановской области (далее – департамент) 84 936 руб. 77 коп.  неосновательного обогащения, 3071 руб. 69 коп. процентов за пользование  чужими денежными средствами; с областного казенного учреждения  «Управление административными зданиями» (далее - учреждение), 

а при недостаточности денежных средств – с Ивановской области  в лице департамента 338 544 руб. 02 коп. неосновательного обогащения, 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены административный  департамент Ивановской области (далее – административный департамент) 

и департамент финансов Ивановской области.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2017,  оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного 


апелляционного суда от 20.12.2017, с Ивановской области в лице департамента  в пользу общества взыскано 84 936 руб. 77 коп. неосновательно удерживаемых  денежных средств, 2114 руб. в счет возмещения судебных расходов по уплате  государственной пошлины; с учреждения, а при недостаточности денежных  средств с Ивановской области в лице департамента в пользу общества взыскано  338 544 руб. 02 коп. неосновательно удерживаемых денежных средств, 

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа

от 03.05.2018 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое  рассмотрение в Арбитражный суд Ивановской области.

При новом рассмотрении дела общество в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК  РФ) уточнило исковые требования и просило взыскать с Ивановской области 

в лице департамента за счет казны 82 691 руб. 04 коп. неосновательного  обогащения, 5386 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными  средствами; с учреждения, а при недостаточности денежных 

средств – с Ивановской области в лице административного департамента  за счет казны 338 544 руб. 02 коп. неосновательного обогащения, 

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 02.11.2018,  оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного  апелляционного суда от 16.04.2019 и постановлением Арбитражного суда  Волго-Вятского округа от 20.09.2019, в удовлетворении исковых требований  отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального  права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный  акт об удовлетворении исковых требований.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли 

на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской 

и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Согласно пункту 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения  кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение о передаче кассационной жалобы вместе с делом 

для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации.

При изучении доводов кассационной жалобы общества по материалам  истребованного дела установлены основания для передачи кассационной 


жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии 

по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является  собственником помещения площадью 718, 8 кв. м с кадастровым номером  37:24:040136:3198, а также сособственником помещений площадью 

Общая площадь здания согласно данным кадастрового паспорта  составляет 5981, 7 кв. м. Доля Ивановской области в праве собственности 

на здание - 52, 8 % (что соответствует площади 3158, 58 кв. м), из которых  42, 21 % закреплены за учреждением.

Ивановская область является собственником следующих помещений 

в указанном здании: площадью 2107, 8 кв. м с кадастровым номером  37:24:040136:3290; площадью 796, 1 кв. м с кадастровым номером  37:24:040136:3197, доля в праве 5241/10000; площадью 104 кв. м, 

с кадастровым номером 37:24:040136:3277, доля в праве 945/10000; площадью  607, 1 кв. м с кадастровым номером 37:24:040136:3289; площадью 31, 7 кв. м 

с кадастровым номером 37:24:040136:3402, доля в праве 5241/10000.

Обществом в 2016 году было установлено, что крыша здания находится  в аварийном состоянии, имеются множественные протечки кровли 

по всей площади; 08.06.2016 произошла протечка кровли 6 этажа, составлен акт 

с участием эксплуатирующей организации – общества с ограниченной  ответственностью «Управцентр» и учреждения.

По результатам проведенного 15.06.2016 общего собрания собственников  помещений в здании обществу поручено заключить договор с подрядной  организацией на ремонт крыши.

Между собственниками здания (за исключением учреждения 

и Ивановской области) подписано соглашение от 31.08.2016 о порядке  осуществления ремонта крыши.

Общество 25.08.2016 заключило договор  № 1 с обществом

с ограниченной ответственностью «Грандстрой» на проведение текущего  ремонта кровли.

Работы по ремонту выполнены в период с 30.08.2016 по 30.09.2016,  приняты по акту. Окончательная оплата произведена 25.10.2016.

В письмах от 26.08.2016  № 02-08/941 обществу сообщено об отсутствии у  учреждения денежных средств на ремонт крыши.

Согласно пункту 1.6 устава учреждения собственником его имущества  является Ивановская область. Департамент осуществляет полномочия  собственника имущества, находящегося в оперативном управлении  учреждения.

В ответ на претензии от 28.07.2016  № 433 и 24.10.2016  № 24/10  департамент направил обществу письма от 23.08.2016  № ДУИ-1703-16 

и 10.11.2016  № ДУИ-1703-16, в которых сообщил об отсутствии финансовых  средств на проведение указанных работ.


Посчитав, что понесенные на ремонт общего имущества расходы подлежат  распределению пропорционально занимаемой площади между собственниками  помещений в здании, общество обратилось в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды трех инстанций  руководствовались статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее – ГК РФ), статьями 23, 93 Федерального закона от 05.04.2013   № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг 

для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 

 № 44-ФЗ) и исходили из того, что истец и ответчики государственный контракт  на выполнение спорных работ не заключали, в то время как заключение такого  контракта в силу положений Закона  № 44-ФЗ является обязательным,  поскольку финансирование работ для государственных нужд осуществляется  из бюджета; взыскание неосновательного обогащения за фактически оказанные  услуги при отсутствии государственного контракта открывало бы возможность  для недобросовестных исполнителей работ и государственных заказчиков  приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона  № 44-ФЗ,  тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного  поведения; лицо, оказывающее услуги (выполнявшее работы) 

без государственного контракта, подлежащего заключению в случаях 

и порядке, предусмотренных Законом  № 44-ФЗ, не могло не знать, что работы  выполняются им при очевидном отсутствии обязательства; в условиях  отсутствия контракта на выполнение ремонтных работ, заключенного 

с соблюдением требований, предусмотренных Законом  № 44-ФЗ, фактическое  исполнение обществом обязательства по ремонту кровли в здании не влечет  возникновения на стороне ответчиков неосновательного обогащения; общество  не доказало, что ремонтные работы крыши здания не терпели отлагательства,  были проведены в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации  последствий, возникших вследствие аварии, были связаны с предотвращением  иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Выражая несогласие с обжалуемыми судебными актами, общество  приводит следующие доводы.

По мнению заявителя, Закон  № 44-ФЗ регулирует порядок вступления  отдельных субъектов в договорные отношения, которые основаны 

на принципах добровольности и свободы вступления в договорные отношения.

Однако обязательства могут возникать не только из договоров,  но и вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения,  а также из иных оснований, указанных в ГК РФ (пункт 2 статьи 307 ГК РФ). 

Обязанность по несению расходов на содержание и сохранение общего  имущества возникает в силу закона (статьи 210 и 249 ГК РФ) и не является  договорным обязательством сособственника. 

Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 24 Обзора  судебной практики применения законодательства Российской Федерации 

о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

для обеспечения государственных и муниципальных нужд, 

утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 


28.06.2017, обязательство собственника нежилых помещений по оплате  расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона 

и не обусловлено наличием договорных взаимоотношений. Отсутствие 

со стороны собственника помещения в доме действий по заключению  контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов 

на содержание общего имущества в доме не является основанием  для освобождения от внесения соответствующей платы на содержание. 

В этом же пункте указано, что требование о взыскании платы 

за проведение капитального ремонта фасада нежилого здания с органа  государственной власти также подлежит удовлетворению. Обязанность  собственника участвовать соразмерно своей доле в издержках 

по содержанию, ремонту и сохранению общего имущества нежилого здания  также прямо предусмотрена законом и не может быть обусловлена наличием  или отсутствием договорных отношений. 

Указанное толкование должно равным образом применяться к сходным  отношениям независимо от того, какой способ управления общим имуществом  избран собственниками. 

В рассматриваемом случае сособственники без обращения 

в управляющую компанию самостоятельно организовали проведение  капитального ремонта кровли, а потому расходы на такой ремонт должны  распределяться соразмерно долям в праве собственности на общее имущество  здания между сособственниками независимо от правового статуса 

и организационно-правовой формы сособственника и соблюдения  им законодательства о контрактной системе.

Кроме того, заявитель полагает, что на ответчиках, доля в праве  собственности на здание которых составляет 52, 8%, при установлении факта  ненадлежащего состояния кровли здания лежала обязанность 

по определению источников финансирования, организации конкурентных  способов закупки и определению поставщика в порядке, предусмотренном  законодательством о контрактной системе. Необходимые процедуры могли  быть реализованы ответчиками в период как минимум с 08.06.2016 

по 30.08.2016, однако они от исполнения указанной обязанности уклонились,  сославшись на отсутствие финансирования. Уклоняясь от установленной  законом обязанности обеспечивать сохранность имущества, находящегося 

в общей долевой собственности, ответчики фактически вынудили истца  (помещения которого расположены на 6 этаже здания непосредственно 

под кровлей) самостоятельно организовать и оплатить ремонт кровли,  поскольку в противном случае истец в течение длительного времени 

был бы вынужден постоянно подвергаться негативному воздействию факторов  среды и систематическим затоплениям вследствие протечек кровли 

и инженерных систем, что неминуемо повлекло бы невозможность  использовать помещения общества по назначению, постепенное разрушение  здания, либо полную его утрату в результате возгорания и пожара 

из-за замыкания электропроводки.


По мнению заявителя, отказ во взыскании спорной суммы приведет 

к тому, что ответчики перестанут финансировать расходы на содержание  здания, уклоняясь от проведения конкурентных процедур и заключения  государственных контрактов, а другие сособственники в такой ситуации будут  вынуждены нести расходы исключительно за свой счет и их взыскание 

с ответчиков будет невозможным.

Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают  внимания, в связи с чем данную жалобу с делом следует передать 

для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда  Российской Федерации

определил:

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью 

«Барс-плюс» передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной  жалобы на 19 марта 2020 года на 10 часов 30 минут в помещении суда 

по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал  № 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С. Чучунова