ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-40577/2015 от 22.07.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-АД16-4593

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 22.07.2016 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу открытого  акционерного общества «8-ой таксомоторный парк» на решение Арбитражного  суда города Москвы от 24.07.2015 по делу № А40-73764/2015, постановление  Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 и постановление  Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2016 по тому же делу по  заявлению открытого акционерного общества «8-ой таксомоторный парк» к  государственному казенному учреждению г. Москвы «Организатор перевозок»  о признании незаконным уведомления от 06.02.2015 № 23-18-1141/15 об отказе  в возврате суммы взысканного административного штрафа в размере  100 000 рублей и об обязании возвратить указанную сумму штрафа, 

установил:

открытое акционерное общество «8-ой таксомоторный парк» (далее –  общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к  государственному казенному учреждению г. Москвы «Организатор перевозок»  (далее – учреждение) о признании незаконным уведомления от 06.02.2015   № 23-18-1141/15 об отказе в возврате суммы взысканного административного  штрафа в размере 100 000 рублей и об обязании возвратить указанную сумму  штрафа. 


Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2015,  оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного  апелляционного суда от 20.10.2015, обществу отказано в удовлетворении  заявленных требований. 

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 08.02.2016  оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции. 

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с  кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их  отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных  требований. 

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2016  были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Москвы. 

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба  подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы  подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются  достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в  кассационном порядке. 

При изучении доводов жалобы общества по материалам истребованного  дела и принятых по делу судебных актов установлены основания для передачи  упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Как следует из материалов дела, постановлением учреждения  от 21.09.2012 ВВВ № 013630 общество привлечено к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 10.7 Закона города Москвы  от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных  правонарушениях» (далее – КоАП Москвы), с назначением наказания в виде  административного штрафа в размере 100 000 рублей (далее – постановление о  назначении административного наказания). 

В соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы  от 02.04.2013 № 186-ПП «О мерах по организации транспортного  обслуживания населения в г. Москве» (далее – Постановление № 186-ПП) 


исключена административная ответственность за правонарушение, вмененное  обществу. 

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения  общества к учреждению с заявлением от 23.09.2013 о прекращении исполнения  постановления о назначении административного наказания в соответствии с  положениями статьи 1.7 и пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Однако, возбужденное на основании указанного постановления о  назначении административного наказания исполнительное производство  от 04.02.2013 № 1627/13/04/77 было окончено 13.03.2014 фактическим  исполнением – взысканием с общества назначенного административного  штрафа в размере 100 000 рублей. 

Полагая, что постановление о назначении административного наказания  было незаконно исполнено после вступления в законную силу Постановления   № 186-ПП, устранившего административную ответственность за содеянное,  общество 28.01.2015 обратилось к учреждению с заявлением о возврате  100 000 рублей взысканного административного штрафа. 

Уведомлением от 06.02.2015 № 23-18-1141/15 учреждение отказало  обществу в возврате названного штрафа, указав, что взыскание произведено на  основании законного постановления о назначении административного  наказания. 

Не согласившись с указанным отказом учреждения, общество обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь  на положения статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, части 1 статьи 31.8 КоАП РФ,  пункта 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 24.03.2005 № 5 (в редакции от 19.12.2013) «О некоторых вопросах,  возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях», суды пришли к выводу об отсутствии у  учреждения оснований для рассмотрения заявления общества о возврате  взысканного административного штрафа, поскольку к моменту обращения  общества с названным заявлением постановление о назначении  административного наказания было исполнено. 

Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской  Федерации, общество ссылается на существенное нарушение судами норм  материального права, повлиявшее на исход дела. 


В частности, общество приводит следующие доводы.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или  отменяющий административную ответственность за административное  правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица,  совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то  есть распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий  положение лица, обратной силы не имеет. 

Согласно пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо,  вынесшие постановление о назначении административного наказания,  прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу  закона или его положения, устанавливающих административную  ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного  вступления в силу положений закона, отменяющих административную  ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную  ответственность. 

Статьей 31.8 КоАП РФ установлено, что вопросы о разъяснении способа  и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или  прекращении исполнения постановления о назначении административного  наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на  несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей  рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими  постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для  разрешения соответствующего вопроса. 

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах,  возникающих при устранении ответственности за совершение публично- правового правонарушения» в целях реализации положений части 2 статьи 54  Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после  совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,  применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан  принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом  ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения 


полностью либо в части. При этом судам следует исходить из того, что данная  обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены  вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о  привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в  частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту  устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых  поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у  судебного пристава-исполнителя. В упомянутых случаях судебный пристав- исполнитель прекращает исполнительное производство по основаниям,  предусмотренным соответственно пунктами 5 или 6 части 2 статьи 43  Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном  производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), или  оканчивает его (пункт 4 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном  производстве). 

По мнению общества, после принятия закона исключающего  административную ответственность за содеянное, неисполненное (полностью  или в части) к моменту устранения ответственности постановление о  назначении административного наказания исполнению не подлежит. 

При этом положения пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ возлагают на судью,  орган, должностное лицо, вынесших постановление о назначении  административного наказания, обязанность совершить соответствующие  действия по прекращению исполнения этого постановления. 

Однако, учреждение не совершило предусмотренные названной нормой  КоАП РФ действия по прекращению исполнения постановления о назначении  административного наказания, что привело к исполнению постановления, не  подлежащего исполнению в силу Закона, и к нарушению прав и законных  интересов общества в виде взыскания с него административного штрафа.  Незаконное уклонение учреждения от совершения действий по прекращению  исполнения постановления о назначении административного наказания  подтверждено представленными в материалы дела доказательствами. 

То обстоятельство, что постановление о назначении административного  наказания не было признано неподлежащим исполнению в установленном  порядке, не может свидетельствовать о правомерности его исполнения после  устранения административной ответственности за вмененное обществу 


правонарушение и не изменяет квалификацию взысканного штрафа как  незаконно взысканного. 

Также, по мнению общества, является неправомерным вывод судов о том,  что после завершения исполнения постановления о назначении  административного наказания у учреждения отсутствуют основания для  рассмотрения заявления общества о возврате спорной суммы штрафа. Как  указывает общество, при наличии обстоятельств, связанных с исполнением  постановления о назначении административного наказания после устранения  административной ответственности, учреждение должно было рассмотреть  заявление общества о возврате незаконно взысканного административного  штрафа в соответствии с положениями бюджетного законодательства и  совершить соответствующие действия по возврату из бюджета спорной суммы  административного штрафа в рамках полномочий, предоставленных ему  Бюджетным кодексом Российской Федерации. 

Приведенные обществом в жалобе доводы заслуживают внимания и  признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных  актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу общества с делом следует  передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

кассационную жалобу открытого акционерного общества «8-ой  таксомоторный парк» с делом передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г.Першутов