ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-41047/2015 от 22.07.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-АД16-4592

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 22.07.2016 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу открытого  акционерного общества «8-ой таксомоторный парк» на постановление  Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2016 по делу   № А40-73758/2015 Арбитражного суда города Москвы по заявлению открытого  акционерного общества «8-ой таксомоторный парк» к государственному  казенному учреждению г. Москвы «Организатор перевозок» о признании  незаконным уведомления от 06.02.2015 № 23-18-1139/15 об отказе в возврате  незаконно взысканного административного штрафа в размере 100 000 рублей и  об обязании возвратить указанную сумму штрафа, 

установил:

открытое акционерное общество «8-ой таксомоторный парк» (далее –  общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к  государственному казенному учреждению г. Москвы «Организатор перевозок»  (далее – учреждение) о признании незаконным уведомления от 06.02.2015   № 23-18-1139/15 об отказе в возврате незаконно взысканного  административного штрафа в размере 100 000 рублей и об обязании возвратить  указанную сумму штрафа. 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.08.2015,  оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного 


апелляционного суда от 19.10.2015, заявление общества удовлетворено,  оформленный уведомлением от 06.02.2015 № 23-18-1139/15 отказ учреждения в  возврате 100 000 рублей взысканного административного штрафа признан  незаконным и на учреждение возложена обязанность возвратить обществу  штраф в размере 100 000 рублей, взысканный на основании постановления  от 08.11.2012 ВВВ № 012204, в течении трех дней с даты вступления в  законную силу решения суда первой инстанции. 

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 08.02.2016  отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций и отказал обществу в  удовлетворении заявленных требований. 

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с  кассационной жалобой на постановление Арбитражного суда Московского  округа от 08.02.2016, в которой просит его отменить, оставив в силе решение  суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. 

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2016  были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Москвы. 

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба  подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы  подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются  достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в  кассационном порядке. 

При изучении доводов жалобы общества по материалам истребованного  дела и принятых по делу судебных актов установлены основания для передачи  упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Как следует из материалов дела, постановлением учреждения  от 08.11.2012 ВВВ № 012204 общество привлечено к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 10.7 Закона города  Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных  правонарушениях» (далее – КоАП Москвы), с назначением наказания в виде  административного штрафа в размере 100 000 рублей (далее – постановление о  назначении административного наказания). 


В соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы  от 02.04.2013 № 186-ПП «О мерах по организации транспортного  обслуживания населения в г. Москве» (далее – Постановление № 186-ПП)  исключена административная ответственность за правонарушение вмененное  обществу. 

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения  общества к учреждению с заявлением от 13.11.2013 о прекращении исполнения  постановления о назначении административного наказания в соответствии с  положениями статьи 1.7 и пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Однако, возбужденное на основании указанного постановления о  назначении административного наказания исполнительное производство  от 04.10.2013 № 19257/13/04/77 было окончено 11.03.2014 фактическим  исполнением – взысканием с общества назначенного административного  штрафа в размере 100 000 рублей. 

Полагая, что постановление о назначении административного наказания  было незаконно исполнено после вступления в законную силу Постановления   № 186-ПП, устранившего административную ответственность за содеянное,  общество 28.01.2015 обратилось к учреждению с заявлением о возврате  100 000 рублей взысканного административного штрафа. 

Уведомлением от 06.02.2015 № 23-18-1139/15 учреждение отказало  обществу в возврате названного штрафа, указав, что взыскание произведено на  основании законного постановления о назначении административного  наказания. 

Не согласившись с указанным отказом учреждения, общество обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Признавая неправомерным отказ учреждения в возврате обществу  взысканного административного штрафа и обязывая учреждение возвратить  обществу спорные денежные средства, суды первой и апелляционной  инстанций исходили из того, что в нарушение требований статьи 1.7, пункта 2  статьи 31.7 и статьи 31.8 КоАП РФ учреждение не прекратило исполнение  постановления о назначении административного наказания и указанное  обстоятельство привело к взысканию с общества спорной суммы штрафа при  отсутствии к тому правовых оснований. 

Суд кассационной инстанции, ссылаясь на то, что рассмотрение  административным органом ходатайств в рамках исполнения постановления о 


назначении административного наказания обусловлено наличием  незавершенного производства по делу и возможно исключительно до момента  завершения исполнения постановления о назначении административного  наказания, пришел к выводу об отсутствии у учреждения оснований для  рассмотрения заявления общества о возврате взысканного административного  штрафа, поскольку к моменту обращения общества с названным заявлением  постановление о назначении административного наказания было исполнено. 

На основании изложенного, суд кассационной инстанции признал  правомерным оспариваемый отказ учреждения в возврате обществу  взысканного административного штрафа и отменил судебные акты судов  нижестоящих инстанций, отказав обществу в удовлетворении заявленных  требований. 

Обжалуя постановление суда кассационной инстанции в Верховный Суд  Российской Федерации, общество ссылается на существенное нарушение судом  норм материального права, повлиявшее на исход дела. 

В частности, общество приводит следующие доводы.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или  отменяющий административную ответственность за административное  правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица,  совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то  есть распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий  положение лица, обратной силы не имеет. 

Согласно пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо,  вынесшие постановление о назначении административного наказания,  прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу  закона или его положения, устанавливающих административную  ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного  вступления в силу положений закона, отменяющих административную  ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную  ответственность. 

Статьей 31.8 КоАП РФ установлено, что вопросы о разъяснении способа  и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или 


прекращении исполнения постановления о назначении административного  наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на  несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей  рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими  постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для  разрешения соответствующего вопроса.  

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах,  возникающих при устранении ответственности за совершение публично- правового правонарушения» в целях реализации положений части 2 статьи 54  Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после  совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,  применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан  принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом  ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения  полностью либо в части. При этом судам следует исходить из того, что данная  обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены  вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о  привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в  частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту  устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых  поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у  судебного пристава-исполнителя. В упомянутых случаях судебный пристав- исполнитель прекращает исполнительное производство по основаниям,  предусмотренным соответственно пунктами 5 или 6 части 2 статьи 43  Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном  производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), или  оканчивает его (пункт 4 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном  производстве). 

По мнению общества, после принятия закона исключающего  административную ответственность за содеянное, неисполненное (полностью  или в части) к моменту устранения ответственности постановление о  назначении административного наказания исполнению не подлежит. 

При этом положения пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ возлагают на судью,  орган, должностное лицо, вынесших постановление о назначении 


административного наказания, обязанность совершить соответствующие  действия по прекращению исполнения этого постановления. 

Однако, учреждение не совершило предусмотренные названной нормой  КоАП РФ действия по прекращению исполнения постановления о назначении  административного наказания, что привело к исполнению постановления, не  подлежащего исполнению в силу Закона, и к нарушению прав и законных  интересов общества в виде взыскания с него административного штрафа.  Незаконное уклонение учреждения от совершения действий по прекращению  исполнения постановления о назначении административного наказания  подтверждено представленными в материалы дела доказательствами. 

То обстоятельство, что постановление о назначении административного  наказания не было признано неподлежащим исполнению в установленном  порядке, не может свидетельствовать о правомерности его исполнения после  устранения административной ответственности за вмененное обществу  правонарушение и не изменяет квалификацию взысканного штрафа как  незаконно взысканного. 

Также, по мнению общества, является неправомерным вывод суда  кассационной инстанции о том, что после завершения исполнения  постановления о назначении административного наказания у учреждения  отсутствуют основания для рассмотрения заявления общества о возврате  спорной суммы штрафа. Как указывает общество, при наличии обстоятельств,  связанных с исполнением постановления о назначении административного  наказания после устранения административной ответственности, учреждение  должно было рассмотреть заявление общества о возврате незаконно  взысканного административного штрафа в соответствии с положениями  бюджетного законодательства и совершить соответствующие действия по  возврату из бюджета спорной суммы административного штрафа в рамках  полномочий, предоставленных ему Бюджетным кодексом Российской  Федерации. 

Приведенные обществом в жалобе доводы заслуживают внимания и  признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного  акта в кассационном порядке, в связи с чем жалобу общества с делом следует  передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 


определил:

кассационную жалобу открытого акционерного общества «8-ой  таксомоторный парк» с делом передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г.Першутов