ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 10-АПА19-4 от 21.03.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 10-АПА19-4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 21 марта 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по  административному исковому заявлению Репина А.Г. о признании не  действующим решения Ленинской сельской Думы Слободского района  Кировской области Второго созыва от 2 апреля 2010г. № 32/125 «Об  утверждении Генерального плана Ленинского сельского поселения» в части  строительства полигона твердых бытовых отходов по апелляционной жалобе  Репина А.Г. на решение Кировского областного суда от 30 ноября 2018г.,  которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., пояснения представителя ООО «САХ» Бубновой О.Н.,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации, 

установила:

Репин А.Г. обратился в Кировский областной суд с административным  исковым заявлением о признании не действующим решения Ленинской  сельской Думы Слободского района Кировской области Второго созыва от  02 апреля 2010г. № 32/125 «Об утверждении Генерального плана Ленинского  сельского поселения» касающегося подпунктов 6.2, 6.5, 9.2 Генерального  плана Ленинского сельского поселения, а также сводной схемы территории 


муниципального образования Ленинского сельского поселения в части  строительства полигона твердых бытовых отходов севернее д.Осинцы  Слободского района Кировской области . 

Решением Кировского областного суда от 30 ноября 2018г. РепинуА.Г.  отказано в удовлетворении заявленных требований. 

Не согласившись с решением суда, Репин А.Г. обратился в Судебную  коллегию по административным делам Верховного суда Российской  Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный  судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм  материального права, заявленные требования удовлетворить в полном  объеме. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  прокуратурой Кировской области представлены возражения. 

В судебное заседание представители Репина А.Г., представители  Ленинской сельской Думы Слободского района Кировской области второго  созыва, администрации Ленинского сельского поселения Слободского  района Кировской области, администрации Слободского района Кировской  области, АО «Куприт», лесного отдела Министерства лесного хозяйства  Паркового лесничества Кировской области, Министерство охраны и  окружающей среды, ООО «Центральный полигон», Слободской районной  организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов»,  Управления Росприроднадзора по Кировской области, извещенные  надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не  явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие  не явившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации установила следующее. 

В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от  06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов  городского поселения относится к вопросам местного значения городского  поселения. 

Решением Ленинской сельской Думы Слободского района Кировской  области Второго созыва от 22 апреля 2010г. № 32/125 утвержден  Генеральный план Ленинского сельского поселения Слободского района  Кировской области. Указанное решение опубликовано в информационном  бюллетене органов местного самоуправления Ленинского сельского  поселения Слободского района Кировской области от 22 апреля 2010 г.,  выпуск № 16 (60), являющимся официальным изданием. 

В соответствии с подпунктом 6.2 тома № 1 сводной схемы (основного  чертежа) территории муниципального образования Ленинское сельское 


поселение Слободского района Кировской области Генерального плана  предусмотрено строительство полигона твердых бытовых отходов севернее  д. Осинцы. 

Согласно подпункту 6.5 тома № 2 сводной схемы (основного чертежа)  территории муниципального образования в состав объектов специального  назначения входят территории свалок и полигонов складирования твердых  бытовых отходов, а также предусматривается строительство полигона  твердых бытовых отходов на земельном участке 02:01:01, который  рекомендован Кировской геологопоисковой партией. 

В соответствии с подпунктом 9.2 тома № 2 сводной схемы (основного  чертежа) территории муниципального образования Ленинское сельское  поселение в целях обеспечения экологического и санитарно- эпидемиологического благополучия населения и окружающей среды  необходимо предусмотреть строительство полигона твердых бытовых  отходов на территории Ленинского сельского поселения. 

Как следует из материалов дела распоряжением администрации  Слободского муниципального района Кировской области от 29 апреля 2014 г.   № 668 утвержден градостроительный план № 43-КИ43530308-2448  земельного участка с кадастровым номером 43:30:380834:880, площадью  181 507 кв.м, местоположение: Кировская область, Слободской район,  Ленинское сельское поселение, для строительства полигона твердых  бытовых отходов. 

Приказом Управления Росприроднадзора по Кировской области от  05 мая 2015г. № 295 утверждено заключение экспертной комиссии  государственной экологической экспертизы проектной документации  «Полигон для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения  Ленинское Слободского района Кировской области». Срок действия  заключения до 06 мая 2018г. 

Согласно заключению экспертной комиссии, документы по объему и  содержанию соответствуют экологическим требованиям, установленным  техническими регламентами и законодательством в области охраны  окружающей среды, уровень намечаемого воздействия на окружающую  природную среду допустим. 

Администрацией Слободского района Кировской области ООО «САХ»  выданы два разрешения на строительство полигона для твердых бытовых  отходов в районе сельского поселения Ленинского от 22 февраля 2017г. № 43- К.Ш3530308-2919-2017 и № 43- КШЗ530308-2918-2017 первой и второй  очереди строительства, со сроком действия до 31 декабря 2020 г. и  31 декабря 2019г., площадью застройки 130 546 кв.м, по адресу: Кировская  область, Слободской район, Ленинское сельское поселение. 

Репин А.Г. является собственником земельного участка, с кадастровым  номером <...>, расположенного в д. <...>, на основании договора купли-продажи от 01 ноября 2011г. 


Оспаривая Генеральный план сельского поселения, Репин А.Г. полагает,  что нарушаются его права собственника земельного участка, находящегося в  непосредственной близости от земельного участка, предусмотренного для  строительства полигона твердых бытовых отходов севернее д. Осинцы, а  также считает, что строительство полигона запланировано на землях,  отнесенных к зеленной зоне городов Киров, Кирово-Чепецк, Слободской. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции исходил из того, что оспариваемый акт не противоречит  действующему законодательству. 

Исследовав представленные в материалы дела документы, Судебная  коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из  следующего. 

В силу пунктов 1 и 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской  Федерации относятся, в том числе: владение, пользование, распоряжение  лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской  Федерации; определение функциональных зон в лесопарковых зонах,  площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ  лесопарковых зон, зеленых зон. 

В соответствии с Положением об определении функциональных зон в  лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от  14 декабря 2009 г. № 1007, зеленые зоны устанавливаются в целях  обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и  техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды. 

Решением малого Совета Кировского областного Совета народных  депутатов от 19 мая 1992 г. № 79 «Об утверждении границ зеленой зоны  городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского» утверждены границы  зеленой зоны. 

Постановлением Правительства Кировской области от 20 июня 2007 г.   № 98/258 в целях сохранения природных комплексов, имеющих особое  природоохранное, эстетическое и рекреационное значение, объявлены  зеленые зоны городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского в границах,  утвержденных решением малого Совета Кировского областного Совета  народных депутатов от 19 мая 1992 г. № 79 особо охраняемой природной  территорией регионального значения. 

Постановлением Правительства Кировской области от 27 августа 2007 г.   № 104/361 «Об утверждении режима особой охраны зеленой зоны городов  Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского» установлен режим особой охраны  зеленой зоны городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, которым в  соответствии с пунктом 3 установленного режима особой охраны зеленой  зоны в лесах зеленой зоны запрещается загрязнение территории любыми  видами отходов. К зеленой зоне относятся леса, расположенные на землях  лесного фонда и землях иных категорий. 


Зеленая зона городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского  расположена в центральной части Кировской области на территории трех  муниципальных районов: Кирово-Чепецкого, Слободского и муниципального  образования «Город Киров», предназначена для оздоровления воздушного  бассейна городов и других населенных пунктов, поддержания экологической  стабильности территории. 

Протяженность зеленой зоны с севера на юг составляет 75 км, с запада  на восток - 70 км. Площадь территории зеленой зоны и утвержденных  границ составляет 175 000 га. 

На территории зеленой зоны постоянно или временно запрещается или  ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания  особо охраняемой природной территории или причиняет вред природным  комплексам и их компонентам. 

Согласно Перечню лесных кварталов участковых лесничеств, лесничеств  и лесопарков, входящих в состав зеленой зоны, в него входит 1-46 кварталы  Рубежницкого сельского участкового лесничества Паркового лесничества  Кировской области. 

Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером  43:30:380834:880, на котором ведется строительство полигона твердых  бытовых отходов не относился и не относится к землям лесного фонда на  момент разработки и утверждения генерального плана. Указанный  земельный участок выделен из земельного участка с кадастровым номером  43:30:000000:433 с разрешенным использованием «фонд перераспределения»  и постановлен на кадастровый учет 15 июня 2011г. Исходный земельный  участок - 43:30:000000:433 поставлен на кадастровый учет 25 января 1993г. и  согласно картографическим материалам проектов перераспределения земель  от 1989г. не относился к землям лесного фонда. 

Судом установлено, что земельный участок, предоставленный под  строительство полигона территориально находится во внешнем контуре  границ 9 квартала Рубежницкого сельского участкового лесничества  Паркового лесничества Кировской области, не относится к землям лесного  фонда и, следовательно, не входит в состав зеленой зоны в связи с чем на его  территорию не распространяется режим особо охраняемой природной  территории. 

В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса  Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный  план содержит: положение о территориальном планировании; карту  планируемого размещения объектов местного значения поселения или  городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ  образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или  городского округа; карту функциональных зон поселения или городского  округа. 

На указанных картах соответственно отображаются планируемые для  размещения объекты местного значения поселения, городского округа, 


относящиеся в том числе к области обработки, утилизации, обезвреживании  и размещении твердых коммунальных отходов (часть 5 статьи 23  Градостроительного кодекса). 

В соответствии со статьями 24 и 28 Градостроительного кодекса проект  Генерального плана сельского поселения был рассмотрен на публичных  слушаниях 27 января 2010 г. Предварительно Ленинской сельской Думой  21 декабря 2009г. принято решение № 29/104 о назначении публичных  слушаний по проекту Генерального плана поселения. На публичных  слушаниях для ознакомления представлены все материалы проекта  Генерального плана и рассматривался он в комплексе. По результатам  публичных слушаний составлен протокол от 27 января 2010 г и заключение  от 05 февраля 2010г., которые вместе с проектом Генерального плана  поселения направлены на утверждение Ленинской сельской Думе. 

В соответствии с пунктом 2.1 санитарных правил «Гигиенические  требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых  отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным  санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г. (далее - СанПиН  2.1.7.1038-01) полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются  специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и  обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно 

эпидемиологическую безопасность населения.

Согласно пункту 3.3 указанных Правил участок для устройства полигона  ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным  планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной  зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на  ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными  осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных  площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных  пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на  территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор  и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих  нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы. 

Размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ  полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно - защитной зоны может  уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу (пункт 3.2  СанПиН 2.1.7.1038-01.) 

Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам  (п.2.2 СанПиН 2.1.7.1038-01). 

Согласно материалам дела государственная экологическая экспертиза  проведена и составлено заключение в соответствии с требованиями  Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической  экспертизе» и санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01. 


Администрацией Слободского района Кировской области  29 августа 2014г. проведены публичные слушания по проектной  документации полигона с составлением протокола заседания комиссии по  проведению указанных обсуждений. О времени и месте проведения  публичных слушаний заинтересованные лица оповещены заблаговременно  на основании распоряжения администрации Слободского района от  18 июля 2014г. № 1204 «О проведении общественных обсуждений по  вопросу оценки воздействия на окружающую среду объекта капитального  строительства полигона твердых бытовых отходов в Ленинском сельском  поселении». Информация об обсуждениях опубликована за 30 дней до даты  их проведения в средствах массовой информации и в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». 

Таким образом, процедура оценки воздействия на окружающую среду  строительства полигона твердых бытовых отходов в Ленинском сельском  поселении соблюдена. 

Кроме того принадлежащий административному истцу земельный  располагается на расстоянии более 3,5км от земельного участка на котором  осуществляется оборудование полигона твердых бытовых отходов, что не  противоречит пункту 3.2 Санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01. 

Строительство полигона предусмотрено программой социально- экономического развития района, а отведенная Генеральным планом  поселения территория для этих целей не относится к лесам, расположенным  на землях лесного фонда и не входит в состав зеленой зоны городов Кирова,  Кирово-Чепецка и Слободского. 

С учетом изложенного Судебная коллегия полагает, что оснований для  отмены решения суда первой не имеется. 

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств,  которые не исследованы судом первой инстанции при рассмотрении  административного дела. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Кировского областного суда от 30 ноября 2018 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу Репина А.Г. - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи