ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 19АП-6095/18 от 26.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 310-ЭС19-6352

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва26 июня 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления  имущественных и земельных отношений администрации городского округа  «Город Воронеж» (г. Воронеж) на решение Арбитражного суда Воронежской  области от 25.06.2018, постановление Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 19.11.2018 и постановление Арбитражного суда  Центрального округа от 14.02.2019 по делу  № А14-297/2018, 

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель Думанов Сергей Владимирович  обратился в Арбитражный суд Воронежской области к Управлению  имущественных и земельных отношений администрации городского округа  «Город Воронеж» (далее – Управление имущества), муниципальному  казенному предприятию городского округа «Город Воронеж» «Воронежский  жилищно-коммунальный комбинат» (далее – Казенное предприятие) со  следующими требованиями:

- признать незаконным решение Управления имущества, содержащееся в  сообщении от 01.12.2017  № 8780126, об отказе в реализации предпринимателем  преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого встроенного  помещения V, этаж 1 (поз. 3-8), общей площадью 94,2 кв. м, расположенного  по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, 48;

- признать незаконным решение Казенного предприятия, содержащееся в  сообщении от 01.12.2017  № 1257-юр, об отказе в реализации  предпринимателем преимущественного права на приобретение указанного  нежилого помещения;


- обязать администрацию городского округа «Город Воронеж» в лице  Управления имущества устранить нарушение прав и законных интересов  предпринимателя путем совершения действий, определенных частью 3 статьи 9  Федерального закона от 22.07.2008  № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения  недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности  субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и  арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –  Закон  № 159-ФЗ).

Арбитражный суд Воронежской области решением от 25.06.2018,  оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 19.11.2018 и постановлением Арбитражного суда  Центрального округа от 14.02.2019, признал не соответствующим Закону 

 № 159-ФЗ отказ Управления имущества, выраженный в сообщении от  01.12.2017  № 8780126, в реализации предпринимателем преимущественного  права на приобретение спорного нежилого помещения и обязал Управление  имущества устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя  путем совершения в отношении спорного помещения действий, установленных  частью 3 статьи 9 Закона  № 159-ФЗ; в отношении требований, заявленных к  Казенному предприятию, отказал.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Управление имущества, ссылаясь на нарушение судами трех  инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть  принятые по делу судебные акты в кассационном порядке.

Дело 22.05.2019 истребовано из Арбитражного суда Воронежской  области.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 

АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья  Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для  передачи кассационной жалобы Управления имущества вместе с делом для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, администрация  городского округа «Город Воронеж» (далее – Администрация) на основании  договора от 10.05.2006 (с учетом дополнительных соглашений к нему)  передала Казенному предприятию в оперативное управление муниципальное  имущество, в том числе нежилое помещение, расположенное по адресу: 


г. Воронеж, ул. 9 Января, 48. Право оперативного управления зарегистрировано  в установленном порядке.

На основании приказов Администрации от 28.06.2010  № 715, от  15.06.2011  № 344, от 15.05.2012  № 287, от 04.06.2013  № 1435 Казенное  предприятие (арендодатель) и предприниматель (арендатор) ежегодно  заключали договоры (от 28.06.2010, от 15.06.2011, от 15.05.2012, от 04.06.2013)  аренды указанного нежилого помещения для использования под выставочный  зал. В договорах указано, что названное помещение принадлежит арендодателю  на праве оперативного управления на основании договора от 10.05.2006.  

Стороны дополнительным соглашением от 15.08.2013 к договору аренды  от 04.06.2013 уточнили, что площадь арендованного помещения составляет  94,2 кв.м.

По результатам аукциона Казенное предприятие и предприниматель  заключили новый договор от 24.08.2015 аренды названного помещения на срок  до 23.07.2016. По истечении указанного срока стороны с согласия Управления  имущества на основании части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон  № 135-ФЗ) 24.07.2016  заключили договор аренды данного муниципального имущества на новый срок  - до 23.06.2017. В данных договорах аренды также имеется указание на  принадлежность спорного помещения Казенному предприятию на праве  оперативного управления.

Предприниматель 03.11.2017 обратился к Управлению имущества и  Казенному предприятию с заявлениями о соответствии арендатора условиям  отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства,  установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007  № 209-ФЗ «О  развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  (далее - Закон  № 209-ФЗ), и о реализации преимущественного права на  приобретение арендуемого муниципального имущества в порядке Закона 

 № 159-ФЗ.

Казенное предприятие сообщением от 01.12.2017  № 1257-юр отказало  предпринимателю в реализации преимущественного права на приватизацию  арендованного помещения, сославшись на то, что в соответствии с пунктом 3.6  договора от 10.05.2006 о передаче муниципального имущества в оперативное  управление оно не вправе продавать недвижимое имущество, переданное ему в  оперативное управление.

Управление имущества решением, содержащемся в сообщении от  01.12.2017  № 8780126, также отказало предпринимателю в реализации  преимущественного права на приватизацию арендованного помещения, указав  на то, что это помещение с 2006 года закреплено на праве оперативного  управления Казенного предприятия, и на прекращение договора аренды от  24.07.2017  № 7 на дату обращения предпринимателя с заявлением о реализации  преимущественного права.

Предприниматель, полагая, что указанные решения об отказе в  реализации преимущественного права не соответствует требованиям Законов   № 135-ФЗ, 159-ФЗ, 209-ФЗ и нарушают его права в сфере 


предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в  арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 198, 200,  201 АПК РФ, статьи 165.1, 296, 299, 610, 621 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее – ГК РФ), статьи 3, 9 Закона  № 159-ФЗ, статью 17.1 Закона 

 № 135-ФЗ, статью 4 Закона  № 209-ФЗ, разъяснения, приведенные в пункте 4.2  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 17.11.2011  № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил  Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», пункте 1  информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 05.11.2009  № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона  «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в  государственной собственности субъектов Российской Федерации или в  муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего  предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации», пришли к выводу о том, что оспариваемый  отказ Управления имущества не соответствует положениям Закона  № 159-ФЗ и  нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  деятельности, и обязали Управление имущества устранить нарушение прав и  законных интересов предпринимателя путем совершения действий,  установленных частью 3 статьи 9 Закона  № 159-ФЗ; в отношении требований,  заявленных к Казенному предприятию, отказали.

Суды исходили из следующего: спорное помещение находится в  непрерывном пользовании арендатора, являющегося субъектом малого  предпринимательства, более двух лет (начиная с 28.06.2010 – момента  заключения первого договора аренды); поскольку после истечения срока  действия последнего договора аренды от 24.07.2016 предприниматель,  обладающий преимущественным правом на заключение договора аренды  указанного муниципального имущества на новый срок без торгов,  заблаговременно обратившийся с соответствующим заявлением, продолжил  использование спорного помещения, действие договора аренды нежилого  помещения возобновилось на тех же условиях на неопределенный срок;  предприниматель соответствует критериям, предусмотренным статьей 4 Закона   № 209-ФЗ, статьями 3 и 9 Закона  № 159-ФЗ, поэтому имеет преимущественное  право на приобретение спорного помещения в собственность в порядке,  определенном Законом  № 159-ФЗ; на момент обращения с заявлениями у  предпринимателя отсутствовала задолженность по арендной плате; пунктом 2  статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества вправе изъять  излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество,  закрепленное им за учреждением или казенным предприятием и вправе  распорядиться имуществом по своему усмотрению, следовательно, Управление  имущества, уполномоченное распоряжаться муниципальным имуществом,  вправе изъять из оперативного управления Казенного предприятия спорное  нежилое помещение, неиспользуемое последним в целях уставной  деятельности ввиду сдачи его в аренду.


Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной  инстанций.

В кассационной жалобе Управление имущества, ссылаясь на то, что суды  трех инстанций неправильно применили нормы материального права, просит  отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленных предпринимателем требований.

В числе прочих доводов Управление имущества указывает на следующее.

Суды, обязывая Управление имуществом совершить действия,  предусмотренные частью 3 статьи 9 Закона  № 159-ФЗ, направленные на  передачу предпринимателю в собственность спорного помещения, пришли к  неверному выводу о наличии у Управления имуществом полномочий по  распоряжению объектом, переданным в оперативное управление Казенного  предприятия. 

В соответствии с действующим законодательством с момента передачи  имущества в оперативное управление (хозяйственное ведение) предприятия  собственник имущества утрачивает право свободно распоряжаться этим  имуществом. Размещение третьих лиц на части площадей, временно не  используемых предприятием, является правом предприятия, которое  реализуется им самостоятельно с учетом ограничений, установленных 

Законом  № 135-ФЗ, и с согласия собственника.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона  № 159-ФЗ муниципальное  унитарное предприятие вправе осуществлять возмездное отчуждение  принадлежащего ему недвижимого имущества, арендуемого лицом,  отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 Закона  № 159-ФЗ, в  порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора  на приобретение указанного имущества.

Порядок реализации такого права арендатором в том случае, когда  арендуемое недвижимое имущество принадлежит муниципальному  предприятию на праве хозяйственного ведения (оперативного управления),  установлен частью 3 статьи 4 Закона  № 159-ФЗ.

Согласно правилам, изложенным в названной норме, государственное  или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о  совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого  имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или  оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным  статьей 3 данного Федерального закона требованиям, а также получило в  соответствии с законодательством Российской Федерации согласие  собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу  предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с  указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной  стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом «Об  оценочной деятельности в Российской Федерации», проект договора купли- продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной  плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении  такой задолженности с указанием ее размера.


Приватизация недвижимого имущества, принадлежащего унитарному  предприятию на праве оперативного управления и арендуемого субъектом  малого или среднего предпринимательства, возможна только в случае принятия  Казенным предприятием решения о возмездном отчуждении имущества в  порядке, предусмотренном статьей 4 Закона  № 159-ФЗ, причем принятие  такого решения является правом, а не обязанностью Предприятия.

Спорное нежилое помещение находится в оперативном управлении  Казенного предприятия с 2006 года, то есть до предоставления в аренду  предпринимателю. При этом Казенное предприятие не принимало решения о  совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение спорного  помещения, по правилам Закона  № 159-ФЗ, а собственник имущества,  принадлежащего Казенному предприятию на праве оперативного управления,  не вправе самостоятельно принимать решение о возмездном отчуждении  имущества в порядке, предусмотренном статьей 4 названного Закона.

Вывод о том, что для муниципального предприятия возмездное  отчуждение принадлежащего ему на праве оперативного управления  имущества, является правом, а не обязанностью, сделан арбитражными судами  при рассмотрении дела  № А14-2889/2016 с участием предпринимателя  Думанова С.В., Казенного предприятия и Администрации по вопросу  приобретения предпринимателем в собственность спорного помещения.

Приведенные в жалобе Управления имущества доводы о существенном  нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального  права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в  связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

жалобу Управления имущественных и земельных отношений  администрации городского округа «Город Воронеж» передать для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 06 августа 2019 года на 10 часов 00 минут в помещении суда по  адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал  № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда
Российской Федерации И.Л. Грачева