ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 304-ЭС20-20941 от 30.12.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 304-ЭС20-20941

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В., изучив кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.02.2020 по делу № А45?865/2019, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 и постановление Арбитражного суда Западно–Сибирского округа от 23.09.2020 по указанному делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Госстрой?Сибирь» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее – учреждение) о взыскании 2 952 424 рублей 88 копеек долга, 272 655 рублей 94 копеек неустойки (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учреждение предъявило встречный иск к обществу о взыскании 183 934 рублей 68 копеек штрафа, 393 423 рублей 67 копеек пени, об обязании представить исполнительную документацию (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.02.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Западно–Сибирского округа от 23.09.2020, первоначальный иск удовлетворен; встречный иск удовлетворен частично: с общества в пользу учреждения взыскано 183 934 рубля 68 копеек штрафа и 19 307 рублей 80 копеек пени, в удовлетворении остальной части встречного иска отказано; распределены судебные расходы по оплате экспертизы и уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, в обоснование первоначального иска общество указало, что учреждение не исполнило обязанность по оплате работ по капитальному ремонту кровли административного здания, выполненных обществом в соответствии с заключенным государственным контрактом от 09.07.2018 № 51/ЭА/0666/06.2018?ВР. Встречный иск учреждения мотивирован несоответствием контракту части выполненных обществом работ, предъявленных к приемке и оплате, в том числе в количестве, превышающем сметную стоимость, нарушением срока выполнения работ, а также наличием обязанности общества передать учреждению исполнительную документацию (акты освидетельствования скрытых работ, счета?фактуры).

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 1, 12, 329, 330, 527, 702, 709, 711, 716, 726, 743, 746, 753, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 24, 34, 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», правовыми позициями, сформулированными в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, учитывая результаты судебной строительно–технической экспертизы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований в полном объеме и частичного удовлетворения встречных исковых требований.

Установив, что работы выполнены обществом с надлежащим качеством, в соответствии с нормативными требованиями и условиями контракта, а имеющиеся несущественные недостатки выполненных работ устранены, при этом выполнение дополнительных работ было согласовано с учреждением, являлось необходимым для обеспечения годности и прочности их результата и по стоимости не превысило 10 % от цены контракта, суды признали неправомерным отказ учреждения от приемки и оплаты работ. Проверив расчет неустойки за нарушение сроков оплаты выполненных работ и скорректировав его с учетом ставки банковского процента, суд первой инстанции указал, что требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в заявленном обществом размере.

Кроме того, суды установили, что с общества подлежит взысканию штраф за нарушение требований качества к результату выполненных работ, а также пени за нарушение обязательства по своевременной сдаче работ с учетом произведенного перерасчета пени.

Отказывая в удовлетворении требования учреждения об обязании общества представить исполнительную документацию (акты освидетельствования скрытых работ, счета?фактуры), суды исходили из отсутствия обязанности общества по ведению исполнительной документации и передаче ее учреждению в отношении спорных работ, при этом счета?фактуры в состав исполнительной документации не входят.

Суд округа поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций, признав их соответствующими имеющимся в деле доказательствам, нормам материального и процессуального права, не усмотрев оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы, направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств, в том числе выводов экспертного заключения, в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не влекут необходимость пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Д.В. Тютин