ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 305-ЭС20-15163 от 02.12.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ -ЭС20-15163

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

02 декабря 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (Москва) на решение Арбитражного суда города Москвы  от 02.08.2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа                     от 19.06.2020 по делу № А40-57217/2018,

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее – Департамент), обществу с ограниченной ответственностью «Городок» (далее – Общество) о признании недействительными договоров от 08.12.2011 № 337-2011/Ю и от 28.06.2012              № 493-2012/Ю аренды земельных участков площадью 7128 кв.м, 2900 кв.м с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100, расположенных по адресу: Москва, ул. Героя России Соломатина, вблизи завода ОАО «Мосрентген»; об истребовании указанных земельных участков из незаконного владения Общества; об обязании Общества передать данные земельные участки истцу по акту приема-передачи.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России), войсковая часть 61899, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, администрация Ленинского муниципального района Московской области (далее – Администрация района).

Арбитражный суд города Москвы решением от 02.08.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 и постановлением  Арбитражного суда Московского округа от 19.06.2020, отказал в иске.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Минобороны России, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты.

Дело 20.10.2020 истребовано из Арбитражного суда города Москвы.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -         АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Минобороны России вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Исполнительный комитет Видновского городского Совета депутатов трудящихся Московской области принял решение от 29.11.1974 об утверждении границ фактического землепользования войсковой части 06774 и выдаче войсковой части 06774 акта на право пользования землей.

На основании  указанного решения войсковой части 06774 выдан государственный акт от 04.12.1974 на право постоянного пользования землей площадью 61,60 га. Составной частью акта является  план земельного участка с координатами поворотных точек границ.

Исполнительный комитет Московского городского Совета депутатов трудящихся решением от 09.02.1977 № 311с отвел Московскому военному округу Министерства обороны СССР под перебазирование военного городка в районе поселка Теплый Стан-Мамыри Ленинского района Московской области земельный участок площадью около 30 га, а  решением от 29.07.1977 № 2073с дополнительно отвел Московскому военному округу Министерства обороны СССР около 34 га.

Войсковой части 32986, являющейся правопреемником войсковой части 06774, главой администрации Ленинского района Московской области  выданы свидетельства от 16.03.1993 № 1683 и от 12.05.1994 № 3932 о праве постоянного (бессрочного) пользования землей площадью 61,6 га и 57,93 га для размещения объектов войсковой части.

На государственный кадастровый учет 19.09.2006 поставлен земельный участок площадью 579 300 кв.м с присвоением ему кадастрового номера 50:21:0120203:732, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации и закрепленный на праве постоянного (бессрочного) пользования за войсковой частью 32986. Границы указанного земельного участка не установлены.

По заявлениям Общества Администрация постановлениями от 21.10.2011 № 2011 и от 05.06.2012 № 2773 утвердила схемы расположения земельных участков площадью 2900 кв.м и 7128 кв.м по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сп «Мосрентген» в районе пос. Мамыри, ул. Героя России Соломатина, вблизи завода ОАО «Мосрентген», и установила вид разрешенного использования земельных участков «для организации открытой автостоянки».

На основании указанных схем проведены кадастровые работы и сформированы земельные участки площадью 7128 кв.м, 2900 кв.м с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100.

Во исполнение постановлений от 01.12.2011 № 2816 и от 28.06.2012           № 3558 Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры от 08.12.2011 № 337-2011/Ю и от 28.06.2012 № 493-2012/Ю аренды земельных участков площадью 7128 кв.м, 2900 кв.м с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100 для организации открытой автостоянки сроком на 49 лет.

Участки переданы Обществу по актам приема-передачи.

В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» указанные участки с 01.07.2012 вошли в состав города федерального значения Москвы.

На основании названного постановления Администрация, Департамент и Общество дополнительными соглашениями от 01.07.2012 внесли изменения в договоры аренды от 08.12.2011 и от 28.06.2012 и указали следующее: Администрация передает, а Департамент принимает на себя права и обязанности арендодателя в полном объеме; присвоить договорам новые учетные номера Департамента № М-11-040889 и М-11-041315; изменить адреса земельных участков, вместо адреса: Московская область, Ленинский муниципальный район, сп «Мосрентген» в районе пос. Мамыри, ул. Героя России Соломатина, вблизи завода ОАО «Мосрентген», считать адрес:  Москва, ул. Героя России Соломатина, вблизи завода ОАО «Мосрентген».

Соглашения зарегистрированы в установленном порядке.

Учреждение, осуществляющее распоряжение имуществом Минобороны России, обращаясь в арбитражный суд с настоящими иском, указало на следующее: по результатам проведенной в 2017 году проверки использования земель Минобороны России установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100 полностью налагаются на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120203:732, находящийся в федеральной собственности и относящийся к землям обороны; следовательно, спорные земельные участки, предоставленные в аренду Обществу, также относятся к землям обороны; органом, уполномоченным распоряжаться данными участками, является Минобороны России; Администрация не обладала полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении участков, образованных из федерального участка, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за подразделением Минобороны России, поэтому сделки по передаче спорных участков в долгосрочную аренду Обществу являются недействительными (ничтожными).

Суд первой инстанции по ходатайству сторон в целях установления наличия либо отсутствия наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100 с земельным участком с кадастровым номером 50:21:0120203:732 назначил проведение судебной экспертизы.

Согласно заключению судебной экспертизы в результате проведенного сопоставления фактических границ и границ, указанных в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100 с  границами земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:732, описанных в заявлении о постановке на государственный кадастровый учет,   установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100 полностью расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:732.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 12, 125, 166, 168, 209, 214, 301 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 37, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), разъяснения, приведенные в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Суды исходили из следующего: поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:732 до настоящего времени не установлены,  в том числе не установлены в результате проведения судебной экспертизы, спор об установлении границ в судебном порядке не разрешен, оснований считать, что земельные участки, предоставленные в аренду Обществу,  имеют пересечение с земельным участком, находящимся в федеральной собственности, не имеется; до установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:732 требование об оспаривании сделок и истребовании земельных участков из незаконного владения ответчика является ненадлежащим способом защиты нарушенного права.

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Минобороны России, ссылаясь на то, что суды трех инстанций при рассмотрении настоящего дела, неправильно применили нормы материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты.

В числе прочих доводов Минобороны России указывает на следующее.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120203:732 имеет статус – ранее учтенный.

Наличие в ЕГРН данных об участке с кадастровым номером 50:21:0120203:732 как об объекте недвижимости позволяло суду разрешить спор о возврате земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100, образованных из федерального участка,  во владение истца.

Земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120203:732 поставлен на государственный кадастровый учет 19.09.2006. На момент постановки на кадастровый учет правообладателем земельного участка являлась войсковая часть 32986 с записью о возникновении права постоянного (бессрочного) пользования от 12.05.1994 № 3932.

При этом земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100 постановлены на государственный кадастровый учет 10.11.2011 и 26.06.2012, то есть позже земельного участка истца.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона № 221-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120203:732, находящийся в федеральной собственности, является ранее учтенным земельным участком, то есть объектом недвижимости, права на который подлежат судебной защите способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

С 01.01.2017 правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Таким образом, государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам ранее действовавшего законодательства, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка в случаях, установленных пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительной.

При этом ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами в настоящее время не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков и сроками не ограничиваются.

При рассмотрении настоящего спора, в том числе в ходе судебной экспертизы, необходимо было установить, входят ли спорные земельные участки, предоставленные в аренду Обществу, в границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:732, предоставленного Минобороны России для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

Установление данного обстоятельства будет свидетельствовать о незаконности распоряжения спорными земельными участками муниципальными органами путем их передачи в долгосрочную аренду Обществу.

Согласно заключению судебной экспертизы спорные земельные участки полностью входят в границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:732, находящегося в федеральной собственности.

Поскольку факт формирования спорных земельных участков за счет территории, предоставленной для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, установлен заключением судебной экспертизы, судам  на основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1966 № 61-ФЗ «Об обороне», статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статей 17, 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 166, 168, 209 и 301 ГК РФ  надлежало признать недействительными (ничтожными) договоры аренды как заключенные неуполномоченным лицом и истребовать участки из владения Общества.

Если для определения полноты и объективности доказательств требовалось установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:732, суд первой инстанции мог предложить истцу уточнить заявленные требования.

При этом Учреждение и Минобороны России в судебных заседаниях первой инстанции (08.08.2019 и 17.09.2018) в письменных ходатайствах о назначении экспертизы просили арбитражный суд первой инстанции поставить на разрешение судебной экспертизы вопрос об установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:732 .

Однако суд немотивированно отклонил предложенный Учреждением и Минобороны России вопрос.

Согласно части 3 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.

В судебном заседании апелляционного суда Учреждение заявило ходатайство о проведении дополнительной землеустроительной экспертизы с целью установления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120203:732 и подтверждения наложения земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0120203:955 и 50:21:0120203:1100 на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120203:732.

Апелляционный суд отклонил ходатайство Учреждения о проведении дополнительной судебной экспертизы.

Арбитражным судом города Москвы в рамках дела № А40-84159/2013 были рассмотрены аналогичные требования Учреждения в отношении еще одного земельного участка, сформированного Администрацией района из того же участка кадастровым номером 50:21:0120203:732, предоставленного Минобороны России для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

Названный суд решением от 17.06.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14.12.2016, удовлетворил иск Учреждения, признал недействительным заключенный Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Ковчег» договор от 31.01.2012 № М-11-041154 аренды земельного участка площадью    13 360 кв.м с кадастровым номером 50:21:0120203:962, расположенного по адресу: Москва, поселение «Мосрентген», ул. Героя России Соломатина, вблизи завода ОАО «Мосрентген», и истребовал из чужого незаконного владения общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» указанный  земельный участок.

При этом суды учли в том числе заключение судебной экспертизы, подтвердившей, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120203:962 входит в границы земельного участка кадастровым номером 50:21:0120203:732, предоставленного Минобороны России для нужд Вооруженных сил Российской Федерации.

Приведенные в жалобе Минобороны России доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2  части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

жалобу Министерства обороны Российской Федерации передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 22 декабря 2020 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                                И.Л. Грачева