| |
Дело № -ЭС22-5959 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 23 августа 2022 г. |
Резолютивная часть определения объявлена 16.08.2022.
Полный текст определения изготовлен 23.08.2022.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Золотовой Е.Н. и Хатыповой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кунаковым В.В.,
с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Вологодской области (судья Лукенюк О.И., при ведении протокола помощником судьи Гусевой И.В.),
при участии представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 (доверенность от 16.12.2021 № 869),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области (г. Вологда) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.07.2021, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2022 по делу № А13-7551/2021,
УСТАНОВИЛА:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к публичному акционерному обществу «Газпром» (далее - Общество) об обязании провести работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 11,3182 га в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 (далее - Правила № 566), в срок до 01.10.2021.
Арбитражный суд Вологодской области решением от 30.07.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2022, отказал в иске.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Департамент, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить иск.
Определением от 24.06.2022 судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л. жалоба Департаментавместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Согласно части 1 статьи 291.11 АПК РФоснованиями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л., выслушав объяснения представителя Департамента, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 291.11 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) 12.04.2019 заключили договор аренды лесного участка площадью 55,7521 га для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта «Газопровод-отвод и ГРС к городам Кириллов – Белозерск - ФИО2 Бор – Вытегра Вологодской области» в составе стройки «Газопровод-отвод и ГРС к городам Кириллов – Белозерск - ФИО2 Бор – Вытегра Вологодской области» сроком на 5 лет.
Согласно проекту освоения лесов лесной массив сводится не на всей площади строительства, а только на площади 11,3182 га из общей площади арендованного участка, поскольку часть участка представлена нелесными землями. На арендуемом лесном участке, предоставленном для строительства линейного объекта, лесовосстановление не планируется. После окончания строительства линейного объекта запланирована рекультивация участка в месячный срок с наступлением бесснежного периода. Арендаторами в рамках договора аренды на заготовку древесины обеспечивается рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. При этом рекультивация земель по данным участкам предусмотрена в рамках договора от 12.04.2019 аренды лесного участка, предоставленного Обществу для строительства линейного объекта.
Общество 20.06.2019 представило в Департамент лесную декларацию, согласно которой срок использования лесов предусмотрен с 01.07.2019 по 31.12.2019.
Департамент, ссылаясь на то, что Общество по окончании срока действия лесной декларации в нарушение требований лесного законодательства не исполнило обязанность по направлению заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях лесного фонда и проведению работ по лесовосстановлению на площади 11,3182 га, равной площади вырубленных лесных насаждений, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, сославшись на статью 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс, здесь и далее в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды от 12.04.2019), Правила № 566, сделав вывод о том, что предусмотренная данными Правилами процедура обращения с заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению имеет заявительный характер, то есть подразумевает добрую волю лица на совершение такого обращения, и не носит характер гражданско-правового обязательства, отказал в удовлетворении требования Департамента.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска, указав при этом следующее.
Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (далее – Закон № 212-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2019, Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, которой предусмотрена обязанность лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 № 1014, предусмотрено, что лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению, проект лесовосстановления разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества, проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования.
Договор аренды лесного участка заключен сторонами 12.04.2019, то есть после вступления в силу Закона № 212-ФЗ. Вместе с тем обязательство Общества по выполнению работ по лесовосстановлению, предусмотренное статьей 63.1 Лесного кодекса, в договоре не установлено.
Напротив, в пунктах 5.7 и 5.8 Проекта освоения лесов, подготовленного Обществом, отражено, что к сроку завершения действия договора лесной участок должен быть рекультивирован; после рекультивации лесные участки будут представлять собой нелесные площади, так как на участке возведут газопровод, поэтому на участке не предполагается лесовосстановление.
Апелляционный суд также посчитал, что поскольку рубку лесных насаждений на спорном лесном участке осуществило третье лицо – открытое акционерное общество «Специализированное управление № 2» (далее – Специализированное управление) на основании заключенного с Департаментом (арендодателем) договора от 14.06.2019 аренды лесного участка для заготовки древесины, на ответчика не может быть возложена обязанность по лесовосстановлению.
Окружной суд, оставляя без изменения судебные акты первой и апелляционной инстанций, указал следующее: по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса и Правил № 566 для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений; следовательно, обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений; поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, рубку лесных насаждений на спорном лесном участке осуществил не ответчик, а Специализированное управление, у судов отсутствовали законные основания для обязания ответчика, которому лесной участок предоставлен в аренду для строительства газопровода, провести работы по лесовосстановлению.
Между тем суды трех инстанций не учли следующее.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 данного Кодекса регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута).
В силу статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Статьей 62 Лесного кодекса предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Введенной в действие с 01.01.2019 статьей 63.1 Лесного кодекса предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.
Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 07.05.2019 утвердило Правила № 566, устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.
Согласно пункту 2 Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
По смыслу указанных норм Лесного кодекса и Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах Кодекса.
Следует отметить, что со Специализированным управлением договор от 14.06.2019 аренды был заключен без торгов на 6,6 месяцев в целях заготовки древесины на лесном участке, предназначенном для строительства газопровода и находящемся в аренде Общества, то есть для освобождения участка от лесных насаждений.
С учетом приведенных норм права лицом, использующим леса в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов), является Общество, которому для строительства линейного объекта (газопровода) предоставлен в аренду лесной участок, на котором не будет более лесных насаждений, следовательно, именно ответчик обязан выполнить работы по лесовосстановлению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации – Вологодской области на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
При таком положении неверен вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска со ссылкой на то, что в договоре аренды лесного участка, заключенном сторонами после вступления в силу Закона № 212-ФЗ, которым в Лесной кодекс введена статья 63.1, не предусмотрено обязательство Общества по выполнению работ по лесовосстановлению.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Поскольку Общество не исполнило возложенную на него законодательством как на лицо, использующее лесной участок в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса (для строительства линейного объекта), обязанность по проведению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, Департамент обоснованно заявил в суд требование об обязании Общества выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 11,3182 га в порядке и сроки, предусмотренные Правилами № 566.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что решение от 30.07.2021, постановление апелляционного суда от 24.11.2021 и постановление окружного суда от 11.03.2022 приняты с существенным нарушением норм материального права, поэтому указанные судебные акты на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ следует отменить, а требование Департамента - удовлетворить.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Поскольку иск Департамента, освобожденного от уплаты государственной пошлины, удовлетворен в полном объеме, с учетом подпунктов 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 110 АПК РФ с Общества в доход федерального бюджета надлежит взыскать 15 000 руб. государственной пошлины (6000 руб. по иску и 9000 руб. по апелляционной и двум кассационным жалобам).
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.07.2021, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2022 по делу № А13-7551/2021 отменить.
Требование Департамента лесного комплекса Вологодской области удовлетворить.
Обязать публичное акционерное общество «Газпром» выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 11,3182 га, в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566.
Взыскать с публичного акционерного общества «Газпром» в доход федерального бюджета 15 000 руб. государственной пошлины.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий И.Л. Грачева
Судьи Е.Н. Золотова
Р.А. Хатыпова