ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 308-КГ17-4024 от 10.05.2017 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ17-4024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

10.05.2017

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу администрации местного самоуправления города Владикавказа на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2017 по делу N А61-1146/2016,

УСТАНОВИЛ:

Администрация местного самоуправления города Владикавказа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилье 2010" (далее - общество, ООО "Жилье 2010") о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2013 по 05.04.2015 в размере 8 215 251 рубля 37 копеек и пеню за несвоевременную оплату аренды в размере 1 480 391 рубля 51 копейки.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.08.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016, исковые требования удовлетворены.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 06.02.2017 отменил решение от 01.08.2016, постановление от 26.10.2016 и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация просит отменить постановление от 06.02.2017 и оставить в силе  решение суда первой инстанции от 01.08.2016,псоатвноелние апелляционного суда от 236.10.2016.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает , что согласно  пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия  и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при  аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка внесения, условий и сроков  внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» единая методика расчета ставок арендной платы для всех публичных земель не утверждалась, как и предельный размер арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственность субъектов РФ и государственная собственность на которые не разграничена.

По мнению Администрации, при расчете арендной платы следует руководствоваться действующим региональным нормативным  актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятого по делу судебного акта оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из судебных актов ,  на основании пунктов 26, 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), постановления администрации от 11.02.2010 N 129, протокола об итогах несостоявшегося аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 06.04.2010 N 1, администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 14.04.2010 N 3289 "а" аренды земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 29,7655 га, с кадастровым номером 15:09:0302002:41, находящийся по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, в квартале между ул. Московская, пр. Доватора, ул. Х. Мамсурова, ул. Барбашова, для комплексного освоения в целях жилищного строительства (этажность не более 4-х; далее - земельный участок). Срок аренды участка установлен с 14.04.2010 по 14.04.2013.

В соответствии с разделом 3 договора размер годовой арендной платы определен на основании отчета общества с ограниченной ответственностью «Риэлт-Оценка» от 01.02.2010 N 01/10/19 об оценке рыночно обоснованной арендной платы ,  протокола об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (несостоявшегося) от 06.04.2010 N 1,и составляет 660 680 рублей. Размер арендной платы определен по результатам аукциона (несостоявшегося) и остается неизменным на весь период действия договора. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной суммы до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за 4 квартал - не позднее 31 декабря текущего года.

За нарушение срока внесения арендной платы предусмотрено начисление пени в размере 0,05% от неуплаченной суммы арендной платы за каждый день просрочки (пункт 5.2 договора).

Из представленных  в материалах дела кадастровых паспортов земельных участков  следует,  что являющийся предметом спорного договора аренды земельный участок с кадастровым номером 15:09:0302002:41 разделен и подлежит снятию с кадастрового учета.

В отношении земельного участка 15:09:0302002:77, одного из образованных в результате раздела спорного участка участков, обществом подписано соглашение от 08.02.2011 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенаем) с обществом с ограниченной ответственностью "Парус" (далее - ООО "Парус"). Доказательства государственной регистрации перехода права  отсутствуют.

07.10.2011, со ссылкой на постановление администрации 06.10.2011 N 1758, администрация и общество заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 14.04.2010 N 3289 "а", по условиям которого предметом аренды являются 7 земельных участков. Данное соглашение зарегистрировано управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания 17.11.2011.

Образованный из участка 15:09:0302002:41 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0302002:74 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование управлению по строительству администрации постановлением от 15.03.2013 N 470. Доказательства государственной регистрации права управления по строительству администрации на земельный участок в деле отсутствуют.

15.08.2013 сторонами подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 14.04.2010 N 3289 "а".

Ссылаясь  на образование у ООО "Жилье 2010" задолженности по договору аренды земельного участка от 14.04.2010 N 3289 "а" за период с 01.01.2013 по 05.04.2015, осуществив расчет задолженности по арендной плате после истечения срока действия договора (с 15.04.2013) на основании постановления правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2010 N 380, администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.

При разрешении спора  суды исходили из следующего.

В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса, пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды.

 Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).

 По общему правилу, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Порядок определения размера, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса в действующей до 1 марта 2015 года редакции, статья 39.7 Земельного кодекса в действующей с 1 марта 2015 года редакции, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункты 16, 19 постановления Пленума N 73).

В пункте 18 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 17.11.2011 N 73 « Об отдельных вопросах практики применения  правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»( в редакции Постановления  от 25.01.2013 №13) разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

Исследовав и оценив представленные   доказательства, суд первой  инстанции, с выводами которого  согласился суд апелляционной инстанции ,  признал  обоснованность заявленных администрацией требований и удовлетворил иск в полном объеме.

Суд округа, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение,  указал, что квалифицировав существующие между администрацией и обществом в спорный период с 01.01.2013 по 05.04.2015 правоотношения в качестве арендных, и применив к ним до 14.04.2013 условия договора от 14.04.2010 N 3289 "а", а с 15.04.2013 - регулируемую правительством Республики Северная Осетия-Алания стоимость аренды находящейся в государственной собственности земли, судебные инстанции не исследовали упомянутые администрацией постановления от 16.03.2011 N 370 и от 06.10.2011 N 1758, не проверили довод о ликвидации земельного участка с кадастровым номером 15:09:0302002:41, предоставленного обществу в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства по итогам несостоявшихся 06.04.2010 торгов.

Судами  не проверено соблюдение установленных пунктом 5 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации  (в действующей в спорный период редакции)  условий при разделе участка с кадастровым номером 15:09:0302002:41, позволяющих считать его  предоставленным и используемым арендатором для комплексного освоения в целях жилищного строительства, применять указанный в договоре от 14.04.2010 N 3289 "а" размер арендной платы, а равно, применять при расчете регулируемой арендной платы коэффициент по виду использования земель "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" (0,4% от кадастровой стоимости),

Суд округа  также указал на то, что судебные инстанции не исследовали и не дали оценку обстоятельствам раздела названного участка на 27 земельных участков, законность изменения дополнительным соглашением от 07.10.2011 условий заключенного по итогам несостоявшихся торгов договора аренды от 14.04.2010 N 3289 "а", путем передачи в аренду пользование обществу для комплексного освоения в целях жилищного строительства 7 участков (с кадастровыми номерами 15:09:0302002:74, 15:09:0302002:75, 15:09:0302002:76, 15:09:0302002:77, 15:09:0302002:80, 15:09:0302002:81, 15:09:0302002:82), действительность соглашения о передаче обществом прав и обязанностей арендатора ООО "Парус" в отношении участка 15:09:0302002:77, законность передачи участков 15:09:0302002:74, 15:09:0302002:75 в постоянное (бессрочное) пользование управлению строительства администрации, и даты государственной регистрации перехода (возникновения) у названных лиц прав на земельные участки, не рассмотрели вопрос о привлечении к участию в деле ООО "Парус", управления строительства администрации.

Обжалуемое постановление суда округа принято в пределах полномочий, установленных статями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы администрации местного самоуправления города Владикавказа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова