ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 309-ЭС15-1021 от 23.11.2015 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 309-ЭС15-1021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

23 ноября 2015 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В., изучив кассационные жалобы Региональной службы по тарифам Пермского края (г. Пермь; далее – служба по тарифам) от 13.10.2015 № СЭД-46-04-08-707, общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (г. Пермь; далее – общество) от 29.09.2015 № 51000-2503-24/2568

на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2015 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 по делу № А50-9813/2013

по заявлению Ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт» (г. Пермь; далее – ассоциация), товарищества собственников жилья «Норильская, д. 15» (г. Пермь; далее – ТСЖ «Норильская, д. 15»), товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект - 77» (г. Пермь; далее – ТСЖ «Комсомольский проспект - 77») об оспаривании постановлений Региональной энергетической комиссии Пермского края:

- от 30.12.2008 № 321-т «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии от 16.12.2008 № 297-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества «Пермская сетевая компания» (г. Пермь)» в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества на 2009 год (далее - постановление № 321-т);

- от 17.12.2009 № 283-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Пермская сетевая компания» (г. Пермь)» в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества на 2010 год (далее - постановление № 283-т);

- от 21.12.2010 № 300-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Пермская сетевая компания» (г. Пермь)» в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества на 2011 год (далее - постановление № 300-т),

с участием заинтересованных лиц: общества «Пермская сетевая компания», Управления ФАС России по Пермскому краю, Контрольно-счетной палаты Пермского края, Прокурора Пермского края, Федеральной службы по тарифам,

установил:

при новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015, постановление региональной энергетической комиссии от 30.12.2008 № 321-т «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.12.2008 № 297-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Пермская сетевая компания» (г. Пермь)» в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества «Пермская сетевая компания» на 2009 год, постановление региональной энергетической комиссии от 17.12.2009 № 283-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества «Пермская сетевая компания» (г. Пермь)» в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества «Пермская сетевая компания» на 2010 год, постановление региональной энергетической комиссии от 21.12.2010 № 300-т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Пермская сетевая компания» (г. Пермь)» в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества «Пермская сетевая компания» на 2011 год признаны несоответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, служба по тарифам и общество просят судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 4, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Удовлетворяя заявленные требования, суды установили наличие у заявителей права на оспаривание названных нормативных актов и исходили из недоказанности службой по тарифам обоснованности установленных оспариваемыми постановлениями тарифов.

Достаточных оснований для иных выводов заявителем не приведено.

Доводы кассационных жалоб аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций и правомерно отклоненным ими. Доводы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отмене обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья                                                                            С.В. Самуйлов