ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 309-КГ14-4529 от 13.11.2014 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-КГ14-4529

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

г. Москва 13 ноября 2014 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив кассационные жалобы администрации Краснокамского муниципального района Пермского края (Пермский край, г.Краснокамск) от 29 сентября 2014 года № 319 и Земскому собранию Краснокамского муниципального района (Пермский край, г.Краснокамск) от 02.10.2014 №3с/197 на решение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2014 года по делу № А50-2229/2014 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05 августа 2014 года, по заявлению муниципального образования Краснокамское городское поселение Краснокамского муниципального района Пермского края в лице администрации Краснокамского городского поселения (Пермский край, г.Краснокамск, далее – городское поселение), муниципального бюджетного учреждения «Городской физкультурно-спортивный комплекс» (Пермский край, г.Краснокамск, далее – учреждение «ГФСК»), муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный центр «Дельфин» (Пермский край, г.Краснокамск, далее – учреждение «Дельфин»), администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края (Пермский край, г.Краснокамск, далее - администрация) к Думе Краснокамского городского поселения (Пермский край, г.Краснокамск, далее – дума), Земскому собранию Краснокамского муниципального района (Пермский край, г.Краснокамск, далее – земское собрание) о признании недействительными решений,

с участием прокурора Пермского края (г.Пермь),

к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, – Глава городского поселения – глава администрации Краснокамского городского поселения (Пермский край, г.Краснокамск, далее – глава городского поселения), управление по молодежной политике, культуре и спорту администрации Краснокамского городского поселения (Пермский край, г.Краснокамск), комитет имущественных отношений администрации Краснокамского городского поселения (Пермский край, г.Краснокамск), муниципальное образование Краснокамский муниципальный район Пермского края в лице администрации Краснокамского муниципального района (Пермский край, г.Краснокамск, далее – муниципальный район),

установил:

городское поселение, учреждение «ГФСК», администрация и учреждение «Дельфин» обратились в арбитражный суд с заявлением к думе и земскому собранию о признании недействующими решения думы от 19 декабря 2013 года № 35 «О передаче Краснокамскому муниципальному району осуществления части полномочий Краснокамского городского поселения по решению вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территории Краснокамского городского поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения» (далее – решение думы от 19 декабря 2013 года № 35), а также решения земского собрания от 29 января 2014 года № 2 «О приеме администрацией Краснокамского муниципального района осуществления части полномочий администрации Краснокамского городского поселения по решению вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территории Краснокамского городского поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения» (далее – решение земского собрания от 29 января 2014 года № 2).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05 августа 2014 года, оспариваемые решения признаны недействующими.

В кассационных жалобах администрация Краснокамского муниципального района Пермского края и земское собрание ссылаются на нарушение оспариваемыми судебными актами прав и законных интересов в результате неправильного толкования и применения арбитражными судами норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив изложенные в кассационных жалобах доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судами установлено, что Законом Пермской области от 10 ноября
 2004 года № 1747-359 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Краснокамска Пермского края» муниципальное образование наделено статусом городского поселения, которое вошло в состав муниципального образования Краснокамский муниципальный район.

Законом Пермского края от 18 декабря 2006 года № 3390-791 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Краснокамского муниципального района» (далее – Закон Пермского края
 № 3390-791) установлен перечень объектов муниципальной собственности Краснокамского муниципального района, передаваемых в собственность Краснокамского и других поселений из состава казны Краснокамского муниципального образования.

Объекты муниципальной собственности переданы для решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований, право собственности вновь образованных поселений на передаваемые объекты зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП.

Указанное имущество, необходимое для решения вопроса местного значения в сфере физкультуры и спорта, в последующем передано на праве оперативного управления учреждению «ГФСК» и учреждению «Дельфин».

Земским собранием 17 октября 2013 года главе городского поселения и председателю думы направлено письмо № 3с/146 о включении в повестку дня заседания думы вопроса о передаче в собственность Краснокамского муниципального района городского физкультурно-спортивного комплекса.

На основании решения от 30 октября 2013 года № 128 земское собрание обратилось в думу с предложениями о передаче муниципальному району полномочий городского поселения по обеспечению условий для развития на территории городского поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения и о передаче из собственности городского поселения в собственность муниципального района необходимых для осуществления данных полномочий объектов муниципального имущества и земельных участков городского поселения.

По итогам заседаний комиссий по городскому хозяйству и муниципальной собственности от 11 декабря 2013 года, совместного заседания контрольно-ревизионной комиссии и комиссии по экономике, бюджету и налогам от 12 декабря 2013 года, заседания комиссии по социальной политике от 13.12.2013, очередного заседания думы 3 созыва от 19 декабря 2013 года приняты решения о передаче полномочий.

На основании инициативы муниципального района, выраженной в письме земского собрания от 17 октября 2013 года № 3с/146 и решении земского собрания от 30 октября 2013 года № 128 «Об обращении в Думу Краснокамского городского поселения» думой принято решение от 19 декабря 2013 года № 35, на которое главой городского поселения наложено вето.

23 января 2014 года на заседании думы повторно было принято решение № 35 путем соблюдения процедуры, установленной частью 13 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), которое опубликовано 30 января 2014 года в газете «Наш город – Краснокамск» № 52.

На заседании земского собрания 29 января 2014 года принято решение
 № 2, которым дано согласие главе муниципального района – главе администрации Краснокамского муниципального района на заключение соглашения о приеме части полномочий администрации городского поселения по решению вопросов местного значения в сфере физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных мероприятий поселений. Решение опубликовано 01 февраля 2014 года в газете «Краснокамская звезда» № 2.

Полагая, что вышеназванные решения приняты с нарушением норм действующего законодательства, и нарушают их права и законные интересы, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались
 частями 1,2 статьи 192, частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходили из того, что передача полномочий по решению вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения на уровень муниципального района произведена в данном случае с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Устава городского поселения закреплено, что проект решения думы по вопросу инициирования заключения соглашения о передаче полномочий может быть вынесен населением поселения, депутатами и главой поселения. При этом положения Закона № 131-ФЗ не возлагают на представительный орган исключительное право по принятию решения о передаче тех либо иных полномочий по решению вопросов местного значения в отсутствие соответствующей правотворческой инициативы.

Как установлено судом, в рассматриваемом случае инициатива о передаче полномочий от городского поселения муниципальному району исходила от представительного органа муниципального района, и была продиктована интересами этого муниципального района.

На основании изложенного суды пришли к выводу, что оспариваемые решения противоречат статье 12, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ, поскольку передача полномочий предполагает достижение договоренности между органами местного самоуправления путем заключения соответствующего соглашения и при наличии инициативы уполномоченных лиц. Суды посчитали, что при принятии оспариваемых решений от 19 декабря 2013 года № 35 и от 29 января 2014 года № 2 добровольное волеизъявление уполномоченных лиц на передачу указанных в данных решениях полномочий отсутствовало.

Доводы администрации Краснокамского муниципального района Пермского края и земского собрания о неподведомственности спора арбитражному суду были предметом исследования и оценки судов. Суды указали со ссылкой на статью 29, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( в редакции Федерального закона от 07.06.2013 №126-ФЗ) и Закона №131-ФЗ, что спор связан с имущественными интересами заявителей, затрагивает бюджетно-финансовые отношения и связан с экономической деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных бюджетных учреждений, что свидетельствует об их экономическом характере и подведомственности настоящего спора арбитражному суду.

Доводы администрации Краснокамского муниципального района Пермского края и земского собрания не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

отказать земскому собранию и администрации Краснокамского муниципального района Пермского края в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Попов В.В.