ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 310-ЭС19-14497 от 06.12.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 310-ЭС19-14497

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 9 декабря 2019 года 

Дело № А35-3394/2018

Резолютивная часть определения объявлена 6 декабря 2019 года.

Полный текст определения изготовлен 9 декабря 2019 года. 

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации в составе: 

председательствующего судьи Прониной М.В.,
судей Першутова А.Г., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  публичного акционерного общества «Карачаровский механический завод»  (далее – общество) на постановление Арбитражного суда Центрального округа  от 06.06.2019 по делу № А35-3394/2018 Арбитражного суда Курской области 

по заявлению общества о признании незаконным и отмене решения  Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области  (далее – комитет ЖКХ), оформленного в виде протокола от 22.02.2018   № 2/ИСКЛ заседания комиссии по проведению предварительного отбора  подрядных организаций, претендующих на включение в реестр  квалифицированных подрядных организаций (далее – комиссия по отбору 


подрядных организаций), в части, касающейся исключения общества из реестра  квалифицированных подрядных организаций; обязании Комитета  строительства Курской области (далее – комитет строительства) включить  сведения об обществе в реестр квалифицированных подрядных организаций  (далее – реестр). 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены фонд «Региональный  оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской  области» (далее – фонд), Комитет строительства Курской области (далее –  комитет строительства), 

В заседании приняли участие:

от публичного акционерного общества «Карачаровский механический  завод» – Балашова А.Е.; 

от фонда «Региональный оператор Фонда капитального ремонта  многоквартирных домов Курской области» – Минакова О.В. 

Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, а  также Комитет строительства Курской области, надлежаще извещенные о месте  и времени судебного разбирательства, своих представителей для участия в  судебном заседании не направили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для  рассмотрения дела в отсутствие этих представителей. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Прониной М.В., доводы представителя общества по кассационной жалобе и  возражения представителя фонда на кассационную жалобу, Судебная коллегия  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

общество включено в реестр по оказанию услуг и (или) выполнению работ  по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным  для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт на основании протокола проведения 


предварительного отбора № РТС146В160001, опубликованного 02.03.2017 на  сайте электронной площадки. 

Во исполнение поручения Попечительского совета фонда, оформленного в  виде протокола от 27.10.2017 № 4, проведено заседание комиссии по  предварительному отбору подрядных организаций (далее – комиссия), на  котором рассматривался вопрос об исключении некоторых подрядных  организаций, в том числе и общества из реестра квалифицированных  подрядных организаций (далее – реестр). 

По результатам проведения заседания комиссии принято решение,  оформленное в виде протокола от 22.02.2018 № 2/ИСКЛ, (который  опубликован на сайте администрации Курской области) об исключении  общества из реестра в связи с представлением недостоверных сведений, а  именно: представленная трудовая книжка Попова Д.В., подтверждающая  наличие у участника предварительного отбора в штате минимального  количества квалифицированного персонала, не соответствует требованиям,  установленным федеральным законодательством к бланкам трудовых книжек  (серия и номер не указаны на одной из четырех страниц каждого развернутого  листа трудовой книжки). 

Общество, полагая, что решение комитета ЖКХ не соответствует закону и  нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской  деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Решением Арбитражного суда Курской области от 26.10.2018,  оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 14.01.2019, заявление удовлетворено. 

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198,  200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  статьями 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о  привлечении специализированной некоммерческой организацией,  осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, 


подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по  капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение № 615), Методическими указаниями о  порядке деятельности комиссии по проведению предварительного отбора  подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по  капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на  территории субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом  Минстроя России от 07.09.2016 № 624/пр, признали незаконным решение  комитета ЖКХ в части исключения общества из реестра и обязали комитет  строительства включить сведения об обществе в данный реестр. 

Подлинная трудовая книжка Попова Д.В. была осмотрена судом и  установлено, что она соответствует требованиям законодательства. Серия и  номер проставлены на страницах, установленных приказом Министерства  финансов Российской Федерации от 22.12.2003 № 117н. 

Суды также отклонили довод комитета ЖКХ о том, что надлежащим  ответчиком по делу является комиссия по предварительному отбору подрядных  организаций. 

Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 06.06.2019  отменил названные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в  суд первой инстанции, исходя из следующего. 

Оспариваемое решение, оформленное протоколом от 22.02.2018   № 2/ИСКЛ, принимала комиссия. 

Комитетом ЖКХ такое решение не принималось и не могло приниматься,  так как комитет ЖКХ не наделен полномочиями рассматривать вопросы по  отбору подрядных организаций для включения в реестр и об исключении  подрядных организаций из реестра. 

Комиссия по не является структурным подразделением комитета ЖКХ.

Фактически общество обжалует решение комиссии, оформленное  протоколом от 22.02.2018 № 2/ИСКЛ, однако в нарушение статьи 47 


Арбитражного процессуального кодекса суды не решили вопроса о  привлечении к участию в деле комиссии в качестве надлежащего ответчика и  рассмотрели дело без участия организации (органа), чей акт оспаривается. 

Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.

В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от  24.08.2016 № 234-пг Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК  Курской области является уполномоченным органом на ведение реестра  квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или)  выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в  многоквартирных домах Курской области» 

В соответствии с частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской  Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или)  выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в  многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения  работ по капитальному ремонту подрядные организации. 

Согласно части 5 той же статьи Кодекса привлечение региональным  оператором, органами государственной власти субъекта Российской  Федерации, органами местного самоуправления, государственными,  муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных  организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному  ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016

 № 615 утвержден Порядок привлечения подрядных организаций для оказания  услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в  многоквартирном доме (далее – Порядок № 615). 

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 615 орган по ведению реестра до  начала проведения предварительного отбора принимает решение о создании  комиссии по проведению предварительного отбора, определяет ее состав,  включая председателя и секретаря комиссии, и порядок ее работы. 


Комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет  деятельность в соответствии с методическими указаниями, утвержденными  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением  антимонопольного законодательства (пункт 18 постановления № 615). 

Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской  области от 24.08.2016 № 99 была создана комиссия по проведению  предварительного отбора подрядных организаций, претендующих на  включение в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих  право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание  услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в  многоквартирных домах на территории Курской области и утверждено  Положение о порядке ее деятельности (далее – Положение о порядке  деятельности комиссии). 

В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о порядке деятельности  комиссии комиссия является коллегиальным совещательным органом, которая  формируется уполномоченным органом на ведение реестра  квалифицированных подрядных организаций – Комитетом жилищно- коммунального хозяйства и ТЭК Курской области. Комиссия создается в целях  формирования реестра. 

Комиссия осуществляет рассмотрение заявок на участие в  предварительном отборе на соответствие требованиям Порядка № 615, ведет и  оформляет необходимые протоколы, принимает решение о включении  участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных  организаций или об отказе во включении в реестр (пункт 12 Положения о  порядке деятельности комиссии). 

Судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о  том, что комиссия является структурным образованием, созданным самим же  органом по ведению реестра для осуществления полномочий по ведению  реестра, возложенных на этот орган. 


Судебная коллегия отклонила довод представителя фонда о том, что  комитет ЖКХ не может повлиять на решение комиссии, поскольку только  утверждает решение, которое приняла комиссия. 

Приказом комитета ЖКХ от 24.08.2018 № 99 был утвержден состав  комиссии, председателем которой является председатель комитета ЖКХ. 

Согласно пункту 11 Положения о порядке деятельности комиссии решение  комиссии принимается открытым голосованием простым большинством  голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. При  равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии. 

Следовательно, председатель комитета ЖКХ может влиять на решение,  принимаемое комиссией, и фактически именно комитет ЖКХ исключил  общество из реестра квалифицированных подрядных организаций. 

Надлежащим участником судебного процесса является Комитет жилищно- коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, что было правильно  определено судами первой и апелляционной инстанций. 

Суд кассационной инстанции неправильно применил нормы  материального права, а также не учел сложившуюся арбитражную практику по  аналогичным делам с участием общества. 

Судебная коллегия также обращает внимание на то, что с кассационными  жалобами в Арбитражный суд Центрального округа обратились Региональный  оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской  области и Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской  области. 

 Однако судом кассационной инстанции жалоба комитета ЖКХ  рассмотрена только в части довода о ненадлежащем ответчике, в остальной  части не рассмотрена; жалоба фонда не рассмотрена вообще, что является  нарушением части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения 


судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального права и (или) норм процессуального права, которые  повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление  и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита  охраняемых законом публичных интересов. 

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда  Российской Федерации считает, что постановление суда кассационной  инстанции подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм  материального права и норм процессуального права. 

Дело подлежит направлению в Арбитражный суд Центрального округа для  рассмотрения кассационных жалоб по существу в нерассмотренной части. 

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

постановление Арбитражного суда Центрального округа  от 06.06.2019 по делу № А35-3394/2018 Арбитражного суда Курской области  отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Центрального  округа. 

Председательствующий судья М.В. Пронина 

Судья А.Г. Першутов

Судья Д.В. Тютин