ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 53-КГ19-1 от 15.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 53-КГ 19-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 15 апреля 2019 г. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации в составе 

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова ВС. и Вавилычевой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2019 г.  гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска  в интересах Тимониной Марии Матвеевны к Управлению социальной защиты  населения администрации Железнодорожного района в г. Красноярске о  признании незаконным решения о прекращении предоставления мер  социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, об  обязании произвести компенсацию расходов на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг 

по кассационной жалобе Тимониной М.М. на апелляционное определение  судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от  1 августа 2018 г., которым отменено решение Железнодорожного районного  суда г. Красноярска от 23 апреля 2018 г. об удовлетворении иска и принято  новое решение об отказе в иске. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова В.С, выслушав возражения на кассационную жалобу представителя  Управления социальной защиты населения администрации Железнодорожного  района в г. Красноярске Шиндовой СВ., 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

прокурор Железнодорожного района г. Красноярска в интересах  Тимониной М.М. 27 декабря 2017 г. обратился в суд с иском к Управлению 


социальной защиты населения администрации Железнодорожного района в  г. Красноярске (далее также - УСЗН администрации Железнодорожного района  в г. Красноярске, орган социальной защиты) о признании незаконным решения  0 прекращении предоставления меры социальной поддержки (субсидии) на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг, об обязании произвести  компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 

В обоснование заявленных требований прокурор Железнодорожного  района г. Красноярска ссылался на то, что Тимониной М.М.,  <...> года рождения, как ветерану труда органом социальной защиты  предоставлялась льгота - мера социальной поддержки на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг (субсидия). 

Решением УСЗН администрации Железнодорожного района в  г. Красноярске от 20 июля 2017 г. Тимониной М.М. прекращено  предоставление меры социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг в связи с наличием у неё задолженности по  оплате взносов на капитальный ремонт в региональный фонд капитального  ремонта многоквартирных фондов на территории Красноярского края за период  с 1 октября 2016 г. по 31 мая 2017 г. в размере 3 226,86 руб. и отсутствием  соглашения по её погашению. 

На основании заявления Тимониной М.М., полагавшей это решение органа  социальной защиты необоснованным, прокуратурой Железнодорожного района  г. Красноярска была проведена проверка обоснованности поданного  Тимониной М.М. заявления и соблюдения УСЗН администрации  Железнодорожного района в г. Красноярске законодательства о социальных  правах граждан при предоставлении меры социальной поддержки в форме  субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. По результатам  проведенной проверки прокурор Железнодорожного района г. Красноярска в  интересах Тимониной М.М. обратился в суд с настоящим иском. 

Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска в иске указал на то,  что Тимонина М.М., являясь ветераном труда, имеет право на предоставление  ей мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от  12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». 

В статье 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804  «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»  определено, что субсидии и дополнительные меры социальной поддержки  предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате  жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или)  выполнении гражданами соглашений по её погашению. Названная норма  регионального закона на Тимонину М.М. не распространяется, поскольку  федеральным законодательством таких условий для предоставления мер 


социальной поддержки ветеранам труда не установлено, в связи с чем наличие  у Тимониной М.М. задолженности по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг не может служить основанием для отказа в  предоставлении ей меры социальной поддержки (субсидии). 

Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска просил признать  незаконным решение УСЗН администрации Железнодорожного района в  г. Красноярске о прекращении предоставления Тимониной М.М. субсидии на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ответчика  произвести компенсацию расходов на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг за период с 1 июля по 1 декабря 2017 г. 

Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от  23 апреля 2018 г. исковые требования прокурора удовлетворены. Решение  УСЗН администрации Железнодорожного района в г. Красноярске от  20 июля 2017 г. о прекращении предоставления Тимониной М.М. льгот на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано незаконным, на  ответчика возложена обязанность произвести Тимониной М.М. компенсацию  расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с  1 июля 2010 г. (такая дата указана в резолютивной части решения суда) по  1 декабря 2017 г. 

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам  Красноярского краевого суда от 1 августа 2018 г. решение суда первой  инстанции отменено, по делу принято новое решение об оставлении без  удовлетворения иска прокурора Железнодорожного района г. Красноярска,  действующего в интересах Тимониной М.М. 

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной  жалобе Тимониной М.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного  определения, как незаконного, и оставления в силе решения Железнодорожного  районного суда г. Красноярска от 23 апреля 2018 г. 

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй  Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым ВС. 26 декабря 2018 г.  дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же  определением от 15 марта 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации Тимонина М.М. и прокурор  Железнодорожного района г. Красноярска, надлежаще извещённые о времени и  месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о  причинах неявки не сообщили. От прокурора Железнодорожного района  г. Красноярска поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, в  котором поддерживаются доводы кассационной жалобы Тимониной М.М. На  основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам 


Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело  в отсутствие указанных лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются  основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного  постановления. 

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в  кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального  права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных  интересов (статья 387 ГПК РФ). 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела  имеются такого характера существенные нарушения норм материального и  процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они  выразились в следующем. 

Судом установлено и следует из материалов дела, что  Тимонина М.М.,<...> года рождения, является ветераном труда, ей  25 июня 1996 г. выдано удостоверение ветерана труда № 576237. 

Тимонина М.М. с 12 июля 1979 г. зарегистрирована и постоянно  проживает в квартире, расположенной по адресу: <...>, вместе с супругом - Тимониным В .Д. На  основании договора передачи квартиры в собственность от 8 апреля 1993 г.  Тимонина М.М. и Тимонин В.Д. являются сособственниками указанной  квартиры. 

В соответствии с протоколом назначения субсидии отдельным категориям  граждан УСЗН администрации Железнодорожного района в г. Красноярске от  8 февраля 2007 г. Тимониной М.М. как ветерану труда на основании Закона  Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке  населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставлялась мера  социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных  услуг, отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,  капитальный ремонт. 

Согласно письму УСЗН администрации Железнодорожного района в  г. Красноярске от 5 октября 2017 г. по информации ООО «Региональный фонд  капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского  края» задолженность Тимониной М.М. и Тимонина В.Д. по оплате взноса на  капитальный ремонт многоквартирных домов по состоянию на 1 июля 2017 г.  за период с 1 октября 2016 г. по 30 июня 2017 г. составляет 3634,10 руб., то есть  более двух месяцев. Тимонина М.М. и Тимонин В.Д. с документами,  подтверждающими уважительные причины возникновения задолженности по  оплате жилищно-коммунальных услуг, в орган социальной защиты не  обращались. 


В УСЗН администрации Железнодорожного района в г. Красноярске из  ООО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на  территории Красноярского края» поступила информация о наличии у  Тимониной М.М. и Тимонина В.Д, задолженности по оплате взноса на  капитальный ремонт многоквартирных домов за период с 1 октября 2016 г. по  30 сентября 2017 г. в размере 5 066,86 руб. 

Решением УСЗН администрации Железнодорожного района в  г. Красноярске от 20 июля 2017 г. Тимониной М.М. прекращено  предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг в связи с наличием у нее задолженности по оплате взноса  за капитальный ремонт многоквартирных домов за два и более месяца и  отсутствием соглашения о погашении задолженности. 

Полагая, что УСЗН администрации Железнодорожного района в  г. Красноярске необоснованно отказало Тимониной М.М., являющейся  ветераном труда, в предоставлении меры социальной поддержки (субсидии) на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине наличия  задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт многоквартирных  домов, прокурор Железнодорожного района г. Красноярска по заявлению  Тимониной М.М. о защите её социальных прав при предоставлении мер  социальной поддержки обратился в суд с настоящим иском. 

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых  требований прокурора Железнодорожного района г. Красноярска,  действующего в интересах Тимониной М.М., суд первой инстанции сослался на  положения части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации,  Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также на  правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации от  3 июня 2015 г. № 53-АПГ15-24 об отмене решения Красноярского краевого  суда от 29 января 2015 г. и признании недействующими отдельных положений  пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от  17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате  жилья и коммунальных услуг». 

Принимая во внимание, что Тимонина М.М. является ветераном труда, а  наличие задолженности по оплате взносов в региональный фонд капитального  ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края не может  служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки  (субсидии), суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении УСЗН  администрации Железнодорожного района в г. Красноярске прав  Тимониной М.М., выразившемся в необоснованном отказе в предоставлении ей  меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и 


коммунальных услуг по причине наличия задолженности по оплате взноса на  капитальный ремонт, в связи с чем признал незаконным решение органа  социальной защиты от 20 июля 2017 г. о прекращении предоставления  Тимониной М.М. льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  (субсидии) и возложил на орган социальной защиты обязанность произвести  Тимониной М.М. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг. 

Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой  инстанции и отменил его, как основанное на неправильном толковании норм  материального права. 

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое  решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора  Железнодорожного района г. Красноярска, действующего в интересах  Тимониной М.М., суд апелляционной инстанции применяя положения статей  154, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 56 Правил  предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг», исходил из того, что меры социальной  поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним,  определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации, при этом Законом Красноярского края от  17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате  жилья и коммунальных услуг», устанавливающим меры социальной поддержки  для льготных категорий граждан, в частности субсидии на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг, к числу которых отнесены ветераны труда,  предусмотрено, что одним из условий предоставления мер социальной  поддержки льготным категориям граждан является отсутствие задолженности  по оплате жилищно-коммунальных услуг или заключение и выполнение  гражданами соглашений по погашению такой задолженности. 

Поскольку Тимониной М.М. осуществлялась выплата субсидии на оплату  взноса на капитальный ремонт, однако ею в региональный фонд капитального  ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края этот взнос  в течение двух месяцев не вносился, что послужило причиной образования  задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт, при этом  доказательств уважительности причин возникновения задолженности  Тимонина М.М. не представила, суд апелляционной инстанции признал  законным решения УСЗН администрации Железнодорожного района в  г. Красноярске о приостановлении, а затем и о прекращении выплаты  Тимониной М.М. меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату  жилого помещения и коммунальных услуг. 

Ссылку суда первой инстанции на правовую позицию, изложенную в  определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации от 3 июня 2015 г. № 53-АПГ15-24, суд апелляционной  инстанции признал ошибочной, указав на то, что предметом рассмотрения в 


данном деле являлось установление соответствия федеральному  законодательству положений Закона Красноярского края по реализации прав на  получение мер социальной поддержки инвалидов, в то время как  Тимонина М.М. к этой категории граждан не относится. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на  неправильном толковании и применении норм материального права, сделаны с  существенным нарушением норм процессуального права. 

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации  Российская Федерация - социальное государство, политика которого  направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и  свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и  здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер  оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,  отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система  социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные  гарантии социальной защиты. 

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых  помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской  Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь,  активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает  Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»). 

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран  труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»). 

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в  частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах  государственной власти; реализацию мер социальной поддержки,  установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми  актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для  реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном  законе (статья 8 Федерального закона «О ветеранах»). 

Реализация государственной политики в отношении ветеранов  осуществляется федеральными органами государственной власти, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного  самоуправления (статья 9 Федерального закона «О ветеранах»). 

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление  системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату  жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13  Федерального закона «О ветеранах»). 

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан,  приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются 


законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»). 

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса  Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от  оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). 

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по  оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия  предоставления этих мер, способы и источники их финансирования  устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами  федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской  Федерации. 

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на  основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение  этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения  судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения,  занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального  найма или принадлежащего им на праве собственности»). 

Как указано в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской  Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для  собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за  содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы  по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт  общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы,  потребляемые при использовании и содержании общего имущества в  многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные  услуги. 

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено  предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации,  субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее  целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета  соответствующего уровня. 

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного  и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых  помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов,  собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса  Российской Федерации). 


Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с  ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по  договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69  Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в  соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта  Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам,  указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на  основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними  членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской  Федерации). 

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить  плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153  Жилищного кодекса Российской Федерации). 

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и  коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного  кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса  Российской Федерации). 

Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации  субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по  оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или)  выполнении гражданами соглашений по ее погашению. 

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления,  перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и  прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи  получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также  особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан  устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159  Жилищного кодекса Российской Федерации). 

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса  Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации  от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления  субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных слуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг). 

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются  гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и  коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами  соглашений по ее погашению. 

Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий  принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации 


или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган). 

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из  бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил). 

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются  гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8  Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах  за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед  подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об  отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных  услуг. 

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о  предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении  субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в  суд (пункт 43 Правил). 

В пунктах 56 и 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, названы  условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть  приостановлено или прекращено. 

В силу подпунктов «а» и «б» пункта 56 Правил предоставление субсидий  может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии  неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и  (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем  субсидии условий соглашения по погашению задолженности,  предусмотренного пунктом 6 Правил. 

Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы  приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин  возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и  (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц. 

Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин  возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение,  смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.),  предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется  вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии. 

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного  органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока  погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления  получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при  отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт «п» пункта 60  Правил). 

В Красноярском крае отношения по предоставлению мер социальной  поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе  ветеранам труда, регулируются Законом Красноярского края от  17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате 


жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон Красноярского края от  17 декабря 2004 г. № 13-2804). 

Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г.   № 13-2804 субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для  оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или)  средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и  коммунальных услуг с учетом их доходов. Оплата жилья - плата за жилое  помещение, включающая в себя для собственников жилого помещения в  многоквартирном доме плату за содержание жилого помещения, взнос на  капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оплату  коммунальных услуг. 

В силу пункта 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г.   № 13-2804 (в редакции, действующей на момент прекращения выплаты  субсидии Тимониной М.М. в 2017 году) ветеранам труда, указанным в статье 7  Федерального закона «О ветеранах», после назначения им страховой пенсии в  соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» предоставляются  субсидии в размерах: 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной  нормы площади жилья, установленной законом края; 50 процентов оплаты  коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья,  установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных  услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

В соответствии со статьей 5.3 Закона Красноярского края от  17 декабря 2004 г. № 13-2804 субсидии на уплату взноса на капитальный  ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются одиноко  проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим  возраста 70 лет, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из  совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста,  собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50  процентов; одиноко проживающим неработающим собственникам жилых  помещений, достигшим возраста 80 лет, а также проживающим в составе  семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан  пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста  80 лет, - в размере 100 процентов). 

Статьями 13, 14 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г.   № 13-2804 определены порядок и условия обращения граждан за получением  субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, установленных  данным законом, а также поименован необходимый перечень документов,  представляемых гражданами для получения субсидий и дополнительных мер  социальной поддержки. К ним, в частности, относятся документы, содержащие  сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги,  начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о  предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о  наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии 


соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по  оплате жилого помещения и коммунальных услуг). 

На основании пункта 1 статьи 20.1 Закона Красноярского края от  17 декабря 2004 г. № 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной  поддержки, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности  по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и  (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. 

Пунктом 2 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г.   № 13-2804 установлено, что предоставление субсидий и дополнительных мер  социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного  самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер  социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или)  коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем  субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения  по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или)  коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения)  задолженности, но не более чем на один месяц. 

При наличии уважительных причин образования у получателя субсидий и  дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого  помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо  невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной  поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате  жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение  получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и (или)  членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы  в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и  (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных  соответствующими документами, предоставление субсидий и дополнительных  мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного  самоуправления вне зависимости от условий приостановления предоставления  субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (абзац первый  пункта 3 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г.   № 13-2804). 

При отсутствии уважительных причин образования у получателя  субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по  оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца  либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной  поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате  жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставление субсидий и  дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению  органа местного самоуправления после полного погашения получателем  субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по  оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий  соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения 


задолженности впервые - при согласовании срока её погашения) (абзац второй  пункта 3 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г.   № 13-2804). 

В силу пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от  17 декабря 2004 г. № 13-2804 предоставление субсидий и дополнительных мер  социальной поддержки прекращается по решению органа местного  самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых  помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по  погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о  приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной  поддержки (при отсутствии уважительной причины её образования). 

В абзаце третьем пункта 6 статьи 20.1 Закона Красноярского края от  17 декабря 2004 г. № 13-2804 определено, что документы, подтверждающие  наличие уважительных причин образования задолженности по оплате жилого  помещения и коммунальных услуг, невыполнения условий соглашения по  погашению задолженности (медицинская выписка, справка медицинской  организации или листок нетрудоспособности, подтверждающие факт  прохождения стационарного лечения, справка работодателя о наличии  задолженности по заработной плате, свидетельство о смерти, справка  территориального органа Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий, подтверждающая факт стихийного бедствия и (или) иного  обстоятельства чрезвычайного характера), представляются в орган местного  самоуправления получателями субсидий и дополнительных мер социальной  поддержки. 

В случае прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер  социальной поддержки в связи с наличием у получателя субсидий и  дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого  помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо  невыполнением получателем субсидий и дополнительных мер социальной  поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате  жилого помещения и (или) коммунальных услуг гражданин вправе обратиться  повторно с заявлением о предоставлении субсидий и дополнительных мер  социальной поддержки с приложением к нему документов, указанных в статье  13 данного Закона, после полного погашения задолженности по оплате жилого  помещения и коммунальных услуг или заключения и (или) выполнения  соглашения по ее погашению (пункта 7 статьи 20.1 Закона Красноярского края  от 17 декабря 2004 г. № 13-2804). 

Из изложенных выше нормативных положений следует:


Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами  жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого  помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и  полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи  153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое  назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе  собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг; 


права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг. 

В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения  судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения,  занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального  найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры  социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по  общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них  задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при  заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению  (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем  само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в  предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при  разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки  по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять  причины образования этой задолженности, период ее образования, а также  какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате  жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о  порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть  отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин  возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных  услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение  нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой  ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на  предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении  нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи  инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной  поддержки не может быть отказано. 

По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению  гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а  также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22, само по себе  наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и  коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для  приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в  их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по  вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг должно предшествовать установление причин  возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных  услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по  оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не  может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки  гражданину. 


Нормы права, регулирующие отношения по предоставлению гражданам  субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также  разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  по их применению судом апелляционной инстанции при рассмотрении исковых  требований прокурора Железнодорожного района г. Красноярска,  действующего в интересах Тимониной М.М., не применены. Вследствие этого  спор по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска разрешен  неправильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом  апелляционной инстанции не установлены. 

Выводы суда апелляционной инстанции о наличии у ответчика оснований  для прекращения Тимониной М.М. предоставления меры социальной  поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных  услуг сделаны без учета всех фактических обстоятельств дела, причин  образования у Тимониной М.М. задолженности по взносам на капитальный  ремонт многоквартирных домов. 

Суд апелляционной инстанции в обоснование вывода о законности  принятого УСЗН администрации Железнодорожного района в г. Красноярске  решения о прекращении выплаты Тимониной М.М. субсидии сослался на  отсутствие у Тимониной М.М. уважительных причин для непогашения  задолженности по оплате взноса за капитальный ремонт многоквартирных  домов. 

В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства  имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит  обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не  ссылались. 

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд  оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие  значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не  установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть  применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. 

В нарушение указанных выше норм процессуального права судом  апелляционной инстанции, исходя из заявленных прокурором  Железнодорожного района г. Красноярска, действующим в интересах  Тимониной М.М., исковых требований, возражений на них ответчика и  подлежащих применению норм материального права и, соответственно, для  оценки обоснованности прекращения Тимониной М.М. предоставления меры  социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг, не определены юридически значимые для дела  обстоятельства, а именно: устанавливал ли уполномоченный орган размер и  причины возникновения задолженности у Тимониной М.М. по взносам на  капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме  (уважительные или неуважительные); предлагалось ли Тимониной М.М.  уполномоченным органом погасить задолженность и в какие сроки или  заключить соглашение по погашению задолженности; материальное положение  истца. 


Как усматривается из протокола судебного заседания от 1 августа 2018 г.,  Тимонина М.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции не  присутствовала, пояснений по делу не давала, прокурор прокуратуры  Красноярского края требования Тимониной М.М. не поддержал, полагая, что  Тимониной М.М. правомерно прекращена выплата субсидии на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг. Таким образом, суд апелляционной  инстанции без участия истца Тимониной М.М. и дачи ею пояснений по делу,  без выяснения причин образовавшейся задолженности (уважительные или  неуважительные) пришел к выводу об отсутствии у нее уважительных причин  образования задолженности и непогашения задолженности по оплате взноса на  капитальный ремонт и, как следствие, о наличии законных оснований для  принятия решения органом социальной защиты о прекращении  предоставления меры социальной поддержки Тимониной М.М. в виде субсидии  на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (на все составляющие  этой платы). 

Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции о законности  решений УСЗН администрации Железнодорожного района в г. Красноярске о  приостановлении, а затем и о прекращении выплаты Тимониной М.М. меры  социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг являются неправомерными. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации полагает необходимым обратить внимание на допущенный судом  апелляционной инстанции формальный подход к рассмотрению настоящего  дела, в котором разрешается спор, связанный с реализацией гражданином  пенсионного возраста (Тимонина М.М., <...> года рождения), имеющим статус ветерана труда, права на меры социальной поддержки. 

Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 ГПК РФ выводы суда о  фактах, имеющих значение для дела, не должны быть общими и абстрактными,  они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со  ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие  требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В  противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства,  установленные статьей 2 названного кодекса. 

Эти требования процессуального закона, как усматривается из текста  апелляционного определения, судом апелляционной инстанции при  разрешении спора по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска  в интересах Тимониной М.М. к УСЗН администрации Железнодорожного  района в г. Красноярске о признании незаконным решения органа социальной  защиты о прекращении предоставления меры социальной поддержки  (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, об обязании  произвести компенсацию расходов на оплату жилого помещения и  коммунальных услуг выполнены не были. Судом апелляционной инстанции не  учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все  фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не  вправе ограничиваться установлением формальных условий применения 


нормы. Иное приводило бы к тому, что право на справедливую, компетентную,  полную и эффективную судебную защиту, закрепленное в статье 8 Всеобщей  декларации прав человека, пункте 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека  и основных свобод, пункте 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и  политических правах, а также в части 1 статьи 46 Конституции Российской  Федерации, оказывалось существенно ущемленным. 

С учетом приведенных обстоятельств обжалуемое судебное постановление  суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, поскольку оно  принято с существенными нарушениями норм материального и  процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  Тимониной М.М., что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для  отмены апелляционного определения и направления дела на новое  рассмотрение в суд апелляционной инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и  разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к  спорным отношениям нормами материального права, требованиями  процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, 

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам  Красноярского краевого суда от 1 августа 2018 г. отменить, направить дело на  новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Красноярский краевой  суд. 

Председательствующий
Судьи


I