ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А55-27181/20 от 21.03.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 306-ЭС21-27235

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

21.03.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) акционерного общества «Кошелев-Проект» на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2021, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.09.2021 по делу № А55-27181/2020,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «ППСО» АО «Авиакор» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просит:

1) признать объект недвижимого имущества с кадастровым номером 63:00:0000000:693 «Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара, в муниципальном районе Волжский Самарской области 1этап строительства (этап 1.1. Автомобильная дорога, линия наружного освещения, сети дождевой канализации, строительство тротуаров со стороны жилой застройки)» по адресу: Самарская область, городской округ Самара и муниципальный район Волжский протяженностью 1099 метров автомобильной дорогой общего пользования регионального значения (далее – автомобильная дорога);

2) признать незаконным бездействие Правительства Самарской области (далее – Правительство) в вопросе включения автомобильной дороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области (далее – Перечень) и обязать Правительство включить автомобильную дорогу в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 09.08.2006 № 106, с выплатой истцу 260 645 703 рублей компенсации расходов на строительство и содержание указанного объекта.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.09.2021, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное применение положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ).

По мнению Общества, бездействие Правительства в вопросе приема-передачи спорного объекта (автомобильной дороги) в региональную собственность свидетельствует о ненадлежащем исполнении им обязательств и нарушает требования правовых норм.

Общество осуществило строительство спорной автомобильной дороги в интересах и по просьбе Правительства в рамках реализации Госпрограммы в связи с острой необходимостью скорейшего обеспечения транспортной доступности территории жилой застройки муниципального района Волжский Самарской области.

Отсутствие заключенного контракта на строительство объекта в 2017 году не исключает его передачу в региональную собственность при осуществлении предоставленных Правительству полномочий на основании пункта 31 статьи 92 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя по материалам истребованного дела, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов и установлено судами, Общество на основании решения внеочередного общего собрания акционеров переименовано в акционерное общество «Кошелев-Проект», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения.

В соответствии с положениями Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Постановлением Правительства от 27.11.2013 № 677 утверждена Государственная программа Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2025 годы)» (далее – Государственная программа), которой предусмотрена реализация Подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области» (приложение № 1 к Государственной программе).

В рамках мероприятий «Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, сооружений и элементов обустройства на них» указанной Подпрограммы предусмотрено строительство спорного объекта (приложение № 2 к Подпрограмме).

В целях реализации Подпрограммы Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее – Министерство) издан приказ
от 21.03.2016 № 80 «О подготовке документации по планировке территории в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара и муниципальном районе Волжский Самарской области».

На основании плана проектных работ на 2016 год, в соответствии с вышеуказанной Государственной программой Министерством и Обществом заключен договор от 21.06.2016 № 28-16/38 на разработку проектной документации строительства спорной автомобильной дороги.

Согласно пункту 1.1 договора подрядчик (Общество) в соответствии с заданием заказчика (Министерство) обязался выполнить инженерные изыскания, разработать проект планировки территории, проект межевания территории, проектную и рабочую документации строительства вышеуказанной автомобильной дороги.

Распоряжением Правительства от 07.07.2016 № 554-р утверждена документация по планировке территории в целях строительства спорной автомобильной дороги (1 этап строительства), включающая проект планировки территории (основную часть) и проект межевания территории.

В связи с острой необходимостью скорейшего обеспечения транспортной доступности территории жилой застройки муниципального района Волжский Самарской области принято совместное решение осуществить строительство объекта регионального значения за счет собственных средств Общества, с последующим выкупом автомобильной дороги общего пользования регионального значения в собственность Самарской области после ввода в эксплуатацию, что подтверждается письмом Общества от 23.10.2017 № 975-А.

На основании выданного Министерством разрешения на строительство
от 10.09.2018 № 63-701-19-2018 Общество приступило к выполнению этапа 1.1: автомобильная дорога, линия наружного освещения, сток дождевой канализации, строительство тротуаров со стороны жилой застройки строительства объекта «Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Северное шоссе, расположенной в городском округе Самара, в муниципальном районе Волжский Самарской области, 1 этап строительства».

По окончании строительства этапа 1.1 Министерство выдало Обществу разрешение от 21.09.2018 № 63-000-39-2018 на ввод в эксплуатацию спорной автомобильной дороги.

После ввода автодороги общего пользования регионального значения в эксплуатацию Общество неоднократно обращалось в Правительство с вопросом о передаче автодороги регионального значения в собственность субъекта Российской Федерации и компенсации расходов, понесенных на ее строительство.

Согласно Протоколу рабочего совещания Министерства с представителями Общества от 06.11.2019 решено: Министерству, Министерству имущественных отношений Самарской области, Обществу совместно проработать вопрос определения объема понесенных затрат в связи со строительством объекта, а также определить механизм компенсации данного объема затрат и ответственного главного распорядителя бюджетных средств в целях дальнейшего оформления объекта в собственность Самарской области; срок до 29.11.2019.

В обоснование требований заявитель указывает, что несмотря на то, что необходимые документы в подтверждение объема понесенных затрат Обществом были представлены, мероприятия по передаче объекта регионального значения в собственность Самарской области не были выполнены, в связи с чем с 2018 года и до настоящего времени заявитель вынужден содержать автомобильную дорогу и уплачивать налог на имущество.

В целях разрешения вопроса передачи автодороги общего пользования регионального значения в собственность Самарской области Общество письмом
от 10.07.2020 № 107-А обратилось в Правительство с требованием о включении автодороги в Перечень, утвержденный постановлением Правительства
от 09.08.2006 № 106. Ответ на данное обращение не получен.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 218, 210, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), положениями Закона № 257-ФЗ, положения Закона № 44-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для внесения Правительством спорной автомобильной дороги в Перечень, утвержденный постановлением Правительства от 09.08.2006 № 106, установив, что строительство осуществлялось при отсутствии заключенного государственного контракта, автомобильная дорога Северное шоссе 1 этап построена Обществом за счет денежных средств, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано за Обществом.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы акционерного общества «Кошелев-Проект» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.Чучунова