ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А60-16636/2017 от 18.05.2018 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ18-5243

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

18 мая 2018 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2018 по делу № А60-16636/2017 Арбитражного суда Свердловской области

по заявлению акционерного общества «Уральский завод транспортного машиностроения»  (далее – общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 28.12.2016 по делу № 12-ГОЗ/2016 в части и о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 24.03.2017 по делу № 20-АД-ГОЗ/2017,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: открытого акционерного общества «Курганмашзавод» (далее – ОАО  «Курганмашзавод»),

установил:

решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2017, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017, требования общества удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление управления по делу № 20-АД-ГОЗ/2017 в части назначения штрафа в размере, превышающем 150 000 рублей. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2018 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, антимонопольный орган, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить постановление суда округа и оставить в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, пунктом 1 решения от 28.12.2016 по делу № 12-ГОЗ/2016 общество как занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект, признано нарушившим положения пункта 6.1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ), что выразилось в уклонении от заключения с головным исполнителем в лице ОАО «Курганмашзавод» контракта          № 659-1/1063, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа.

Также в отношении общества вынесено постановление от 29.03.2017 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе преддоговорную переписку сторон, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых решения и постановления. Вместе с тем, суды посчитали возможным снизить размер административного штрафа до 150 000 рублей.

Отменяя судебные акты и удовлетворяя заявленные требования, суд округа, руководствуясь положениями статей 433, 434, 438, 443 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для принятия оспариваемых ненормативных актов с учетом недоказанности наличия в действиях общества нарушения законодательства о государственном оборонном заказе и состава вменяемого административного правонарушения.

Суд округа исходил из того, что при принятии ненормативного акта антимонопольным органом надлежащим образом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что действия общества являлись нормативно, экономически и технологически необоснованными. Также не  был исследован вопрос о фактическом наличии комплектующих для изготовления необходимой продукции, складские остатки, поскольку их установление в данном случае является существенным и входит в предмет доказывания по настоящему делу, при том, что само по себе многократное направление новой оферты не может однозначно свидетельствовать об уклонении (отказе) общества от заключения контракта.

Довод управления о том, что при рассмотрении спора суд округа превысил свои полномочия, предоставленные статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признается несостоятельным, поскольку вывод о неустановлении антимонопольным органом конкретных обстоятельств, входящих в обязательный предмет доказывания по делу в силу прямого указания части 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ, сделан судом на основании толкования положений закона и не является установлением новых фактических обстоятельств  спора.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда округа, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М.К. Антонова