ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А83-19772/19 от 25.01.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 310-ЭС20-21478

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авто-Плюс» на постановление Арбитражного суда Центрального округа
от 15.10.2020 по делу № А83-19772/2019 Арбитражного суда Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Авто-Плюс" (далее - ООО "Авто-Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными отказов Администрации города Ялты Республики Крым (далее - администрация) в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 90:25:000000:341, 90:25:010103:432, 90:25:010107:625, выраженных в постановлениях от 19.08.2019 N 1913-п, N 1914-п, N 1915-п, и о возложении на администрацию обязанности в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить обществу проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.02.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020, в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 15.10.2020 решение от 25.02.2020 и постановление от 17.06.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановление суда округа, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений, либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей с статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

ООО «Авто-Плюс» является собственником следующих объектов недвижимого имущества:

-торговый павильон (магазин),общей площадью 30кв.м. с кадастровым номером 90:25:010113:191, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул.Кирова, д.25б, расположен на земельном участке площадью 58 кв.м, с кадастровым номером 90:25:000000:341;

торговый павильон (магазин) общей площадью 38,8 кв.м с кадастровым номером 90:25:010108:86, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Киевская, д.7б, расположен на земельном участке площадью 71 кв.м, с кадастровым номером 90:25:010107:625;

торговый павильон (магазин) общей площадью 65,6кв.м с кадастровым номером 90:25:010103:178 по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Московская, д.47а, расположен на земельном участке площадью 111кв.м с кадастровым номером 90:25;010103:432.

Испрашиваемые земельные участки были предоставлены ООО «авто-Плюс» в 2004 в аренду в установленном порядке на основании решений Ялтинского городского совета с заключением соответствующих договоров аренды .

Согласно пунктам 1.1 договоров аренды, в аренду передаются земельные участки с целевым использованием «земли розничной торговли и коммерческих услуг», что соответствует возведенным на них объектам.

Факт нахождения на земельных участках объектов капитального строительства, принадлежащих ООО «Авто-Плюс» на праве собственности, подтверждает исключительное право заявителя, предусмотренное подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение в собственность испрашиваемых земельных участков .

Суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, суд округа, направляя дело на новое рассмотрение, вышел за пределы заявленных требований.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, решением Ялтинского городского совета от 26.03.2004 N 193, с внесенными изменениями решением от 07.10.2004 N 65, обществу был передан в аренду сроком на 20 лет земельный участок (кадастровый N 0111900000:013:0050) площадью 0,0058 га, из земель общего пользования по угодьям "застроенные земли, в том числе улицы, набережные, площади", для реконструкции остановки и размещения торговых павильонов по адресу: г. Ялта, ул. Кирова, троллейбусная остановка "ул. Кирова" (в районе дома N 25/1).

На основании данного решения Ялтинским городским советом с обществом был заключен договор аренды земельного участка от 08.12.2004, предусматривающий передачу обществу аренду земельного участка (согласно УКЦИЗ): "земли розничной торговли и коммерческих услуг", код 1.11.3 по вышеуказанному адресу. Данный договор был зарегистрирован в предусмотренном законодательством Украины порядке.

Также на основании решения Ялтинского городского совета от 26.03.2004 N 191, с внесенными изменениями решением от 07.10.2004 N 65, обществу был передан в аренду сроком на 20 лет земельный участок (кадастровый N 0111900000:01:001:0041) площадью 0,0071 га, из земель общего пользования по угодьям "застроенные земли, в том числе улицы, набережные, площади", для реконструкции остановки и размещения торговых павильонов по адресу: г. Ялта, ул. Киевская, троллейбусная остановка "5-й квартал" (в районе дома N 7).

На основании данного решения Ялтинским городским советом с обществом был заключен договор аренды земельного участка от 08.12.2004, предусматривающий передачу обществу аренду земельного участка (согласно УКЦИЗ): "земли розничной торговли и коммерческих услуг", код 1.11.3 по вышеуказанному адресу. Данный договор был зарегистрирован в предусмотренном законодательством Украины порядке.

Решением Ялтинского городского совета от 26.03.2004 N 192, с внесенными изменениями решением от 07.10.2004 N 65, обществу был передан в аренду сроком на 20 лет земельный участок (кадастровый N 0111900000:01:003:0030) площадью 0,0111 га, из земель общего пользования по угодьям "застроенные земли, в том числе улицы, набережные, площади", для реконструкции остановки и размещения торговых павильонов по адресу: г. Ялта, ул. Московская, троллейбусная остановка "Кинотеатр Октябрь" (в районе дома N 47/2).

На основании данного решения Ялтинским городским советом с обществом был заключен договор аренды земельного участка от 08.12.2004, предусматривающий передачу обществу аренду земельного участка (согласно УКЦИЗ): "земли розничной торговли и коммерческих услуг", код 1.11.3 по вышеуказанному адресу. Данный договор был зарегистрирован в предусмотренном законодательством Украины порядке.

Общество возвело на предоставленных в аренду земельных участках объекты капитального строительства - магазины, которые в 2006 году ввело в эксплуатацию и зарегистрировало право собственности на них в Государственном реестре права собственности на недвижимое имущество Украины, как недвижимое имущество.

Сведения об обществе, которое привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Судами установлено, что в 2015 году общество перерегистрировало свое право собственности на торговые павильоны в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законодательством Российской Федерации порядке, получив соответствующие свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 90:25:010113:191, 90:25:010108:86, 90:25:010103:178.

В порядке переоформления ранее возникших прав на земельные участки администрацией с обществом 02.12.2015 были заключены договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 90:25:000000:341, 90:25:010103:432 и 90:25:010107:625 сроком на три года с тем же целевым назначением и с установлением вида разрешенного использования "магазины".

В указанных договорах аренды содержатся сведения о том, что на передаваемых обществу земельных участках размещены объекты недвижимости.

Общество 13.03.2019 обратилось в администрацию с заявлениями о выкупе вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 90:25:000000:341, 90:25:010103:432 и 90:25:010107:625, ссылаясь на то, что на них расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 90:25:010113:191, 90:25:010108:86, 90:25:010103:178, обосновывая свои требования на положениях подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункта 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановлением администрации от 19.08.2019 N 1913-п обществу отказано в продаже испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 90:25:000000:341 со ссылкой на положения статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. Постановлениями администрации от 19.08.2019 N 1914-п и N 1915-п обществу отказано в продаже испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 90:25:010103:432 и 90:25:010107:625 со ссылкой на положения пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оспаривая указанные выше постановления администрации от 19.08.2019, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспоренные постановления соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы общества.

Соглашаясь с судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что испрашиваемые обществом земельные участки частично располагаются в границах земель общего пользования, сославшись на представленную в суд апелляционной инстанции администрацией выкопировку (фрагмент карты функциональных зон) Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета от 03.12.2018 N 3.

Кроме того, суд апелляционной инстанции также указал, что запрет на строительство объектов капитального характера на землях общего пользования (землях коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность) в период предоставления в аренду земельных участков был установлен подпунктом "а" пункта 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины. Разрешительные документы были выданы обществу для размещения торговых павильонов на землях общего пользования, публичный собственник земельного участка как изначально, так и в последующем не принимал решения о предоставлении земельных участков для целей строительства капитальных объектов, земельные участки были предоставлены для обслуживания торговых павильонов.

Суд округа, отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, исходил из следующего.

В силу пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.

На основании представленной выкопировки генерального плана однозначный вывод о том, находятся ли применительно к их границам испрашиваемые обществом земельные участки на землях общего пользования, при отсутствии в данной выкопировке сведений о границах соответствующих функциональных зон, сделать невозможно.

Бремя доказывания того, что испрашиваемые обществом земельные участки находятся в границах земель общего пользования в данном случае возлагается на орган местного самоуправления, принявший оспариваемые обществом постановления.

Таким образом, судебные акты приняты при неполно исследованных обстоятельствах, имеющих существенное значение для рассмотрения спора.

Обжалуемое постановление принято в пределах полномочий, установленных статьями 286-288 АПК РФ.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Авто-Плюс» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Чучунова