ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ23-985 от 20.12.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ23-985

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 20 декабря 2023 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Аматуни Левона Арташесовича о  признании частично недействующим абзаца четвертого письма Центрального  банка Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 12-4-4/3641, 

установил:

В абзаце четвертом Письма указано, что в случае если негосударственный  пенсионный фонд планирует использовать дистанционный способ получения  сведений и документов, необходимых для идентификации клиентов, то он  самостоятельно в своих внутренних документах определяет порядок и форму  представления сведений и документов (например, нотариальное заверение,  заверение документов клиентом, заверение документов самим  негосударственным пенсионным фондом, в котором обслуживается данный  клиент, представление сведений и документов в форме электронного  документа, подписанного его простой электронной подписью или усиленной  квалифицированной электронной подписью). 

Аматуни Л.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца  четвертого Письма в той части, в которой разъяснено, что негосударственный  пенсионный фонд в своих внутренних документах может определить 

возможность использования для идентификации клиента сведений и 


документов в форме электронного документа, подписанного его простой  электронной подписью, ссылаясь на противоречие абзацу четырнадцатому  статьи 3, абзацу второму пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 7 августа  2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) и несоответствие действительному смыслу  пункта 2.4 Положения Банка России от 12 декабря 2014 г. № 444-П «Об  идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов,  представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в  целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение   № 444-П) и пункта 3.2 Положения Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П  «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей  клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 499-П).  Административный истец полагает, что обязательным условием подтверждения  идентификационных сведений и документов и их копий в электронной форме  является использование усиленной квалификационной подписи; положений о  праве кредитных и некредитных финансовых организаций использовать при  идентификации клиента сведения и документы, подписанные простой  электронной подписью, приведенные нормативные правовые акты не содержат. 

Оспариваемое разъяснение, по его мнению, распространяется также на  кредитные и некредитные финансовые организации в отношениях с  гражданами и позволяет им предоставлять потребительские займы  дистанционным способом без надлежащей идентификации физических лиц.  Считает, что Письмо в оспариваемой части изменяет действующее правовое  регулирование, имеет признаки нормативного правового акта, позволяющие  применять его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в  отношении неопределенного круга лиц, и оказывает влияние на практику  применения гражданского законодательства к договорам потребительского  займа. 

Административный ответчик Центральный банк Российской Федерации в  письменных возражениях на административный иск указал, что Письмо  не обладает нормативными свойствами, не содержит правил поведения,  обязательных для неопределенного круга лиц, и дополнительных правовых  норм, содержание Письма не противоречит действующему законодательству. 

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в  письменном отзыве заявило о рассмотрении административного искового  заявления без участия его представителя, указав, что Письмо не обладает  признаками, характеризующими нормативный правовой акт, носит 

информационно-разъяснительный характер. 


Представитель административного истца Колесников Д.И., принимавший  участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции,  поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить. 

Представители Банка России Акимова Т.А., Терентьев И.А. в судебном  заседании поддержали изложенную в письменных возражениях правовую  позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска. 

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы  заинтересованного лица, проверив наличие у оспариваемого акта нормативных  свойств и его соответствие действительному смыслу разъясняемых им  нормативных положений, заслушав заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей  необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный  Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения  административного искового заявления. 

Исходя из положений пунктов 9, 9 статьи 4, части второй статьи 76'  Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ)  Банк России является органом, осуществляющим надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских групп, а также регулирование, контроль и  надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми  организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными  законами. 

К числу некредитных финансовых организаций относятся клиринговые  организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие  организации инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов,  микрофинансовые организации, ломбарды, страховые организации, операторы  финансовых платформ и иные организации, указанные в статье 76'  приведенного федерального закона. 

Банк России в силу абзаца второго пункта 2 статьи 34 Федерального  закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»  осуществляет в пределах своей компетенции регулирование деятельности  фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев  в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного  пенсионного страхования, а также надзор и контроль за указанной  деятельностью. 

Статья 77 Федерального закона № 86-ФЗ предусматривает, что Банк  России взаимодействует с кредитными организациями, некредитными  финансовыми организациями, их ассоциациями, союзами и их  саморегулируемыми организациями, проводит консультации с ними перед  принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет  необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам  регулирования банковской деятельности и деятельности в сфере финансовых  

рынков (часть первая). 


Банк России обязан давать ответ в письменной форме кредитной  организации, некредитной финансовой организации, лицу, оказывающему  профессиональные услуги на финансовом рынке, а также их ассоциациям,  союзам, саморегулируемым организациям по вопросам, отнесенным к его  компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса в  письменной форме кредитной организации, некредитной финансовой  организации, лица, оказывающего профессиональные услуги на финансовом  рынке, их ассоциации, союза, саморегулируемой организации (часть вторая  статьи 77 Федерального закона № 86-ФЗ). 

Оспариваемое письмо направлено в ответ на запрос акционерного  общества «Национальный негосударственный пенсионный фонд», издано  Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России  в рамках взаимодействия в сфере финансовых рынков, размещено на  официальном сайте Банка России в сети «Интернет» (www.cbr.ru). 

Не являясь по своей правовой природе нормативным правовым актом,  Письмо не подлежало государственной регистрации по Правилам подготовки  нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и  их государственной регистрации, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, его  издание не требовало официального опубликования. 

В соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 217 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации по результатам  рассмотрения административного дела об оспаривании акта, содержащего  разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, суд  принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или  в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует  действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений,  устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными  положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на  неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение. 

Подобного основания по настоящему делу не имеется.

Доводы административного истца о несоответствии Письма  действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений и  противоречии положениям законодательства, имеющего большую  юридическую силу, лишены правовых оснований. 

Федеральный закон № 115-ФЗ регулирует отношения граждан,  организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным  имуществом, иностранных структур без образования юридического лица,  государственных органов, осуществляющих контроль на территории  Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или  иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний,  связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным  путем, финансированием терроризма и финансированием распространения 

оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и 


федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением  бенефициарных владельцев юридических лиц (часть первая статьи 2). 

Целью данного федерального закона является защита прав и законных  интересов граждан, общества и государства путем создания правового  механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, финансированию терроризма и финансированию  распространения оружия массового уничтожения (статья 1). 

Приведенный федеральный закон использует понятие «идентификация»  как совокупность мероприятий по установлению определенных данным  федеральным законом сведений о клиентах, их представителях,  выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению  достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или)  надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных  информационных систем (абзац четырнадцатый статьи 3). 

Под упрощенной идентификацией клиента - физического лица  понимается осуществляемая в случаях, установленных названным  федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в  отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное  не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа,  удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений  (абзац восемнадцатый статьи 3). 

При упрощенной идентификации физического лица достоверность  сведений может подтверждаться одним из следующих способов: с  использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом  заверенных копий документов; с использованием информации из  информационных систем органов государственной власти, Фонда пенсионного  и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда  обязательного медицинского страхования и (или) государственной  информационной системы, определенной Правительством Российской  Федерации; с использованием единой системы идентификации и  аутентификации при использовании усиленной квалифицированной  электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при  выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица  установлена при личном приеме (абзацы девятнадцатый - двадцать первый  статьи 3). 

Статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ в обозначенных им целях  установлены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с  денежными средствами и иным имуществом. Так, в силу подпункта 1 пункта 1  статьи 7 указанного федерального закона организации, осуществляющие  операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема  на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или)  выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1 ,  I1*1, I2, I4, I4"1, I4"2, 14-4_14-8 этой статьи, установив в отношении физических лиц 

сведения, перечисленные в данной норме. 


Дополнительный круг сведений, подлежащих установлению кредитными  организациями в отношении клиента, установлен в приложениях 1 и 2 к  Положению № 499-П, некредитными финансовыми организациями - в  приложениях 1 и 2 к Положению № 444-П. 

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ  предусмотрено также требование об обновлении указанной информации. 

Пунктом 1 "' статьи 7 названного федерального закона предусмотрены  особенности заключения договора потребительского кредита (займа), сумма  которого не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте,  эквивалентную 15 000 рублей, предоставляемого клиенту - физическому лицу  посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о  национальной платежной системе в пользу клиента - физического лица.  В отношении такого договора, отвечающего обозначенным требованиям, в  соответствии с приведенной нормой применяются положения пунктов I11 и I12  данной статьи, устанавливающие основания и порядок проведения упрощенной  идентификации клиента - физического лица. 

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в целях  предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным  путем, и финансирования терроризма организации, осуществляющие операции  с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в  статье 71 данного федерального закона, обязаны разрабатывать правила  внутреннего контроля (абзац первый); правила внутреннего контроля,  требования к идентификации клиентов для кредитных организаций и  негосударственных пенсионных фондов разрабатываются с учетом  рекомендаций, издаваемых Банком России по согласованию с уполномоченным  органом (абзацы двенадцатый и тринадцатый). 

В соответствии с пунктом 1.7 Положения Банка России от 15 декабря  2014 г. № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля  некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации  (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию  терроризма» (далее - Положение № 445-П) программа идентификации  некредитной финансовой организацией клиента, представителя клиента,  выгодоприобретателя, бенефициарного владельца является одной из программ,  включаемых в правила внутреннего контроля некредитных финансовых  организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 

Данная программа разрабатывается с учетом требований к  идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов,  представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев,  установленных Положением № 444-П, и должна включать в себя в том числе  положения о способах и формах фиксирования сведений (информации),  получаемых некредитной финансовой организацией в результате  идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и 

бенефициарных владельцев, указание способов взаимодействия некредитной 


финансовой организации с клиентом при запросе сведений и документов,  необходимых для проведения идентификации (обновления  идентификационных сведений), а также особенностей взаимодействия с  клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного  обслуживания (в случае если некредитная финансовая организация использует  в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов)  (пункты 3.1, 3.2 Положения № 445-П). 

Из содержания подпунктов 1.1 и 1.5 Положения № 444-П следует, что  некредитная финансовая организация обязана идентифицировать, в частности,  лицо, которому она оказывает услугу на разовой основе или которого  принимает на длящееся обслуживание, а также обновлять полученные  сведения. 

При этом некредитная финансовая организация самостоятельно  определяет в правилах внутреннего контроля в целях противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и  финансированию терроризма способ заверения копий документов (в том числе  выписок из документов), представленных для целей идентификации клиента,  представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца,  обновления сведений о них (пункт 2.4 Положения № 444-П). 

Аналогичные полномочия по самостоятельному определению в правилах  внутреннего контроля способа заверения копий документов (в том числе  выписок из документов), представленных для целей идентификации или  обновления сведений, установлены и для кредитных организаций (пункт 3.2  Положения № 499-П). 

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или  иным имуществом, вправе использовать представленные клиентом в целях 

идентификации и (или) обновления информации сведения в форме 


электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной  электронной подписью (абзац второй). 

Из буквального толкования приведенных норм следует, что Федеральный  закон № 115-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты  Банка России не определяют конкретный способ заверения сведений и копий  документов, предоставляемых в целях идентификации клиента, и не содержат  запрета на использование электронных средств связи для получения таких  сведений и документов, а также их заверение простой электронной подписью,  предоставляя кредитным и некредитным финансовым организациям  возможность самостоятельно определять способ заверения копий документов в  целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма. 

Абзац второй пункта 5 статьи 7 Федерального закона   № 115-ФЗ, на который ссылается административный истец, не носит  императивный характер и предусматривает право, а не обязанность  организаций использовать представленные клиентом в целях идентификации и  (или) обновления информации сведения в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. 

С учетом изложенного, разъяснение, содержащееся в Письме,  не противоречит действительному смыслу положений пункта 2.4 Положения   № 444-П и пункта 3.2 Положения № 499-П, не устанавливает  общеобязательные правила поведения и не выходит за рамки адекватного  истолкования (интерпретации) упоминаемых в нем норм права. 

В силу предписаний Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  также - ГК РФ) сделка в письменной форме должна быть совершена путем  составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом  или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными  ими лицами. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае  совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических  средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном  виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается  выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно  определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и  соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ  достоверного определения лица, выразившего волю (абзацы первый и второй  пункта 1 статьи 160 ГК РФ). 

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления  одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или  обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными  данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160  данного кодекса (пункт 2 статьи 434). 

Договор займа в случае, когда заимодавцем является юридическое лицо,  должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы (пункт 1 

статьи 807). 


Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации  предусматривает возможность заключения договора займа с помощью  электронных либо иных технических средств, не устанавливая при этом  конкретные способы воспроизведения подписей и обуславливая их спектр  только необходимостью достоверно определить лицо, выразившее волю на  подписание такого договора. 

Содержание Письма, вопреки доводам административного истца,  не изменяет и не дополняет гражданское законодательство и законодательство  о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма, носит информационно-разъяснительный характер, не содержит результатов толкования норм права,  которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной  деятельности в отношении неопределенного круга лиц. 

Доводы о возможности применения разъяснения Банка России  некредитными финансовыми организациями при предоставлении услуг  потребительского займа основаны на предположении и подлежат отклонению,  поскольку оспариваемое письмо является ответом государственного регулятора  на конкретный запрос негосударственного пенсионного фонда. 

То обстоятельство, что Письмо размещено на официальном сайте Банка  России не подтверждает наличие у Письма нормативных свойств. Иной подход  к оценке подобных обстоятельств означал бы автоматическое наделение  свойством нормативности любого подобного акта федерального органа  исполнительной власти лишь в силу того факта, что его содержание стало  доступным неопределенному кругу лиц. 

Позиция административного истца фактически сводится к несогласию с  принятыми в его отношении судебными актами о взыскании задолженности по  договору займа, однако проверка законности и обоснованности таких решений  не входит в предмет настоящего административного дела. 

Согласно требованиям пункта 2 части 5 статьи 217 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации по результатам  рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего  нормативными свойствами, суд принимает решение об отказе в удовлетворении  заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части  не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию  разъясняемых им нормативных положений. 

По приведенным выше мотивам Письмо в оспариваемой части  не подлежит признанию недействующим по результатам проверки его  содержания, поскольку оно не обладает нормативными свойствами и  не оказывает общерегулирующего воздействия на общественные  правоотношения, отличного от требований закона. 

Руководствуясь статьями 175-180, 2171 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской 

Федерации 


решил:

в удовлетворении административного искового заявления Аматуни Левона  Арташесовича о признании частично недействующим абзаца четвертого письма  Центрального банка Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 12-4-4/3641  отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия  в окончательной форме. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации О.Н. Нефедов