ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 03.09.2025 N АКПИ25-595 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2025 г. N АКПИ25-595
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б., К. о признании частично недействующим пункта 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 513,
установил:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 513 (далее также - Приказ) утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее также - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее также - экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ).
Согласно пункту 5 Порядка лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, для проведения государственной или муниципальной экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов или внесенных в него изменений на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью, или усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (абзац первый).
В заявлении указываются: а) сведения о лице, использующем леса: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, адрес в пределах места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина или индивидуального предпринимателя; б) реквизиты документа, на основании которого лесной участок предоставлен в пользование (дата, номер договора аренды (в случае, если договор аренды лесного участка заключен на срок до одного года) или его регистрации (в случае, если договор аренды лесного участка заключен на срок более одного года), решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, решения об установлении публичного сервитута, соглашения об установлении сервитута); в) кадастровый номер участка; г) местоположение, площадь лесного участка, вид и срок его использования (абзацы второй - восьмой).
Б., являющийся арендатором лесного участка, и К., планирующая заключить с ним договор перенайма лесного участка, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 5 Порядка не действующим в той части, в которой он предоставляет арендаторам лесных участков право подавать для проведения государственной или муниципальной экспертизы письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе, при этом истцы ссылались на его несоответствие статье 93.5 Лесного кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) в письменных возражениях и заинтересованное лицо - Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве на административный иск указали, что Приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований, предъявляемых к принятию нормативных правовых актов, их государственной регистрации и опубликованию, в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Б., К., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель Минприроды России Н. поддержала правовую позицию, изложенную в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Минюст России письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив доводы административных истцов и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В силу части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).
Таким органом является Минприроды России, которое в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе порядок проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (подпункт 5.2.110 пункта 5).
Реализуя предоставленные полномочия, Минприроды России издало Приказ, которым утвержден Порядок.
Нормативный правовой акт 17 декабря 2020 г. зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 61516, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка издания и введения его в действие, что не оспаривается административными истцами.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемого положения Порядка статье 93.5 ЛК РФ основаны на неверном толковании норм материального права.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов разработан в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (пункт 1 Порядка).
Статья 89 ЛК РФ устанавливает обязательность проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренным проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 Порядка).
Согласно статье 93.1 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой свод достоверных систематизированных сведений о лесах, об их использовании, охране, о защите, воспроизводстве, древесине и сделках с ней, иных сведений, а также документов, необходимых для управления в области лесных отношений, обеспечения учета древесины и ее прослеживаемости, учета сведений о сделках с ней (часть 1). Целью ведения государственного лесного реестра является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления деятельности в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для обеспечения прослеживаемости древесины (часть 2). Ведение государственного лесного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в электронной форме на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации (часть 3).
Частью 1 статьи 93.4 ЛК РФ предусмотрено, что внесение сведений в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса и размещение в указанной системе документов осуществляются оператором федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 - 84 данного кодекса на принятие соответствующих решений, рассмотрение документов в порядке, предусмотренном порядком ведения государственного лесного реестра, в рамках межведомственного информационного взаимодействия и в результате формирования юридическими или физическими лицами документов с использованием федеральной государственной информационной системы лесного комплекса в соответствии с частью 4 статьи 93.5 данного кодекса.
Статья 93.5 ЛК РФ, о несоответствии которой оспариваемых положений Порядка заявляют административные истцы, регулирует вопросы представления документов для внесения в государственный лесной реестр, в частности, в части 1 названной статьи предусмотрено, что юридические лица, граждане представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, уполномоченным в соответствии со статьями 81 - 84 данного кодекса, документы, предусмотренные этим кодексом, в электронной форме и подписанные соответствующими видами электронной подписи, предусмотренными статьей 93.8 данного кодекса, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг или иных информационных технологий взаимодействия с органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо через официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее предписания не распространяются на порядок проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, в том числе не регулируют способы подачи документов для ее проведения.
Следовательно, абзац первый пункта 5 Порядка, закрепляющий альтернативные формы подачи документов для проведения экспертизы, вопреки доводам административных истцов не противоречит статье 93.5 ЛК РФ, регламентирующей предоставление документов для внесения в государственный лесной реестр.
Поскольку пункт 5 Порядка не устанавливает ограничения в виде предоставления документов только в электронном виде в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью, или усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", права и законные интересы лиц, на которых распространяется обязанность по составлению проекта освоения лесов, не могут быть нарушены оспариваемым положением, предусматривающим возможность подачи письменного заявления с приложением проекта освоения лесов или внесенных в него изменений на бумажном носителе.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что Порядок, утвержденный уполномоченным органом государственной власти в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов в указанных ими аспектах, в связи с чем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Б., К. о признании частично недействующим пункта 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 513, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ