ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 05.12.2011 N ГКПИ11-1718 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 40"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2011 г. N ГКПИ11-1718
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО", ЗАО "ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ" о признании частично недействующими Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 40,
установил:
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - Требования).
Нормативный правовой акт согласован с МВД России, ФСБ России, Минэкономразвития России, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 марта 2011 г., регистрационный номер 19978, опубликован в "Российской газете" от 16 марта 2011 г.
ЗАО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО", ЗАО "ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Требований как противоречащих законодательству Российской Федерации. Заявители указывают, что они являются субъектами транспортной безопасности. ЗАО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО" осуществляет аэропортовую деятельность в области аэродромного обеспечения, электросветотехнического обеспечения, поискового и аварийно-спасательного обеспечения, радиотехнического обеспечения и авиационной электросвязи. ЗАО "ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ" осуществляет аэропортовую деятельность в области обеспечения обслуживания в аэропорту пассажиров и багажа при внутренних и международных воздушных перевозках. Требования незаконно возлагают на них обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушая их права и законные интересы.
В суде представители ЗАО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО" и ЗАО "ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ" К.В., К.Е., М.О. поддержали заявленные требования и просили признать недействующими Требования в части пунктов 5.8, 5.17, 5.18, 5.31.4, 5.31.13, 5.31.15, 5.31.23, 7.1, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 8.2, 8.7, 8.8, 8.9, 8.10, 9.2, 9.7, 9.8, 9.9, 9.10, 11.1, 11.7, 11.8, 11.9, 11.10, 12.2, 12.7, 12.8, 12.9, 12.10, 13.2, 13.7, 13.8, 13.9, 13.10, 15.1, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9, 16.2, 16.7, 16.8, 16.9, 16.10, 17.2, 17.7, 17.8, 17.9, 17.10, 19.1, 19.6, 19.7, 19.8, 19.9, 20.2, 20.7, 20.8, 20.9, 20.10, 21.2, 21.8, 21.9, 21.10, 21.11, 23.8, 23.9, 24.11, 24.12, 25.13, 25.14, 25.15, 27.7, 28.9, 29.13, 29.14, 31.5, 32.6, 33.12, 36.6, 36.7, 37.11.
Представители Минтранса России Т., З., П., Минюста России Б.В.Н., МВД России М.Г., Б.В.А., ФСБ России Ч., К.А., Минэкономразвития России С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан и юридических лиц.
Выслушав объяснения представителей заявителей и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Требования изданы Минтрансом России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", предусматривающей, что требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются Минтрансом России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств согласно Федеральному закону возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 4).
Доводы заявителей о том, что пункты 7.1, 7.6, 7.7, 7.8, 8.2, 8.7, 8.8, 8.9, 9.2, 9.7, 9.8, 9.9, 11.1, 11.7, 11.8, 11.9, 12.2, 12.7, 12.8, 12.9, 13.2, 13.7, 13.8, 13.9, 15.1, 15.6, 15.7, 15.8, 16.2, 16.7, 16.8, 16.9, 17.2, 17.7, 17.8, 17.9, 19.1, 19.6, 19.7, 19.8, 20.2, 20.8, 20.9, 21.2, 21.8, 21.9, 21.10, 23.8, 23.9, 24.11, 24.12, 25.13, 25.14, 25.15, 27.7, 28.9, 29.13, 29.14, 32.6 Требований незаконно возлагают на субъекты транспортной инфраструктуры функции правоохранительных органов пресекать попытки противоправных действий, в том числе терактов, выявлять физических лиц, подготавливающих/совершающих противоправные действия, в том числе теракты, выявлять признаки совершения/подготовки противоправных действий, в том числе терактов, не допускать подготовку к совершению противоправных действий, в том числе терактов, являются несостоятельными.
Из содержания пунктов 7.6, 7.7, 7.8, 8.2, 8.7, 8.7, 8.9, 9.2, 9.9, 11.1, 11.7 и других Требований следует, что в них речь идет о выявлении субъектами транспортной инфраструктуры физических лиц и материальные объекты, подготавливающих или совершающих акты незаконного вмешательства. Защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства предусмотрена Федеральным законом "О транспортной безопасности".
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Определяя обязанности полиции, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предусматривает ее обязанности прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (пункты 2, 4, 10 части 1 статьи 12).
Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" определяет права военнослужащих внутренних войск при несении боевой службы и устанавливает, что они вправе пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка (подпункт "а" статьи 24).
Обязанности органов федеральной службы безопасности по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию готовящихся, совершающихся и совершенных террористических актов, определены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (статья 12).
Задачами оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (статья 2).
Транспортная безопасность согласно Федеральному закону "О транспортной безопасности" - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (статья 1). Обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства названный Федеральный закон возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры, каковыми выступают юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В области обеспечения транспортной безопасности Федеральный закон "О транспортной безопасности" устанавливает обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения; незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (статья 12).
Установленные Требованиями обязанности по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта не предусматривают осуществление субъектами транспортной инфраструктуры каких-либо оперативно-розыскных мер. Требования предусматривают меры, направленные на предупреждение, выявление, недопущение подготовки и пресечение попыток совершения актов незаконного вмешательства. Эти меры реализуются путем постоянного непрерывного контроля данных эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности, путем наблюдения, собеседования и проверки документов в целях обеспечения транспортной безопасности, путем проведения досмотра.
Федеральный закон "О транспортной безопасности", определяя акт незаконного вмешательства как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий, не устанавливает уголовную или административную ответственность. В пунктах 7.1, 9.2, 11.1, 12.2, 13.2, 15.1, 16.2, 17.2, 19.1, 20.2, 21.2 Требований, которые изданы в соответствии с данным Федеральным законом, установлено, что путем проверки документов, наблюдения и собеседования требуется выявлять в том числе и материальные объекты, которые могут быть использованы в целях подготовки или свершения акта незаконного вмешательства. С учетом этого несостоятельными являются доводы заявителей о том, что пункты 7.1, 9.2, 11.1, 12.2, 13.2, 15.1, 16.2, 17.2, 19.1, 20.2, 21.2 Требований используют термин "материальные объекты" в качестве субъекта правонарушения, что противоречит Уголовному кодексу Российской Федерации и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителей о том, что Требования возлагают на не обладающие необходимыми полномочиями субъекты транспортной инфраструктуры обязанности по задержанию лиц и изъятию багажа, поскольку принудительная передача лица неизбежно сопровождается его задержанием, а передача имущества - его изъятием, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон "О транспортной безопасности" обязывает субъекты транспортной безопасности оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.
Субъекты транспортной инфраструктуры самостоятельно обеспечивают транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В пределах своей компетенции они определяют перечень мероприятий, которые необходимо применять для обеспечения безопасности объекта, для локализации и устранения угрозы. Процедура реализации мер обеспечения транспортной безопасности устанавливается субъектами также самостоятельно.
Авиационная безопасность обеспечивается применением ряда мер, в том числе реализацией мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов. При этом законодатель в пункте 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, предоставил службам авиационной безопасности как службам с особыми уставными обязанностями, а не субъектам транспортной инфраструктуры.
Пункты 7.9, 8.10, 9.10, 11.10, 12.10, 13.10, 15.9, 16.10, 17.10, 19.9, 20.10, 21.11 Требований устанавливают обязанность передать выявленных нарушителей представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Пункты 24.12, 25.15, 29.14 Требований обязывают пресекать попытки совершения актов незаконного вмешательства силами группы быстрого реагирования на борту транспортного средства и передавать выявленных нарушителей представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, во время обслуживания транспортного средства и осуществления перевозки.
Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства предполагает, что перед угрозой безопасности субъекты транспортной инфраструктуры пресекают такие попытки и передают выявленных нарушителей представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности" установлена уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности.
Предусмотренные пунктами 24.12, 25.15, 29.14 Требований меры обеспечения транспортной безопасности направлены на пресечение попыток совершения актов незаконного вмешательства на борту транспортного средства и передачу выявленных нарушителей представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и не могут рассматриваться как возложение на субъектов транспортной инфраструктуры обязанностей по задержанию лиц и изъятию багажа.
Понятие "пресечение" попытки совершения актов незаконного вмешательства не является синонимом понятия "задержание".
Задержание подозреваемого согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации является мерой процессуального принуждения, применяемой органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (статья 5).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях административное задержание определяет как кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, и называет категории должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание (статья 27.3).
В пункте 15.9 Требований установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры передавать выявленных нарушителей представителям полиции в течение одного часа. В пункте 19.9 Требований речь идет о дополнительной обязанности субъекта транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры четвертой категории о передаче выявленных нарушителей, идентифицировании предметов и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности в течение восьми часов с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Из объяснений представителей Минтранса России следует, что обязанность передать выявленных нарушителей обусловлена территориальными особенностями расположения субъекта транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры четвертой категории, на которые представители полиции не могут прибыть немедленно вследствие отдаленности.
Данные пункты Требований не наделяют субъект транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры четвертой категории полномочиями задерживать лиц в течение восьми часов. Кроме того, заявители к объектам транспортной инфраструктуры не относятся и их права данным пунктом Требований не нарушаются.
Субъект транспортной инфраструктуры согласно п. 5.8 Требований обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки их уязвимости.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются не субъектом транспортной инфраструктуры, как ошибочно утверждают заявители, а компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" Росавиация утверждает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности (пункт 5.14.3).
Установление срока реализации плана обеспечения транспортной безопасности осуществлено Минтрансом России в пределах полномочий, предоставленных данному федеральному органу исполнительной власти, и не может рассматриваться как ограничение прав заявителей, поскольку Федеральным законом для субъекта транспортной инфраструктуры сроки не предусмотрены, а выполнение указанных Требований является обязательным для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Ссылки заявителей на то, что Требования возлагают на МВД России, ФСБ России и Росавиацию дополнительные обязанности, не предусматривают механизма доступа на объекты транспортной инфраструктуры сотрудников прокуратуры, Счетной палаты, экспертов, устанавливают пропускной режим в отношении аварийно-спасательных служб, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании не установлено, что Требования в нарушение действующих законодательных актов возлагают на МВД России, ФСБ России и Росавиацию дополнительные обязанности.
Пунктом 5.31.15 Требований предусмотрено, что постоянные пропуска в зону транспортной безопасности выдаются по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Образцы пропусков всех видов требуется согласовывать с ФСБ России, МВД России и Росавиацией (пункт 5.31.23 Требований).
Из пункта 5.31.10 Требований следует, что субъект транспортной инфраструктуры должен выдать материальный пропуск на перемещение в зону транспортной безопасности предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения.
Согласно пункту 5.6.6 Требований на субъекте транспортной инфраструктуры лежит обязанность разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, в частности положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, в которых субъект транспортной инфраструктуры вправе урегулировать вопросы отказа в выдаче пропуска, доступ в зону транспортной безопасности лиц, которые не являются работниками субъекта транспортной инфраструктуры или организаций, осуществляющих деятельность на территории объекта, а также не являются представителями органов исполнительной власти.
Требования не содержат предписания субъектам транспортной инфраструктуры о запрете доступа на объекты транспортной инфраструктуры сотрудников прокуратуры, Счетной палаты, экспертов.
Доводы заявителей о противоречии отдельных положений Требований пункту 3 статьи 16, пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" являются несостоятельными.
Так, пункт 5.31.13 Требований предусматривает, что пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зоны транспортной безопасности по разовым пропускам, выдаваемым на основании документов, удостоверяющих личность и должность (с учетом сопутствующих условий, установленных пунктами 5.31.4, 5.31.14, 5.31.16 Требований: заверенная печатью письменная заявка на выдачу пропуска, уведомление органов ФСБ и МВД России о выдаче разового пропуска, обязательное наличие сопровождающего и т.д.).
Согласно Федеральному закону "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" при следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от форм их собственности.
Названный Федеральный закон не содержит указания, как утверждают заявители, что оперативный транспорт аварийно-спасательных служб пользуется правом беспрепятственного проезда на аэродромы. Предусмотренное статьей 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" право спасателей на беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций не означает бесконтрольность их прохода на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства воздушного транспорта.
Законодатель предоставил Минтрансу России право установить требования по обеспечению транспортной безопасности для обеспечения состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Требования не препятствуют беспрепятственному допуску при осуществлении своих полномочий работниками прокуратуры, Счетной палаты, аварийно-спасательным расчетам, бригадам скорой помощи и направлены на предотвращение и исключение возможности бесконтрольного проникновения на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства воздушного транспорта посторонних лиц в целях обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Пункт 5.17 Требований устанавливает обязанность субъекта транспортной инфраструктуры информировать компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта за шесть месяцев до момента изменения конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средств, являющихся основаниями для изменения значения присвоенной категории, планов обеспечения транспортной безопасности и (или) необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости этих объектов. Данный пункт Требований позволяет компетентному органу в области обеспечения транспортной безопасности исполнять свои полномочия по установлению количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и осуществлять другие полномочия.
Пункт 5.18 Требований устанавливает обязанность для субъекта транспортной инфраструктуры изменять конструктивные или технические элементы, технологические процессы на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средств, а также порядок их эксплуатации только после принятия компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности решения о наличии или отсутствии необходимости изменения значения присвоенной категории, проведения дополнительной оценки уязвимости названных объектов.
В соответствии с частью 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные данным Кодексом. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Градостроительный кодекс Российской Федерации разрешает требовать только указанные в частях 3 и 4 статьи 55 документы (часть 4.1 статьи 55).
Оспариваемые положения Требований не регулируют вопросы архитектурно-строительного проектирования и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поэтому являются несостоятельными ссылки заявителей на противоречие пунктов 5.17, 5.18 Требований нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В пунктах 31.5, 33.12, 36.6, 36.7, 37.11 Требований устанавливается обязанность субъекта транспортной инфраструктуры выявлять потенциального нарушителя. Потенциальный, т.е. возможный нарушитель - это лицо, которое может совершить акт незаконного вмешательства, т.е. действие (бездействие), угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. В зависимости от установленных в его действиях признаков состава уголовного преступления или административного правонарушения оно может нести ответственность, предусмотренную административным или уголовным законодательством.
Процедура выявления потенциальных нарушителей является общемировой практикой и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, осуществляется подразделениями транспортной безопасности путем визуального наблюдения за действиями и психическим состоянием указанных лиц.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 2.1 дает определение административного правонарушения. В статье 14 Уголовного кодекса Российской Федерации содержится определение преступления, а статья 19 данного Кодекса устанавливает общие условия уголовной ответственности.
Пункты 31.5, 33.12, 36.6, 36.7, 37.11 Требований не регулируют вопросы административной и уголовной ответственности, поэтому несостоятельными являются доводы заявителей о противоречии вышеуказанных положений Требований нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации. Данные положения Требований ни в коей мере не нарушают права заявителей на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил
заявление ЗАО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО", ЗАО "ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ" о признании частично недействующими Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 40, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2